НЕОТЛОЖНАЯ ХИРУРГИЯ
Заключение, изменение и расторжение торговых договоров.
Процесс создания договорных инструментов это не только выработка договоров, но и совершение определенного набора юридически значимых действия заинтересованных в договоре субъектов, для того, чтобы придать выработанным договорным условиям юридическую силу. Дополнительные действия в своей совокупности образуют стадию заключения договоров.
Коммерческое право, стремясь не отстать от научного прогресса и создать предпосылки дря развития рынка, активно внедряет все новые и новые способы заключения договоров. Некоторые из них постепенно заимствуются гражданским правом, например, торги.
Помимо разработки и внедрения новых способов заключения договоров коммерческое право стремится и к разработки нового порядка заключения договора, защищая интересы сторон комм. оборота.
Способ и порядок заключения договора – абсолютно разные категории. Не стоит их путать.
Порядок заключения договора – процедура или последовательность совершения юридически значимых действий, необходимых для заключения договора.
Способ заключения договора – определенные приемы, технологии, совершения выше обозначенных действий.
Принципиальным моментом здесь является активная адаптация комм. правом процедура и способы заключения договоров на базе современных электронных договоров. Гражданское право здесь более консервативно. Традиционные процедуры с использованием бумажных носителей уходит в прошлое и на первое место выходят электронные сообщения, которыми обмениваются потенциальные контрагенты.
Комм право ориентируется на то, что во многих случаях законные или уполномоченные представители сторон (ф.л.) могут уже не принимать непосредственного участия. На их место пришли автоматизированные системы.
Подготовленные комиссией по праву международной торговли ООН типовой закон ЮНЦентрал от 28 мая 1996 года.
Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 23.10.2005 года. В соотв. Со ст. 4 под автоматизированной системой электронных сообщений понимается компьютерная программа или электронные и другие автоматизированные средства, использованные для инициирования какой-либо операции или ответа на сообщение, а также действия, полностью или частично без просмотра или вмешательства со стороны какого-либо ф.л. всякий раз, когда этой системой инициируется какая-либо операция или готовится какой-либо ответ.
Ст. 12 этой конвенции «использование систематизированных систем сообщений для заключения договоров». Она устанавливает, что договор, заключенный в результате взаимодействия автоматизированной системы сообщений и какого-либо физического лица, либо в результате взаимодействия только автоматизированных систем сообщений не может быть лишен действительности или исковой силы лишь на том основании, что какое-либо лицо не осуществляла просмотра или вмешательства в отношении операции, выполненной системой, по заключению договора.
Россия – участник, но не ратифицировала. В прошлом году был принят новый закон от 6 апр. 2011 63-ФЗ «об электронной подписи» (сменил щакон об электронной цифровой подписи) регулирует и отношения об использовании электронной подписи при заключении договоров. (посмотреть в законе, это спец. Вопрос в билетах). Нужно знать виды электронных подписей (простая, усиленная. Усиленная может быть неквалифицированной и квалифицированной). Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанном собственноручной подписью. Т.е. 6 и 9 ст. закона ;). По общему правилу, в отношении заключения договоров, для того, чтобы считать равнозначным необходимо предварительно заключить обычное письменное соглашение между участниками электронного соглашения. В этом соглашении обязательно должны быть предусмотрены следующие условия:
· Должны быть установлены правила определения лица, подписывающего электронный документ по его простой электронной подписи.
· Обязанность лица, создающего или использующего ключ просто подписи, соблюдать его конфиденциальность.
Для решения этой задачи (обмене сообщениями) важно соблюдения этих критериев. Часто при этом используют рамочные договоры (договор, предусматривающий в дальнейшем заключение иных договоров).
Рекомендация европейской комиссии ООН от 29.03.2001 года ориентирует субъектов международных торговых отношений на использование электронных сообщений настоятельно рекомендует перейти на электронный документооборот. Это дает возможность сократить время по передаче информации до долей секунды. Это повышает траспорентность рыночных процессов и ответной реакции рынка.
Очень важным моментом заключения договора в комм. праве является то, что комм. право связывает потенциальных контрагентов не только формальными норами законодательства, но и обычаями торгового оборота в соотв. Области торговли.
В соотв. С Конвенцией прямо содержатся положения о том, что стороны связаны обычаями, о которых договорились, или, при отсутствии иного, стороны подразумевали применение к их договору (заключению договора), или включение обычая, о котором они знали или должны были знать и который международной торговле широко известен и постоянно соблюдается в соотв. области торговли. 12 ст. закона «о торговле» у нас говорит о возможности формирования добросовестных торговых практик.
По действиям, которые образуют собой некий порядок совершения договора. Эту группу действий разграничивают на:
1. Основные – образуют в совокупности порядок заключения договора. Тенденция в комм. праве на упрощение порядка совершения договора. Минимизация действий по порядку заключения договора. Существуют 3 направления:
a. Допускается совершать действия в любом виде (не существует формальностей).
b. Действия могут совершаться в любой форме. Не обязательно соблюдать требования простой письменно формы договора. Можно хоть всегда устно, речь лишь в том, как доказать потом ;).
c. Факт заключения договора может подтверждаться любыми доказательствами. В частности об этом прямо говорится в ст. 2.11 ПЕДП, ст. 1.2 УНИДРУА, ст. 11 конвенции ООН о договорах международной купли-продажи. Заключение договора может доказываться любыми средствами, включая показания свидетелей.
2. Вспомогательные – их назначение заключается в обеспечении юридической безопасности договора. Комм право изначально не пыталось ограничиваться сугубо теми действиями, которые необходимы для того, чтобы договор считался заключенным. Оно придает огромное значение действиям, которые не являются основными, но имеют важное значение. К числу таких действий относятся:
a. Проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. Тут вступает в силу принцип профессиональной компетенции.
b. Заявления о фактах. В процессе заключения договоров одна из сторон предлагает сделать заявление о фактах, а контрагент делает таковое или нет. Если делает – риск на контрагенте, если нет – риск на стороне, предложившей такое заявление. Такого рода заявление может быть зафиксировано и в протоколе, не в самом договоре. В любом документе, формализующем процесс заключения договора.
c. Действия по раскрытию информации, имеющей значение для осознанного принятия решения контрагентом о заключении договора. 223-ФЗ устанавливает особенности заключения договоров организациями с государственным участием. Это обычные контракты, просто субъект не самый обычный. Там есть требования о раскрытии информации, как её раскрывать и т.д..
d. Действия по привлечению внимания к предлагаемым условиям договора. Скажем, обращаем особое внимание на какое-то условия и говорим о содержании. Это фиксируют в протоколе.
