Урок 3. Ткани. Типы тканей и их свойства Д.З. §3

Взаимосвязь теории управления с другими науками. Управление и менеджмент. Цель науки теории управления.

Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, синергетики психологии, экономики.

Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных дисциплин, касающиеся управления. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Особое значение для становления теории управления имела кибернетика как наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.

Долгое время в научной литературе отождествлялись понятия управление и менеджмент.

Считается, что слово менеджмент происходит от староанглийского глагола «to manage» и означает искусство наездника управлять лошадью.

Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению достаточно широко. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.

Словарь Коллинза дает два основных смысла этого слова: процесс управления и группа людей, составляющих орган управления .

Отечественный словарь иностранных слов (1955 г. издания) предлагает рассматривать менеджмент как управление производством и, одновременно, как совокупность принципов и методов, средств и форм этого управления.

Рассматривая сущность и содержание понятия «менеджмент», необходимо сказать, что часть отечественных исследователей рассматривают его либо как «вид управления, полностью отвечающий потребностям развития рыночной экономики», либо как управление людьми в организациях, отмечая при этом, что в ряде современных терминов используется расширительная трактовка понятия «менеджмент». Оно употребляется для обозначения управления организационно-технического процесса. Другие исследователи отмечают идентичность понятия «менеджмент» с понятием «управление». Действительно, в последнее время границы между этими понятиями становятся все более и более прозрачными и практически стираются. Мы будет использовать их как взаимозаменяемые термины. На диаг. 1 представлены подходы, наиболее часто используемые при определении менеджмента.

процесс

Функции

искусство

Менеджмент

как:Люди,

Наука управляющие

управления аппарат организацией

органы управления

 

Диаграмма 1. Содержание менеджмента

 

Между ними нет противоречий, они взаимодополняют друг друга, что позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента.

Наиболее часто используемые подходы к определению менеджмента следующие:

во-первых, менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессиональные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей, используя различные способы их достижения;

во-вторых, менеджмент предполагает выполнение ряда функций, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают получение результатов, соответствующих целям;

в-третьих, менеджмент часто идентифицируют с менеджерами, а также органами или аппаратом управления, так как менеджеры – это категория людей, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала организации для достижения поставленных целей. Менеджер – «лицо или группа лиц ответственных за изучение, анализ и формулирование решений и инициирующее соответствующие действия в интересах организаций». Такие лица образуют специальный орган современных коммерческих и некоммерческих предприятий. Аппарат является составляющей частью любой организации, без которого она как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Главная задача людей работающих в аппарате состоит в эффективном использовании и координировании всех ресурсов организации (капитала, оборудования, материалов, труда, зданий, информации) для достижения поставленной цели;

в-четвертых, менеджмент – это наука, имеющая свой предмет, проблемы, методы и способы их решения.

Основу этой науки составляет вся сумма накопленной за всю историю человечества знаний, концепций, теорий, моделей, принципов, касающихся природы, способов и форм управленческой деятельности. Наука управления имеет свою теорию, содержанием которой являются законы, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Ученые управленцы направляют свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более эффективным.

Знания об управлении очень важны, они позволяют не только качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать события завтра. Они служат опорой для постановки задач, при осуществлении управленческой практики;

в-пятых, менеджмент понимают как искусство. Современные организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные внешние и внутренние факторы. Среди них люди, работающие в организациях и с организациями, – главный фактор, управление которым чрезвычайно трудно и требует особых качеств, так как каждый сотрудник обладает своим характером, темпераментом, имеет свою систему ценностей, мотивов к труду. Управление требует не только научных знаний, но и развития личностных качеств менеджера, их способностей применять знания в практической работе. Связь между научными знаниями и искусством удачно выразил профессор Л. И. Евенко: «Менеджмент – это, конечно, самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее сказать управленческая мысль, сочетающая в себе науку, опыт «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством. Главная проблема эволюции управления в XX веке, как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы – как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы».

в-шестых, в последнее время укоренилось понятие менеджмента как социальной функции, имея в виду особого рода человеческую деятельность как по управлению в обществе вообще, так и по управлению процессом в частности. Именно эта функция обеспечивает стремительное социально-экономическое развитие в тех странах мира, где она востребована историческими условиями.

Таким образом, управление - это более широкое понятие. Принимая во внимание столь неоднозначную трактовку управления, неудивительно, что в устах представителей различных дисциплин управление получает разное толкование. Так, с точки зрения экономистов, управление является одним из факторов производства наряду с землей, трудом и капиталом, который к тому же со временем замещает как труд, так и капитал. Специалист в области администрирования склонен считать, что управление представляет собой, прежде всего, систему власти в организации, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными. По мнению же социологов управление является одним из элементов социальной структуры и системы социальных статусов.

