Общая спецификация 65-мм пленочных камер

 

Расположение стереопары горизонтальное
Размер кадра 24,8 х 18.2 мм
Формат негатива 65 мм.
Грейфер и контргрейфер Двух сторонний
Устойчивость стояния изображения 0.01мм
Обтюратор 150°
Уровень шума 45 dB

 

Каждый кадр стереопары на 65-мм кинонегативе имеет информационную емкость, как минимум 4K. Соотношение сторон кадров составляет 1:1,37, что хорошо вписывается в формат "Giant Screen" (гигантский экран), или "IMAX 3D".

По технологии «Стерео-70», начиная с 1966 года, было снято более 30 стереофильмов.

В зарубежном стереокино, в середине 60-х годах, параллельно существовали аналогичные системы, использующие преимущества 70мм формата для горизонтального размещения двух кадров традиционного 35мм формата. Так, например, американским инженером-оптиком Кристофером Кондоном (Christopher Condon) автором системы "Stereovision 70" были разработаны стереообъективы для 70-мм камеры "Panavision". Но технология оказалось невостребованной в американской киноиндустрии и была реализована только в одном проекте короткометражного стереофильма " Family Circus" (Семейный цирк). В то время в американской киноиндустрии окончательный выбор был сделан в пользу вертикального расположение стереопары из двух кадров с шагом в две перфорации каждый на 35мм пленке, Фото 20.

В 70-х годах прошлого века в формат "Stereovision-70" был переведен фильм "House of Wax" (Дом восковых фигур), снятый в ранее в 50-х годах на два 35мм кинонегатива двумя камерами на зеркальном риге.

Обе системы, советская и американская, были разработаны в эпоху развития в традиционном кинематографе 70-мм формата. Все стадии производства - обработка плёнки, монтаж, озвучание, тиражирование - были удачно вписаны в технологическую цепочку производства 70 мм широкоформатных фильмов, которое к началу 90-х годов было вытеснено 35-мм анаморфированным изображением. По этой причине производство отечественных стереофильмов было приостановлено.

7. Выставление стереообъектива на плоскость нулевых параллаксов

Чтобы "выставить" стереообъектив на определенную дистанцию рампы, оператор совершает операцию мнимой конвергенции, симметрично сдвигая оптические блоки относительно матрицы камеры, используя для этого поводок, показанный на фото 47 .

 

Фото 47

 

Как и в операции по фокусированию объектива, существуют два метода установки рампы – по шкале и визуально по наблюдаемому изображению.

Первый метод чаще используют, когда дистанция рампы устанавливается на заданное значение индекса гипертрофии Н. Например, при съемке в пропорционально-пространственных соотношениях достаточно установить индекс 1. Вторым методом пользуются, когда необходимо установить произвольную дистанцию рампы в зависимости от композиционного положения объекта, который должен находиться в плоскости рампы. В этом случае мнимую конвергенцию следует вести по контрольному монитору.

 

Рис. 28

 

На контрольном мониторе нанесены кресты строго расположенные по центрам кадров стереопары (Рис.28). Оператор, поводком шкалы индексов гипертрофии симметрично смещая оптические блоки, сдвигает левое и правое изображения стереопары таким образом, чтобы одноименные точки объекта, которые должны иметь нулевой параллакс, легли на вертикальные линии крестов.

В обоих случаях рекомендуется располагать «хлопушку» в плоскости рампы, как это показано на фото 48. В дальнейшем это позволит контролировать отснятый материал при просмотре на экране.

Следует обратить внимание, что кадры стереопары в системе «Стерео-70» имеют соотношение сторон 1,37:1, в то время как цифровая проекция ведется с соотношением сторон кадра от 1,78:1 до 2,35:1. В стереокино в композиционных построениях преимущественное значение имеет высота кадра, поэтому производство стереофильма рекомендуется вести в соотношении 1,78:1 (16:9), позволяющим сохранить максимально возможную высоту изображения. Горизонтальные линии, обозначающие высоту кадра при соотношении 16:9, следует наносить на контрольный монитор, Фото 47.

 

Фото 48

 

8. Стереообъективы "ZEPAR".

Важным этапом в сохранении традиций системы «Стерео-70» стало создание в Московском конструкторском Бюро Киноаппаратуры (МКБК) стереообъективов нового поколения в принципиально новой конструкции, где механическое управление оптическими блоками заменено на электронное (Фото 49).

 

Фото 49 Фото 50

 

Границы комфортно воспроизводимого пространства, определяемые по методике системы «Стерео-70», запрограммированы в устройстве управления объективами. Они автоматически высвечиваются на дисплее электронного калькулятора при установке дистанции нулевых параллаксов.

 

«Phantom-65-3D» с объективами "Стерео-70" (НИКФИ) «Phantom-65-3D» с объективами "Zepar" (МКБК)

9. Алгоритм определения параметров стереосъемки в системе "Стерео-70".

На основе формул, описывающих взаимозависимость параметров стереосъемок, в программе Microsoft Excel разработана интерактивная таблица, автор оператор И. Поморин (Рис.29), по которой оператор может оперативно определять границы комфортно наблюдаемого пространства при определенном сочетании фокусного расстояния и базиса съемки, устанавливаемых в соответствии с творческими задачами, или подобрать такое сочетание при заданных границах пространства.