Действия, соврешаемые в процессе заключения договора. Т.н. основные действия:
1. Оферта и акцепт. Либо путем обмена сообщений либо конклюдентными действиями (совершаются в обмен на оферту).
2. Фактические действия (без оферты).
3. Договоры, заключаемые с помощью организаторов. Действия, совершаемые в ходе заключения договоров – направление заявок субъектами организатору торгов на заключение договоров, а со стороны организатора – направление подтверждения о заключении договора. Покупатель и продавец напрямую не контактирует. Здесь каждая направляет оферту и акцепт.
Основные способы заключения договора:
1. Путем составления 1 документа (письменного или электронного).
2. Путем обмена документами (письменными или электронными).
3. Путем совершения конклюдентных действий.
4. Путем организации торгов (не по средствам специализированного субъекта, а самим участником торгового оборота. Скажем, завод для закупки товаров под производственные нужды).
5. Путём запроса катировок (по ФЗ-94). Это запрос потенциальным субъектам об условиях, на которых они готовы заключить договор. Это ни в коем случае не оферта. После этого направляется официальная оферта.
6. Путем сложения разнонаправленных заявок организаторам торговли/торгов. Решение принимает организатор торгов.
7. Путем совершения фактических действий:
a. Без подтверждения факта заключения договора.
b. С подтверждением заключения договора. Совершаются действия, а затем направляется подтверждение заключения договора.
8. Путем проведения переговоров. Тут лишь юридически значимые действия, нет классический оферты и акцепта. Кстати, его сейчас формализуют в проекте ГК.
9. Путем обмена стандартными условиями.
Порядок заключения договора:
1. Подтверждение оферты акцептом. Товарный рынок разделяется на 2 сферы: неорганизованный товарный рынок, организованный товарный рынок (биржевой рынок, на нем действуют спец. Субъекты – организаторы (биржи и торговые системы)). С т.з. российского ГП, в п. 2 ст. 432 говорится о том, что оговор заключается по средствам оферты и акцепта. У нас в ГК это жестко, закрытый порядок. Он, в основном, характерен для неорганизованного рынка. В коммерческом праве подходы применения оферты и акцепта менее жесткие. Например, ст. 2.1.1 принципов УНИДРУА. Договор может быть заключен путем акцепта оферты либо в результате поведения сторон достаточно свидетельствующих о заключении соглашения. 4.2.1 свода Централ гласит, что договор считается заключенным, когда одна сторона направила другой оферту и она была принята контрагентом или когда стороны намеренно объединились для создания юридических обязательств. В ПЕДП не указано вовсе на необходимость акцепта оферты как способа заключения договора, хотя они содержат правила и об оферте и об акцепта. Договор может быть заключён в любом порядке, даже фактическими действиями. В Гражданском праве подход очень жесткий, и он оправдан: стабильность, определённость. В комм праве подход к оферте и акцепту совсем иной: экономическая целесообразность, устойчивость товарного оборота + очень динамичные торги.
Требования к оферте. В комм. и рос. ГП наблюдаются существенные отличия в отношении требований к оферте. В комм. праве менее жёсткие требования и к содержанию и к форме оферты. 435 ст. ГК гласит, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом при ответе акцептом. В 437 ст. регламентируется публичная оферта – предложение, из которого усматривается воля лица заключить договор с любым, кто отзовется на предложенных в договоре условиях. Любая оферта должна содержать существенные условия договора. Если предложение не содержит всех существенных условий – с т.з. РГП – это не оферта.
В Коммерческом праве же иные правила. Конвенция ООН о международной купле-продажи (у нас она ратифицирована, и все нормы имеют приоритет на договоры, закл. с внешними контрагентами). Предложение должно быть достаточно определено и отражать намерения оферента считать себя связанным в случае акцепта. Оно считается достаточно определенным, если в нем обозначен товар, прямо или косвенно (даются ссылки в контрактах на биржевые котировки и т.д.) устанавливается количество И цена (оба) либо предусматривается порядок их определения. С т.з. ПЕДП (ст. 2.201) – предложение становится офертой если оно содержит достаточно определенные условия для заключения договора. Ст. 2.102 принципов гласит, что условия определены в достаточной степени для того, чтобы договор мог быть исполнен или они могут быть определены в соотв. с настоящими принципами. Ст .2.1.2 принципов УНИДРУА говорит о том, что предложение становится офертой, если оно достаточно определено. Свод Централ в ст. 4.2.1 говори о том, что для достижения соглашения по договору требуется, чтобы стороны имели намерения юридически связать себя договорными обязательствами и чтобы они в достаточной мере определении условия договора в отношении сторон и предмета договора.
Комм право не обязывает оферента указывать в оферте все существенные условия договора, ограничиваясь ,главным образом, условием о предмете в широком смысле данного термина. Остальные условия: о цене, о количестве, о сроке и т.д., в случае их отсутствия в оферте могут быть восполнены и определены либо на основании положений нормативных актов либо исходя из торговых обычаев и обыкновений. Это повышает устойчивость отношений. Такой упрощенный подход к содержанию делает стабильней договорные отношения – их сложнее разрушить, т.к. подход позволяет все восполнить.
Встает вопрос злоупотребления, когда офертой признается обычная деловая переписка. Но есть механизмы пресечения злоупотреблений на этой почве. В комм праве активно используется инструмент явно выраженного отказа (прямой отказ), который должен заявить потенциальный акцептант, пока не будет согласовано какое-то конкретное условие или несколько условий, которые он считает важными для себя. Если такой отказ потенциальным акцептантом не заявлен, то с большой степенью вероятности такой договор будет признан заключенным. На это нацеливает. Ст. 2.103 ПЕДП.
Форма оферты. В гражданском праве традиционно, по общему правилу, это письменное предложение: как на бумажных носителях, так и на электронных носителях. В коммерческом праве в качестве оферты рассматриваются не только формальные письменные предложения о заключении договора, но и фактические действия определенного рода. Объём и набор таких действие определяется обычаями торгового оборота. Например, в ПЕДП (ст. 2.201) в качестве оферты (публичной) рассматривает выставление товара профессиональным поставщиком (компания-дилер выставила новую машина на показ). Применительно к торгам (на неорганизованном рынке, которые проводят сами субъекты товарного рынка).
Есть вопрос в комм. праве в отношении тендерных заявок. Что это: предложение или просто заявка на участие в торгах. По нашему законодательству до сих пор не ясно: оферта это или все-таки просто инициированное предложение о заинтересованности.
В типовом законе ЮН Централ (комиссия по праву международной торговле в ООН) 1994 года. Тут говорится, что тендерные заявки это оферта и прямо предусмотрен механизм в ст. 36 «Акцепт тендерной заявки». Оферта должна быть оформлена в таком случае в письменной форме (документ с подписью) + в запечатанном конверте. Соотв. документ допускает оформление тендерной заявки иным способом, но как исключение, если это указано в
Требования к акцепту. С т.з. содержания – общее правило и в ГП и в комм. праве: условия акцепта должны быть зеркальными по отношению к условиям акцепта. Акцептом признается ответ о принятии оферты и он должен быть полным и безоговорочным. Нельзя акцептовать на отличающихся условиях.
Комм право идет дальше: оно допускает возможность акцепта оферты на иных условиях. Этот способ регламентирован в конвенции ООН ст. 19. Прямо гласит, что ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнительные (их не было в оферте) или отличные(не те, что были заявлены) условия не меняющие существенно условия оферты является акцептом. Если только оферент без неоправданной задержки не возразит против этих условий устно или письменно.
Очень важен вопрос: а меняют ли эти условия существенные условия оферты или нет. Ответ содержится в источниках комм. права. В ст. 19 говорится о таких условиях. Существенно меняющими являются условия: в отношении цены, платежа (условия о форме), качество и количество товара, место и срок поставки, условия об ответственности и условия о порядке разрешения споров. Подобный же перечень утвержден в ст. 4.2.5 свода Централ. ПЕДП ст. 2.208 также регламентирует институт акцепта на иных условиях. В принципах УНИДРУА в 2.1.11 – аналог. Во всех документах однозначно подтверждается возможность заключения договора на иных условиях, существенно не меняющих.
Т.о. по общему правилу с точки зрения комм. права:
· Наличие в акцепте отличающихся или дополнительных условий, не вносящих существенные изменения в условия оферты – НЕ препятствует заключению договора.
· Для предотвращения ситуации заключения договора, оферент должен либо прямо указать в оферте на недопустимость акцепта на иных условиях. Либо незамедлительно заявить о своем несогласии с измененными условиями акцепта (отправить соотв. изменения).
2. Акцепт в виде конклюдентных действий – фактическое исполнение дейтвий.
3. 438 – молчание не является акцептом, за исключением случаев: если иное не указано в законе, условиях комм. оборота, договором, сложившимися обыкновениями отношений между сторонами. Включение в рамочный договор договор условия о том, что все последующие разовые договоры будут заключаться путем молчания. Это некий риск для разрешения в российских судах, т.к. 438 ставит под сомнения возможности заключения соглашения о молчаливом акцепте. В источниках комм права – сформулировано, как и в ГК
У нас сейчас наблюдается стандартизация на рынке неорганизованном, сами субъекты вырабатывают. Орг. Инструменты о направлении оферты и акцепта. * Книга, посвящённая стандартной организации на товарных рынках.
Сделки в соотв. с примерными условиями: стороны согласовывают эти условия по средствам электронной (в соотв. с условиями простой письменной форме). Стороны заключают сделки через электронные средства связи, полномочия которые явствуют из обстановки (допустим, менеджеры. Т.е. нет доверенности). Условия генерального соглашения имеют приоритет над стандартными условиями. Сделка считается заключенной в день, когда были достигнуто соглашение о все существенных условиях, после направляется документ в подтверждение факта заключения договора.
4. Возможен вариант, когда участники используют свои стандартные условия. Т.е. обмен стандартными условиями и так далее.
5. Заключение договоров без оферты и акцепта. Принципы ПЕДП 2.211 или 2.11 УНИДРУА – в результате поведения сторон, достаточно свидетельствующих о соглашении. Есть несколько вариантов:
a. Путём совершения фактических действий. Тут вступает в силу институт подтверждения заключения договоров. Это доказательственный документ – тут нет ни оферты ни акцепта. Устанавливает факт заключенных соглашений.
b. Договоры на организованном рынке. Например, ситуации, когда заинтересованные в приобретении товара или иные обладатели базисного актива направляют заявки на заключение договора. Такой вариант закреплен в законе об организованных торга.
c. Заключение договора в процессе проведения правовых переговоров. Тут есть 2 аспекта: когда проводятся переговоры без использования института проведения торгов; когда проводятся переговоры в рамках торгов (двухступенчатые торги). Первый вариант (двухступенчатые переговоры) – организатор торгов (комм. орг). Размещает информацию о проведении торгов и к ней поступают заявки от заинтересованных участников торгов. После переговоров предлагают таким участникам представит уточненные оферты. На втором этапе выбирается претендент исходя из уточненных оферт. Второй вариант – это котировочные заявки и иные процедуры. ЮН ЦЕНТРал устанавливает : 43 ст. - Процедура отбора путем проведения одновременных переговоров с ними. 44 – поочередные, переговоры, постепенные переговоры и т.д.. Важно понимать, что эти переговоры приводят к разным ситуациям: в результате появляется уточненная оферта ( на это направлены действия), а второй вариант: конечный результат – соглашение. Этот институт у нас пока не регламентирован. Ст. 4.7.1 Центра, 2.301 ПЕДП, ст. 2.1.15 УНИДРУА – устанавливает принцип ответственности за недобросовестное проведение переговоров: проведение или прерывание переговоров с нарушением требований добросовестности и честной деловой практики. Ответственность – в виде возмещения убытков. К это компании может быть предъявлен иск о возмещении убытков. Вскоре, эта ответственность будет воспринята и нашим ГП, как и сам институт. В процессе переговоров заключается ряд важных документов, использующиеся в качестве доказательств добросовестности проведения переговоров, а не как факта заключения договров.