В теории управления сущность управления обычно раскрывается, с одной стороны, через понятия «деятельность» и «процесс», с другой – с помощью категории «воздействие». В первом случае управление сводится к действиям и процессу по подготовке и исполнению управленческих решений и по проведению организационно-управленческих мероприятий. Во втором – к воздействию, которое указывает на реальное влияние управления на сознание, поведение и деятельность людей. Управление проявляется в виде влияния некоего субъекта на объект, в ходе которого происходит его преобразование, переход из одного состояния в другое, изменение направленности его движения или развития.

На наш взгляд, обе трактовки представляют собой отражение механистического взгляда на процессы, связывающие управляющих и управляемых. Наиболее существенным недостатком его является восприятие управления в целом как одностороннего процесса целевого влияния руководителя на подчиненного, хотя и с признанием наличия обратной связи, но только в виде индикатора эффективности управленческих воздействий и канала информации о состоянии объекта управления и внешней среды. Добавим и то, что в такой трактовке воздействие подразумевает процесс манипулирования объектом со стороны субъекта управления, оно отражает стремление управлять им в авторитарных рамках организации.

Различают общий менеджмент, который изучает принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивация, лидерство).

Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами. Существует менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент и т.д. Причем в рамках специального менеджмента можно встретить более детальное дробление (например, в рамках финансового менеджмента – менеджмент наличности).

Объектом менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Объектом также могут быть некоторые виды специальных процессов (например, финансовые потоки, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые инвестиционным менеджментом).

Предметом менеджмента являются:

- экономический механизм;

- организационные структуры;

- маркетинг;

- персонал;

- информация;

- корпоративная культура;

- поведение людей в организации и другие составные части системы управления.

Цели и задачи науки «теория управления»:

- изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

- определение основных тенденций развития управленческих процессов;

- построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

- формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

3.Методология теории управления, ее функции.Теория управления при изучении своего предмета опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования.

Методология теории управления– это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:

- философская методология (совпадает с гносеологией);

- общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;

- специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук, в данном случае – теории управления;

- методика и техника научного исследования.

Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.

Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделим:

- исторический, рассматривающий явление в генезисе;

- сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;

- системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;

- комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.

Подчеркнем основные требования к использованию системного подхода:

- выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;

- определение составных элементов системы;

- рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;

- анализ функций элементов по отношению к системе;

- выявление системообразующих связей;

- определение механизма функционирования системы.

Обращаясь к характеристике специально-научной методологии,следует отметить, что их роль могут выполнять парадигмы и теории конкретных наук – социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента и т. д.

Выделим, прежде всего, такие подходы, как бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.

Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей. Программа бихевиоризма и сама теория были впервые представлены Уотсоном в 1913 г. Бихевиоризм акцентирует внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т. д. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии примитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной его тезис – изучать не сознание, а поведение, трактуемое как совокупность связей «стимул-реакция». Бихевиоризм не занимается поиском причинно-следственной зависимости поведения, он лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее функциональные, быстро переводимые на язык практических предложений и рекомендаций.

Ситуационный подход был разработан в США в конце 60‑х гг. ХХ в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.

Представителями данного подхода в контексте ситуации были проанализированы ограничения на применение моделей организации, выдвинутые различными школами. Так, в качестве ограничения на применение:

- бюрократической модели они рассматривают динамичную внешнюю среду и изменяющуюся технологию;

- органической модели – низкую квалификацию персонала;

- децентрализованной модели организации – высокий уровень автоматизации.

Сторонниками ситуационного подхода, таким образом, был выдвинут постулат, согласно которому каждому типу управленческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, средства, стратегия и структура.

Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет:

- упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;

- объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;

- использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов.

Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.

Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.

Некоторые авторы выделяют деятельностный подход, которыйвключает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя – в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников.

Методология теории управления подвержена постоянным изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания управленческих отношений и процессов, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.

Методология теории управления выполняет несколько функций:

познавательную(связанную с изучением сущности управленческих отношений);

описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);

• объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);

• прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);

• контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);

• оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);

• образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);

• прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).

В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления.

 

 


 

Разновидности эпителиальной ткани
Ткань это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную (покровную), соединительную, мышечную и нервную.