 

К исходным параметрам относятся:

· фокусное расстояние объектива F,

· базис стереосъемки B,

· величина параллакса бесконечности P∞, являющейся отношением расчётной ширины экрана (6500мм) к полезной ширине матрицы (25мм).

 

Как было описано в разделе "Основы стереографии", указанные выше параметры связаны между собой формулой:

 

, в которой величина Н определяется из соотношения:

, где Lºр — расчётная дистанция рампы для пропорциональных пространст­венных соотношений, определяемая по формуле:

 

.

Расчет стереопараметров
26,00 0,25
             
H Lбл, м Lp, м Lд, м      
2,60 5,20      
1,3 2,31 4,16 20,80      
1,73 2,60 5,20      
1,30 1,73 2,60      
1,04 1,30 1,73      
0,87 1,04 1,30      
             
H Lбл. м Lp м Lдал. м      
1,73 1,90 3,00 7,09      

Рис. 29

После введения исходных параметров таблица отображает:

· основную дистанцию рампы Lр

· величину индекса рампы Н, численно совпадающую с коэффициентом гипертрофии пространства,

· максимально допустимое расстояние Lд от точки съемки до дальнего объекта, вычисляемое по формуле:

.

· минимально допустимое расстояние Lбл от точки съемки до ближнего объекта, вычисляемое по формуле:

 

Черным цветом выделены поля таблицы, в которые вводится информация, неизменная на протяжении производства всего фильма. Это, прежде всего, допустимая величина параллакса бесконечности на экране Рэ = 65 мм, ширина изображения на матрице стереокамеры 25мм и усредненное значение ширины экрана – 6500мм.

Выбрав нужный по углу зрения объектив, оператор заносит его параметры в величинах фокусного расстояния, а так же величину базиса съемки 26 мм. Таблица построчно показывает диапазоны комфортно наблюдаемого пространства при съемке с различным индексом гипертрофии (поля пурпурного цвета). В колонке голубого и зеленого цвета выстроены варианты диапазонов пространственной композиции в зависимости от индекса гипертрофии. В самой нижней строке по произвольной величине дистанции рампы, определяются границы комфортно наблюдаемого пространства.

Если в распоряжении оператора существуют дополнительные насадки, уменьшающие или увеличивающие съемочный базис, следует изменить значение основного съемочного базиса объектива на фактическое значение. Еще раз следует обратить внимание на то, что оптические насадки, изменяющие базис съемки (базисные насадки), не являются инструментом подбора необходимого диапазона комфортно воспроизводимого пространства, а служат лишь для усиления или уменьшения степени пространственной передачи объекта. Так, например, насадки, уменьшающие основной базис съемки до 20 и 15 мм, применяют при съемке сверх крупных планов актеров во избежание деформации черт лица. Если использовать их в протяженных композициях с актером, резко выдвинутым на передний плане, то мы рискуем получить эффект аппликации - рельефное изображение портрета на плоском фоне. При съемке людей следует очень осторожно использовать насадки, увеличивающие базис съемки. Так, например, при увеличении базиса съемки свыше 32мм возникает эффект миниатюризации. В большой степени этому эффекту будут подвержены актеры, находящиеся в предрамповой зоне (перед плоскостью нулевых параллаксов), и в меньшей степени, если их расположить за рампой.

Если внимательно проанализировать значения диапазонов комфортно-воспроизводимого пространства при разных величинах фокусного расстояния, то можно определить своеобразную закономерность в системе "Стерео-70", которая позволяет без таблиц, путем простого арифметического расчета с незначительной погрешностью, определять параметры съемки:

· основная дистанция рампы в метрах равна первой цифре фокусного расстояния объектива;

· дальняя граница комфортно-воспроизводимого пространства равна дистанции рампы при предыдущем значении индекса гипертрофии;

· ближняя граница комфортно-воспроизводимого пространства равна половине действующей дистанции рампы.

Так, например, в линейке объективов «Стерео-70» при первом приближении можно считать основной расчетной дистанцией рампы следующие величины:

 

Fмм L бл, м Lр, м Lдал, м
1,15 2,30
1,40 2,80
1,75 3,50
2,00 4,00
2,50 5,00
3,75 7,50
5,00 10,00

 

При этих значениях дальняя граница комфортно-воспроизводимого пространства всегда равна бесконечности.

При съемке с дистанцией рампы в два раза меньшей основной (индекс гипертрофии Н=2), величинам дальних границ присваивается значение величин основных дистанций рамп этих объективов.

 

Fмм L бл, м Lр, м Lдал, м
0,58 1,15 2,30
0,70 1,40 2,80
0,88 1,75 3,50
1,00 2,00 4,00
1,25 2,50 5,00
1,88 3,75 7,50
2,50 5,00 10,00

 

При каждом изменении дистанции рампы в кратное число раз значение предшествующей дистанции рампы переходит в значение дальней границы пространства.

Для удобства работы оператора на стереообъективах «Стерео-70» шкала мнимой конвергенцией выполнена в условных единицах - индексах гипертрофии и в метрических величинах соответствующих им дистанций рамп. Перемещаемый по шкале индекс выполнен в виде вилки, показывающий диапазон комфортно-воспроизводимого пространства при каждом значении индекса гипертрофии (фото 47). Следует обратить внимание, что метрическими значениями шкалы нельзя пользоваться при съемке с базисными насадками.