Среди них:
· протокол ведения переговоров (его ведет и оформляет какой-то технический работник, секретарь-протоколист)(в этом протоколе фиксируется все действия сторон, кто какую информацию раскрыл, какие заявление, кто к каким условиям привлекал специальнео внимание. Его подписывает секретарь и копии раздаются участвующим в деле лицам).
· Протокол результатов переговоров – его подписывают уполномоченные на ведение переговоров лица. Т.е. Менеджеры, назначенные старшими в группе ведения переговоров. На основании этого протокола готовится оферта. Если готовы сразу заключить договор, готов текст документа – то его сразу и заключают. Он используется для подготовки проекта заключаемого договора, оферту.
*** На сегодняшний день в комм практике имеется 2 специальных группы рисков, связанные с заключением договоров:
· Риск в обвинении навязывания условий договора. Он несет антимонопольный характер, ведь ФАС проводит проверки по заявлением обиженных хоз. субъектов. Это противоправное деяние, за него предусмотрена адм. Отв. Особенно в отношении субъектов, занимающих дом. Положение. К тому же 13 ст. фз о торговле устанавливает запрет о навязывании условий даже в отн. Субъектов, не явл. Доминирующим. Легального определения нет, но есть несколько подходов. Первый, сформулирован в письмах Фас от 12 ноя 2008 года АГ29484 (оно утратило силу ВАС, он признал недействительным не ПО СУЩЕСТВУ, а по процедуре (не зарегали в минюсте)) и письмо от 15.07.2010 №ИА-22313 они рассматривают навязывание (и это поддержали суды), как уклонение или отказ от согласования невыгодных для контрагента условий договора, которые им правомерно оспариваются.
· Понуждение к заключению договора – действия, направленные на заключение договора при условии заключения иного договора. 29 ст. закона о торговле накладывает запрет на такие действия.
*** Существует проблема полномочий сторон на заключение договора. Если в ГП делает упор на разработку и формализацию институтов законного представителя, то тут несколько иной подход: упор на институт прямого и косвенного представительства. Ст. 3.102 ПЕДП закрепляет такой институт.
Прямое представительство – представительство, когда представитель действует от имени принципала, заключает договоры от его имени. Представитель здесь, скорее, не работник организации, а другие юридические лица.
Косвенное представительство – действует в интересах принципала, но не от его имени.
Институты очень подробно разбирается, т.к. на практике часто есть проблема коннераскрытых\скрытых принципалов. В тех документах комм. права, которые появляются, эти инструменты потихоньку формализуются.
Ст. 3.303 ПЕДП – если косвенный посредник становится несостоятельным или допустит существенное неисполнение в отношении 3-его лица, о по требованию 3-его лица посредник обязан сообщить наименование и адрес представляемого (принципала). У нас такая ситуация пока не возможно. 3-е лицо может осуществить в отношении представляемого права, которое оно имеет в отношении посредника.
Изменение и адаптация договора. Расторжение договоров.
Изменение договора. У нас подходы таковы:
1. Это право, а не обязанность контрагентов, если иное прямо не предусмотрено законом. Икл – 94 закон о гос. Закупках. Закон о торговле содержал раньше положение о том, что все субъекты поставки товаров должны были изменить все ранее заключенные договоры. Был установлен полугодовой период. Но теперь это положение исключили.
2. Если какая-то из сторон не имеет желание заключать дополнительное соглашение – то единственный вариант – судебный иск об изменении условий договора + необходимо доказать в суде, стороне, что заинтересована, наличие предусмотренных законом или договором оснований для изменения договора. Это может быть факт существенного изменения обстоятельств или нарушение условий договора.
В комм праве подход иной. Наиболее четко он формализован в ст. 4.5.8 свода Централ. В соотв. с принципом добросовестности, каждая сторона имеет обязанность пересмотра договора в случае, если существует необходимость адаптировать его к изменившимся обстоятельствам, а продолжение договора не может быть прекращено в одностороннем порядке.
Этот подход более гибкий, К.П. понимает, то споры и судебные иски это долго и мешает вести торговлю, несет убытки. К.П, обязывает изменить договор и привести его в соотв. с нынешними реалиями, оно сохраняет договор. К.П. делает упор главным образом на договорный механизм изменения или адаптации договоров, ориентируя своих субъектов на необходимость его формирования и практического использования.
В К.П. иногда есть соглашения о том, что все будет адаптировано в зависимости от ситуаций на рынке и иных. Особенно это важно для долгосроных договоров, когда не возможно спрогнозировать спрос, курс доллара, банки, через которые проводить операции. Основное содержание долгосрочных договоров – условия формализующие механизмы адаптации.
Расторжение договора – аналогично изменению. Либо по соглашению сторон, если нет – в суд, в случаях прямо предусмотренных – отказ от договора. Это ГК.
Комм право подходит так: тут наблюдается четкое разграничение ситуаций, связанных с существенным нарушением договора и с существенным изменением обстоятельств. Комм право идет по пути предоставление добросовестной стороне прав одностороннего отказа от договора. Это одностороннее уведомление об отказе, направленное контрагенту. Это закреплено во всех документах. Правда, есть риск. Если использован отказ неправомерно, то будут убытки у стороны, отказавшейся от договора.
Этот инструмент позволяет быстро закрыть сделку и начать новую, не нужно волокиты судебное или переговоров о серьёзным изменении.
В К.П. считается обычным правилом направить контрагенту уведомление о затруднениях исполнения договора. Для таких случаях в К.П. специально разработан и применяется институт уведомления о затруднениях. Он формализован в ст. 4.5.11 свода Централ, где говорится, что каждая из сторон в соотв. с принципом добросовестности обязано своевременно уведомить контрагента о любых препятствиях, мешающих исполнению договора. Эти уведомления необходимы для того, чтобы сохранить договорные отношения, не провоцировать споры, предпринять меры по устранению возможных нарушений. Для этого разработан институт уведомления об установлении дополнительного срока для исполнения. Они применяются когда нарушение не существенно. Если существенно – есть право на отказ, а если не очевидна существенность – то это способ минимизировать риски.