Эпителиальная ткань.Эпителиальная ткань (эпителий) образует слой клеток, из которых состоят покровы тела и слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма и некоторые железы. Через эпителиальную ткань происходит обмен веществ между организмом и окружающей его средой. В эпителиальной ткани клетки очень близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Таким образом создается препятствие для про-

никновения микробов, вредных веществ и надежная защита лежащих под эпителием тканей. В связи с тем, что эпителий постоянно подвергается разнообразным воздействиям, его клетки погибают в больших количествах и заменяются новыми. Смена клеток происходит благодаря способности эпителиальных клеток к быстрому размножению – регенерации.

Различают несколько видов эпителия — кожный, кишечный, дыхательный и др. Кожный эпителий многослойный. Кишечный эпителий однослойный. К производным кожного эпителия относятся ногти, волосы и железы. Это, например, поджелудочная железа, печень, слюнные, потовые железы и др. Выделяемые железами ферменты расщепляют питательные вещества. Продукты расщепления питательных веществ всасываются кишечным эпителием и попадают в кровеносные сосуды. Дыхательные пути выстланы мерцательным эпителием. Его клетки имеют отращенные кнаружи подвижные реснички. С их помощью удаляются из организма попавшие с воздухом твердые частицы.

Соединительная ткань. Особенность соединительной ткани — это сильное развитие межклеточного вещества. Основными функциями соединительной ткани являются питательная и опорная. К соединительной ткани относятся кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани. Кровьи лимфасостоят из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток крови. Эти ткани обеспечивают связь между органами, перенося различные вещества и газы.

 
 
Разновидности соединительной ткани


Волокнистая соединительная ткань состоит из клеток, связанных друг с другом межклеточным веществом в виде волокон. Волокна могут лежать плотно и рыхло. Волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах. На рыхлую соединительную ткань похожа и жировая ткань. Она богата клетками, которые наполнены жиром.

В хрящевой ткани клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластические и другие волокна. Хрящевой ткани много в суставах, между телами позвонков.

Костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки. Клетки соединены друг с другом многочисленными тонкими отростками. Костная ткань отличается твердостью.

Мышечная ткань. Эта ткань образована мышечными клетками и волокнами. В их цитоплазме находятся тончайшие нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую, поперечнополосатую скелетную и поперечнополосатую сердечную мышечную ткань. Поперечнополосатой ткань называют потому, что ее волокна имеют поперечную исчерченность, представляющую собой чередование светлых и темных участков — полосок. Важнейшие свойства – возбудимость, проведение возбуждения и сократимость.

Рис. 6. Разновидности мышечной ткани
Гладкая мышечная ткань образована клетками и входит в состав стенок внутренних органов (желудок, кишки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды).

Поперечнополосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную. Скелетная мышечная ткань состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10—12 см.

Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечную исчерченность, но состоит из клеток. Однако в отличие от скелетной мышцы здесь есть специальные участки, где мышечные волокна смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается соседним. Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы.

Сокращение мышц имеет огромное значение. Сокращение скелетных мышц обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим. За счет гладких мышц происходит сокращение внутренних органов и изменение диаметра кровеносных сосудов.

Нервная ткань.Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка — нейрон.

Нейрон состоит из тела и отростков. Тело нейрона может быть различной формы — овальной, звездчатой, многоугольной. Нейрон имеет одно ядро, располагающееся, как правило, в центре клетки.

Большинство нейронов имеют короткие, толстые, сильно ветвящиеся вблизи тела отростки – дендриты проводящие нервный импульс к телу клетки. Длинные (до 1,5 м) отростки, проводящие импульс к телу клетки называются дендронами, от тела клетки – аксонами.

Длинные отростки – тонкие и ветвящиеся только на самом конце, покрыты жироподобной миелиновой оболочкой из шванновских клеток, изолирующей проведение электрического импульса от контакта с соседними волокнами. Между шванновскими клетками находятся перехваты Ранвье.

Основными свойствами нейрона являются способность возбуждаться и способность приводить это возбуждениепо нервным волокнам. В нервной ткани эти свойства особенно хорошо выражены, хотя характерны также для мышц и желез. Возбуждение распространяется по нейрону и может передаваться связанным с ним другим нейронам или, например, мышце, вызывая ее сокращение.

Значение нервной ткани, образующей нервную систему, огромно. Нервная ткань не только входит в состав организма как его часть, но и обеспечивает объединение функций всех остальных частей организма.

 
 
Рис 7. Строение нейрона

 


Основные термины и понятия: