Глубина комфортно наблюдаемого пространства.

 

При стереосъемке, в отличии от традиционной, выстраивая кадр, мы оперируем не картинной плоскостью, расставляя по ней объекты, а пространством, расположенным от камеры до дальней границы видимой области пространственной композиции.

В первую очередь оператор с режиссером проводят идентификацию композиционного пространства кадрасо зрительным залом, определяют: где будет проходить плоскость нулевых параллаксов - плоскость экрана (Рис 13).

При стереосъемке желательно в краю кадра размещать статичные объекты в области рампы для ее обозначения (на операторском сленге – отбить рампу), что поможет зрителю увязать пространственную сцену с пространством зрительного зала. В этом случае пространственное действие будет восприниматься относительно этих объектов.

Выбор положения рампы (иначе, плоскости нулевых параллаксов) не может быть произвольным. Объекты композиции, которые будут обрезаться границами кадра, не должны располагаться перед рампой. В противном случае рампа, как виртуальная плоскость нулевых параллаксов, психологически не будет восприниматься в плоскости экрана из-за эффекта «отжимающего действия границ экрана», о котором более подробно будет сказано ниже.

Несовпадение психологического восприятия положения плоскости рампы, заданной при съемке, с реальным положением экрана при длительном просмотре фильма вызовет у зрителей дискомфорт и утомляемость.

При выставлении плоскости рампы оператор определяет границы композиционного пространства по глубине кадра (Lдл. и Lбл.). Дальняя граница (Lдл) ограничивает дальние участки этого пространства, чтобы изображения максимально удаленных объектов на экране имели величины положительных параллаксов не больше величины параллакса бесконечности (+65мм или 1 % от ширины экрана).

 

Рис. 13

 

Принципиальное различие в условиях восприятия естественной и искусственной пространст­венной картины возникает при рассматривании участков изобра­же­ний в зальном, предэкранном пространстве. При наблюдении реальных объектов на небольшом расстоянии непроизвольно включается механизм аккомодаци­онно-конвер­гентной связи, который означает согласованную работу группы мышц, участвующих в конвергенции зрительных осей и аккомодации хрусталика каждого глаза. При восприятии экранных стереоизоб­ражений, в отличие от естественных условий, глаза постоянно аккомодированы (сфокусированы) на экран, в то время как угол конвергенции зрительных осей всё время меня­ется при отслеживании ими «своих» сопряженных участков. Возникает прину­ди­тель­ное рассогласование (разрыв между конвергенцией и аккомодацией). Однако, учитывая тот факт, что хрусталик глаза, как любая оптическая положительная линза, обладает определенной глубиной резко изображаемого пространства, можно утверждать, что зоной аккомадции является не плоскость, а пространственная область. Поэтому зрительный аппарат обладает физиологическим ресурсом наблюдения стереопарных изображений при определенных допусках принудительного рассогласования между конвергенцией и аккомодацией.

Прину­ди­тель­ное рассогласование в наибольшей степени проявляется для участков изображений с сильным «выходом в зал», то есть для участков, сформиро­ван­ных в предэкранном пространстве на близких расстояниях от наблюдателя. Если расстояния до них составляют менее половины расстояния между зрителем и экраном, то длительное их рассматривание может вызвать ощущение дискомфор­та, а при еще более близких расстояниях — утомление, боль в глазах, головную боль, разрушение стереоскопического эффекта.

Теоретические и экспериментальные исследования показали, что наиболее комфортно при продолжительном рассматривании воспринимаются близко расположенные статичные детали объекта, если они отображаются на экране с отрицательными параллаксами, не превышающими -65 мм (или -1% от ширины экрана). В стереоизображении такие детали воспринимаются в пространстве зала на половине расстояния от зрителя до экрана.

Таким образом, подобно глубине резко изображаемого пространства, в стереосъемке мы оперируем глубинойкомфортно наблюдаемого пространства зрителем: без напряжения, без двоений изображений объектов, как переднеплановых, так и фоновых, и передаваемое в суммарном диапазоне положительных и отрицательных параллаксов равном 2% от ширины экрана. Рекомендуется, чтобы глубина резко изображаемого пространства была не меньше глубины комфортно наблюдаемого пространства.