Есть еще один интересный институт - Инверсия на отказ от договора. Есть право на отказ, но это право претерпевает инверсию. Есть ряд правил:
1. Если сторона, имеющая право на отказ от договора, прямо или ковсенно подтверждает договор после того, как она узнала о наличии оснований для отказа, то отказ исключается, право утрачивается.
2. Договор под влиянием заблуждение по тем или иным причинам (подразумевали иное, неверно раскрыли информацию, дезинформация). В этом случае, если пострадавшая сторона, введенная в заблуждение, желает исполнить договор в том значении, которая она ему придавала этому договору (не так трактовала условия), и другая сторона также желает произвести исполнение в соотв. значении, то договор рассматривается так, как он был бы заключен в соотв. с тем, как его понимала заблуждающаяся сторона. При этом, вторая сторона обязана указать свое желание исполнить договор незамедлительно после получения сведений о том, каким образом пострадавшая сторона понимала договор. После такого уведомления право на отказ считается утраченным у той стороны, которая заблуждалась. А любое ранее отправленное уведомление об отказе от договора считается недействительным.
*** Свойства качества товара:
· Отличительные признаки (индивидуализирующие) товара.
· Потребительские свойства – соответствует назначению.
· Соответствие по техническому регламенту и законодательству.
· Соответствие договору.
Реализационные договоры коммерческого права.
Это основной правовой инструмент товарного рынка. Именно с помощью этих договорных инструментов субъекты товарного рынка (товаропроизводители и торговые посредники и конечные потребители) формируют каналы товародвижения.
Основной реализационный договор в КП – договор купли-продажи. В Российском ГП, на первый взляд, кажется также, что он первый реализационный договор. У неискушенных может сложится впечатление, что это основной по российскому праву. Но на самом деле он оказался задавленным договором поставки, который занял главенствующую роль, явл. основным правовым инструментом российского товарного рынка. Яркой иллюстрацией явл. Закон о Торговле, где в ст. 9, 13 говорится о том, что субъекты должны быть ориентированы на договоры поставки, использовать их в первую очередь.
Многие зарубежные игнорируют эту особенность и используют к-п в классическом её виде, что приводит совсем не к ожидаемому эффекту. Суды не защищают эту конструкцию, от того и проблемы. Наши компании пытаются это обойти за счет третейских оговорок, подчиняя эти договоры иному праву. Реже используются медиативные оговорки.
В нашей стране традиционно считается, что поставка = к-п, за исключением:
· Договор поставки содержит не одномоментную продажу, а растянутую во времени: партиями, частями.
· Сторонами могут являться только профессиональные предприниматели (ю.л. или и.п.).
· Передаваемый по договору товар должен поставляться по предпринимательским а не бытовым целям.
В ГК – 454 и 506 даёт определения поставки и к-п. Между тем, традиционная конструкция договора к-п в комм. праве совсем иная, чем сформулирована в 454 ст.
Договор поставки – сугубо российское изобретение, проект практики. Был создан изначально для государственных нужд, еще в годы административно-командной экономике, где он занимал лидирующее положение. Эта конструкция базируется на принципах реальности этих обязательств. В административной экономике решающее значение – реальность исполнения.
После перехода на рыночные – его сохранили, его конструкция мало чем изменилась и по привычке его используют в большем количеству. Он хорош для государственных поставок. На конструкции поставки составили общевидовую модель к-п, из-за чего этот договор выпал из товарного рынка: его слишком сузили.
В торговом праве традиционно в качестве предмета договора к-п товара рассм. Не действия по передаче товара в собственность (как это у нас, на первом месте), а действия по передаче права собственности на товар. На этом базируются биржевые сделки – нам нужно право собственности, хеджировать риски, а не получить по факту.
Современный товарный рынок не сводится к стандартным ситуациям, когда покупатель действительно заинтересован в получении товара. Это распространенная ситуация, но не единственная. В современном товарном рынке покупатель может быть заинтересован, чтобы куплены товар оставался во владении продавца( он может ведь использовать при перепродаже транзитную покупку). А бывает, когда товар уже у приобретателя.
Ст. 1.101. ПЕП (не ПЕДП) даётся определение договора к-п товаров – это договор, в соотв. с которым дна сторона (продавец) обязуется передать право собственности на товары другой стороне (покупателю) непосредственно в момент заключения договора или в будущем.
Основной обязанностью продавца явл обязаностью передать право собственности на товары, а реальная передача – дополнительное условие и возникает лишь в том случае, если товары на момент заключения не находятся во владении покупателя или стороны не договорились, что товары останутся во владении продавца. Ст. 2.0001.
П. 2.106 ЕТК США- договор, по которому передается право собственности на товар за определенную цену.
В НК РФ 39 ст. определяет реализацию товаров – передача на возмездной основе, а в предусмотренных НК случаях и на безвозмездной основе, право собственности на товар.
Главная отличительная особенность – условие о предмете. Оно отлично от условия о предмете по нашему праву. Она предопределяет специфику содержания договора купли-продажи в традиционной модели. У нас она пока не перенята – т.к. у нас используется реальная конструкция, базирующаяся на договоре поставки.
Договоры купли-продажи в торговом обороте.
Сфера такого товарооборота – оптовый товарооборот, используемая в комм. праве к-п зовется оптовая купля-продажа.
Специфика оптовой купли-продажи – сильно отличается от розничной. Скажем, ля розницы оправдано сохранение конструкции «передача товара в собственность». Ведь в этом случае право собственности не так ценно. А то пришел в продуктовый магазин и кукуешь потом L.
Для оптовиков – напротив, важно право собственности, чтобы потом перепродать. Все зависит от целей использования оптовым покупателем закупаемого товара:
1. Если приобретается для собственных нужд: производственный или сбытовой процесс. К содержанию таких договоров предъявляются менее жесткие требования. Условия договоров, в первую очередь, определяется самими сторонами, их усмотрением. Ведь так сторона, что проявит не расторопность и не позаботится о включении тех или иных условий (конкретизирующие качества, безопасности товаров и т.д.) – принятие на себя рисков. Если речь идет о товаре, предназначенного для розничной продажи – требования к содержанию договоров более жесткие, они определяются потребительским правом, зак-вом о защите прав потребителей. Право работает в розничных правоотношениях. У участников договора возникает необходимость учитывать эти требования по качеству, безопасности и т.д.
В последние десятилетия происходят сильные изменения в русле защиты прав потребителей, последние из документов – документы ООН о защите прав потребителей 9 апреля 1985 года :
Содействие и защита экономических интересов потребителей
Доступ потребителей к необходимой информации
Создание необходимых процедур рассмотрения жалоб потребителей.
Для выполнения этих условий – в 92 приняли закон о защите прав потребителей. Еще важно постановление прав-ва 98 года «правила продажи товаров).
Туже роль выполняет закон «о качестве и безопасности пищевых продуктов». В розничной торговле не допускает продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов. На этикетках, ярлыках и вкладышах должны быть указаны сведения о содержании и пищевой ценности данных продуктов, о назначении и примирении, хранении и приготовления, дате изготовления и упаковки и т.д..
ФЗ о техническом регулировании от 27.12.2002 и принимаемые во исполнение технические регламенты на конкретные товары. Например, тех регламент на табачную продукцию, на суповую продукцию и овощей 2008 года, на молоко и молочную 2008 года.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и перечень продукции, подтверждение соотв. которой. Осущ. В форме принятия декларации о соотв.
Через выработку договорных условий требования присутствуют в договоре: товарная упаковка и маркировка, о качестве и безопасности продукции, условие о хранении и транспортировки товара, условия о приёмке товара по качеству и количеству, определение в договоре организации, кот. Уполномочена осущ. Гарантийный ремонт и сервисное обслуживание,
2. Договор поставки (в российском праве). Особенность + нюансы и требования при поставке для гос. Нужд. Целевое назначение таких договоров – регламентация реализационных операций, предусматривающих не только передачу право собственности на товар, но и физическое перемещение товара. Т.е. договоры предусматриваю физическое перемещение товара, то им характерен очень большой организационный компонент, т.к. такого рода договоры рассчитаны не на одноразовые операции, а многоразовые. Так возникает необходимость организовать эти передачи. Проблема в том, что наш закон о торговле ориентирует применять этот договор практически повсеместно. 9, 13 ст. закона о торговле дают прямые отсылки. В комм. праве эта конструкция не используется, однако, это не означает, что комм. право её игнорируется – трансформация договоров к-п, отличная по порядкам и сроки. Модель договора поставки дополнятся условиями, регламентирующими процесс купли-продажи. Физического или иного перемещения товара.
В ПЕДП ест целый раздел, посвященный этому вопросу. Ст. 2.101 – продавец исполняет, гарантирую физическую передачу товара. Он может исполнить её: передачей товара покупателю, передача ключей от товаров или иных средств, с помощью которых, покупатель может получить товары в свое распоряжение, открытие доступа к товару для покупателя в назначенном месте либо в ином месте, предусмотренном покупателем.
Конструкция рамочного договора купли-продажи – это заключение самостоятельных договоров к-п на основе рамочных договоров. Второй вариант – использование конструкции договора к-п с открытыми условиями. Рекомендация европейской комиссии ООН №18 – нацеливает на то, чтобы поставщики продукции и заказчики заключали рамочные договоры, которые предусматривают улсовия торговли и технические, организационные детали, с учетом которых заказчик может размещать свои заказы. В рекомендации обращается внимание на необходимость использования в рамочных договорах стандартных условий продажи\контрактов, условия инктермс.
Бартерные договоры.
Договор мены также используется часто в товарном обороте. Подходы торгового права – по договору мены/бартера, каждая из сторон обязуется передать другой стороне право собственности на один товар в обмен на другой (иной чем деньги). Она схожа и базируется на договоре к-п. Этим она оличается от конструкции мены в 568 ст. ГК.
Договор контрактации.
По российскому праву это п.5 гл. 30. По этому договору орг. Или обязуется вырастить или произвести с\х продукцию в определенном количестве или ассортименте и в определённые сроки передать её заготовителю.
Как и договор поставки, он был порожден Союзом, появился в 1905 году, сохраняется до сих пор, скорее всего, в виду отсталости, т.к. сами с\х заготовителе реализовать не могут.
Этот договор применим лишь в тех случаях, когда объект реализации – с\х продукции в сыром виде или прошедшая первичную. Обработку (сушка, фильтрация, охлаждение). Если какая-либо производственная обработка – то уже такая продукция не может контрактоваться.
*** Договор толлинга, толлинговые схемы.
Посмотреть самому. Доп вопрос по орг. Договорам !!!
Общие подходы к формированию условий реализационных договоров.
С одной стороны должна быть обеспечена законность в торговом обороте, с другой – операциональность, т.е. максимальная экономическая эффективность.
Условия – предписываемые, инициативные, подразумеваемые условия, воспринимаемые.
Особенности условий реализационных договоров. Они отличны от остальных видов договоров.
Предписываемые.
Помимо количества и качества есть еще ассортимент, целостность и комплектация. Ассортимент отличается от комплектации в том, что комплектация теряет потребительское свойства без других частей, а вот ассортимент – просто других качеств – комплектация, цвет, но можно использовать в отдельности. В идеале все эти 5 частей должно четко быть описано в предмете договоре (п.1.).
Первое важное – условие о предмете. Важно, будет ли являться таковым передача права собственности на товар или в собственность товар. Первый вариант в РФ более рискован, если подчинен иному праву – не имеет значения.
Общее правило в отношении предмета (характерно и для ГП РФ и комм. права) – допустимость заключать реализационный договор как на наличный товар, так и на товар, который будет создан или приобретен в будущем (455 ГК). Ст. 1.102 ПЕП, ст. 2.103 ЕТК США (так и называется «будущие договоры»).
Наиболее безопасный вариант рассматривать в широком смысле: комплекс действий + описывающий объект имущественного оборота.
Второе условие – условие о товаре. По ГП РФ: условие о товаре предполагает выработку или закрепление условия о наименовании и количестве товара. Это важное условия для реализационных договоров очень четко описать наименование реализуемого товара. Важно четко, детально описать наименование в контракте, иначе велики юр. Риски, что договор может быть признан незаключенным. Особенно если название рознится из названия в название. Ориентиры:
· Общероссийский классификатор продукции, утв. Постановлением гос. Стандарта30.12.1993 года. №301
· Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ЕТНВД) – решение комиссии таможенного союза от 18.11.11 № 850.
· Ведомственные и иные документы, конкретизирующие наименование той или иной продукции. Скажем, в законе о торговле – социально значимые продовольственные товары + соотв. перечень в постановлении прав-ва.
Условия о количестве товаров – предписываемое условие. Это те условия, которые предписаны действующим зак-вом. Допустимо указывать либо в единицах измерения (шт., тонны) или в денежном выражении.
Иной вариант – порядок или способ определения количества товара. На этом можно неплохо выиграть, если грамотно подойти к такому вопросу.
В комм праве есть еще дополнительные подходы:
· Считается допустимым указывать примерное кол-во товара путём указания минимального и максимального пределов. (не менее 1000т и не более 1,1к тонн).
· Указывается допустимое отклонение в кол-ве ( тоже самое что первое, но немного иначе сформировано)
· Допускается использовать термины «около» и «приблизительно». Сложился такой подход, что разница должна составлять в этом случае не более 10% в любую сторону. У нас начнут это оспаривать. Если использовать в РФ – нужно дать определение этих терминов, мол означает то-то и то-то.
Для договоров поставки по российскому ГК – это существенное условие. С Т.з. нашего зак-ва – может определяться датой или указанием периода поставки товара.
В коммерческом праве этот подход формализован в ст. 7.102 ПЕДП (ради интереса можно сравнить со ст. 314 ГК):
1. Если в договоре установлен срок поставки, передачи права собственности или товара, он может быть определен по договору.
2. Если в договоре установлен период времени или он может быть определен из договора – в любое время в пределах такого периода, если обстоятельства не указывают на то, что срок исполнения должна определять другая сторона. Это инструменты договорного права, когда в договоры включается условия, что поставка или передача товара будет осуществляться на основании заказов или извещений покупателя.
3. В любом другом случае исполнение обязанностей по передаче товара в собственность или передаче прав на товар должно быть осуществлено в разумный срок после заключения договора.
94 законом предписываются дополнительные условия в отношении договоров поставки для муниципальных и государственных нужд. Скажем, условия о цене тут предписываемое и с особым порядком формирования.
Для комм. права достаточно условия о предмете и о количестве.
Подразумеваемые условия в реализационных договорах.
Инкатермс в ред. 2010 (теперь это правила толкования национальных и международных торговых терминов). Эти правила регламентируют вопросы, связанные с распределением рисков в зависимости от базиса поставки, расходы по доставке товаров (какая до куда несет), вопросы перехода права собственности на товар и т.д.). В нашей стране это воспринимаются как обычаи делового оборота.
В новой редакции инкатермс все термины подразделяются на 2 группы (раньше было 4):
1. Термины, для которых не имеет значения способ транспортировки товара и количество участников транспортной цепочки. Могут быть применимы ко все случаям.
2. Термины, применимые только к морским перевозкам или перевозкам внутренним водным транспортом.
*** Нужно самостоятельно прочитать документ, это специальный вопрос на экзамене. Характер документа, какие основные условия поставки, какие термины, в самом общем виде понимать к каким операциям применяются те или иные термины.
Воспринимаемые условия реализационных договоров.
В первую очередь, это старые инструкции гос. Арбитража СССР. Инструкции о порядке приёмки продукции П-6 (по количеству) и П-7(по качеству). Они используются в качестве воспринимаемых условий.
Инициативные условия реализационных договоров.
В коммерческом праве сложились свои подходы.
Во-первых, условия о качестве товаров.
Во-вторых – условия о качестве.
Общий подход – если иное не предусмотрено договором, то товар должен иметь разумное качество, которое не ниже среднего уровня (не низшего качества, а среднего). 5.1.6 принципов УНИДРУА говорит об этом. Продавец-поставщик должен передать товар, качество которого не ниже среднего уровня. Договором же можно предусмотреть иное.
В противовес – 469 ГК, говорящая о том, что если договором не предусмотрено иное, то продавец должен передать товар, пригодный для целей, для которых товар обычно такой используется.
Нормативные ориентиры в торговых договорах, которые заставляют вырабатывать условия о качествах более точно: тех. регламенты, правила и стандарты. Это вынуждает покупателей внимательнее прописывать условия. Есть несколько вариантов:
1. Путём ссылок в договоре на стандарты качества (национальные и стандарты организаций).
2. В договор включается условие о необходимости предоставления сертификата соотв. стандарту. Случаи обязательного сертифицирования товаров – постановление пра-ва №72 от 10.02.04
3. Путём маркировки товара. Если товар соотв. национальному стандарту, то маркируется знаком соотв. национальному стандарту (формы знаков утверждены, имеются в соотв. док). Если добровольная сертификация, то вид знака определяется самой системой сертификации.
4. Путём предоставления декларации о соотв. товаров. Поставщик предоставляет не сертификат, выдваемый органом, а составляет декларацию в такой орган, там ставятся отметки, и такая декларация явл. подтверждением качеству товара. Доверие к ней гораздо ниже, ведь при сертифицировании партия проверяется, а декларация – просто декларирование, то технология не нарушена, и товар не подвергается обязательной проверке. Если в договоре у нас ссылки на стандарты, то обязательно указать наименование, номер и ссылку на организацию.
Торговая практика реальная уже считает, что это фикция. Всё проверит нельзя. Если сертификация прошла по высококачественному образцу, а затем штампует копии на недоброкачественный товар. На практике включают соотв. условия, но большое значение имеет экспертиза качества, производимая при приемке товара.
Соотв. экспертизу проводят соотв. экспертные учреждения при торгово-пром палатах, частные и т.д.. Чтобы минимизировать риски о ненадлежащем качестве, в договор включают условия о проведении обязательной экспертизе при приемке товара.
Условия о гарантийных условия и сроков службы.
Смотри ГК.
*** В торговом праве вместо договора поставки используются рамочные или с открытыми. Если закл. реализационные договор к-п, в нем оставляется открытым условие о товаре, а именно о форме, размере и иных характеристиках. Т.к. вопрос об ассортименте товара. Если невозможно заранее определить хар-ки товара (формы, размер) (актуально для одежды, обуви, чего каких купить). Согласование таких открытых условий укзаано в ст. 2.102 ПЕП (т.е. отразить эти характеристика в спецификации). Тут сказано, что если покупателю в соотв с договором нужно указать характеристики товара в спецификации ( сколько каких размеров привезти). Если покупатель не составляет в согласованный срок такую спецификацию, то у продавца есть право самому составить такую спецификацию с известными ему запросами и требованиями покупателя. Он направляет её покупателю и устанавливает разумный срок для составления иной спецификации (по аналогии оферта-акцепт). Если после получения о сообщении продавца покупатель не отправляет свою, то спецификация поставщика обязательная. Составление этой спецификации это, конечно, затрантно, но на практике включать в счет её не будут. Свои есть специалисты. Вот если таковых нет, то можно обратиться в спец. Агентство.
Очень важные условия о товарной упаковке и товарной маркировке (не путать с сертифицированной маркировкой). Без таковой – он может не быть использован в целях розничной продаже товара.
Транспортная упаковка и маркировка (см. предпоследнюю лекцию). Цель такой маркировки проявляется в том, что это способствует сохранности товара в процессе его транспортировки, особенно когда привлекаются 3-и организации. Требования к ним явл. обязательными, что бы товар приняла транспортная организация. Существует правило маркировки опасных грузов (соотв. гост).
Логистические Условия о сроках отгрузки, порядке, проезду… Т.е. как товар будет доставляться. Здесь вступают в действие законы логистики: какие размеры ящиков, как вести, какие перевалочные пункты. Эти условия представляют большую важность для предоставления логистической ценности и экономической эффективности. Если логистика описано кое-как – несем издержки.
Условия о приемке товаров по количеству и качестве. Общее правило – в случае обнаружения несоотв. – нужно обязательно уведомить продавца о конкретном характере несоотв. В разумный срок, после того как он обнаружил или должен был обнаружить соот. Несоответствие 4.302 ПЕП.
Условия о расчетах: цена товара, цена договора прописываются часто. В комм. праве часто используют финансовые условия, опред. Порядок и способ расчета. См. рекомендацию № 18 о процедуре упрощения. Ст. 2.4 – поставщикам следует стимулировать заказчиков системой скидок – за уплату своевременную – 1-3%, если заранее некоторые действия 0,5-1,5%.
Стоит не путать – акты приемки (когда доставили), и акт отгрузки (когда отдали перевозчикам).
Передача осуществляется лицу по доверенности либо из обстановки (униформа + документы на получение).
Посреднические и организационные договоры.
Посреднические.
Формирование товаропроводящих каналов и сетей на товарном рынке исключительно с помощью реализационные договоров оказывается невозможным. Поэтому на практике получил широкое распространение посреднические договоры. Их цель – содействие товаропроизводителям в жёсткой конкурентной борьбе. Основная задача – содействие производителю в эффективном сбыте товаров и продвижение этих товаров на различных рынках.
На цивилизованных рынках считается, что задача торговых посредников – не самостоятельное ведение посреднического бизнеса, а своими действиями помогать производителю в наращивании производства, качества товаров и т.д. путем реализации сбыта.
Отличие посреднических договоров – привлекая посредников, производитель существенно снижает свои риски и расходы, связанные с освоением новых товарных рынков. Для решения этой задачи, в посреднических договорах активно используют ограничительные условия (условия, налагающие на того или иного участника (посредника) определенные ограничения в реализации своих прав). Например, ограничения в выборе контрагентов, рынков. Использование подобных условий порождает следующие риски: антимонопольные риски (не ограничивают ли ни конкуренцию на товарных рынках).
Существует 4 основные формы торгового посредничества, каждой из которых присуще свои формы договоров:
1. Торговое или коммерческое агентирование;
2. Дистребьютерство;
3. Фрначайзинг (сбытовой);
4. Случайное/чистое посредничество;
Базой для таких форм посредничества послужила объективная форма рынка. Товаропроизводители самостоятельно с функциями сбытовой деятельности дорого или невозможно. Понемногу стали апробировать экономические формы сотрудничества, а затем это получило юр. оформление – комм. агентирование, дилерства, дистребьютерство, франчайзинг, франшиза. Это правовая форма бизнес решений.
ПЕП объединяет договоры (комм. агентирование, франшиза и дистребьютерство) в ст. 1.101 говорит, что данные договоры объединены тем, что их стороной (торговым посредником) всегда является профессиональный предприниматель, самост. Использующий свои навыки и усилия для того, чтобы вывести товар другой стороны на рынок. Его основная задача – развитие бизнеса принципала.
Все эти договоры носят долгосрочны хар-ер.
Договор коммерческого агентирования (торговое преставительство).
Комм. агентирование – наболее распространенная фора торгового посредничества на национальных и международных товарных рынках. В МТП *** - она описана как типовой коммерческий агентский контракт №469. Комм. представительство – контракт с посредником, который содействует в течение определенного времени делово активности принципала на той ил иеной территории.
Данному договору присущи следующие черты: представитель всегда действует на профессиональной основе. Торговый представитель всегда содействует/должен содействовать деловой активности принципала. Как правило, на долгосрочной основе. Представительй/агент дейтвует в рамках поручени, которое дается ему доверителем-принципалом, он никогда не принмемает пава србстенности на товары, с которыми он оперирует.
Торговый представитель не несет рисков, связанных с утратой товара, неоплаты товара конечным получателем.
Если основные риски несет сам.
Торговый представитель\комм агента всегда осуе свою деятельность за вознаграждение. Действия могут создавать права и обязанности для доверителя принципала и торговый представител/комм агент обязан информировать доверителя по своим действиями и обязана информировать и отчитываться за соотв. действия.
Торговое представительство – прямое и косвенное. При прямом – агент соврешает сделки от имени и иитересов дргугого лицаю при косвенном предтсавительстве соверш. Сделки от своего имени , но в пользу и зачет другого лица.
В России этот вопрос звучит иначе. Полномочия определяются в договоре. При отсутствии полномочий – определяются доверенностью,
Комм представитель представительствует от минеи принципалов. принимателей при заключении ими договора. Права по сделке, совершенные поверенным возникают у доверителя. Все вопросы урегулирвоаны в нормых ГК «об агентском договоре».
Практика свидетельствует о том, что такий подход к комм. представительству. Это ошибочный подход, ведь в существующем виде, нормы ГК расчитаные не на долгосрочные ана дискретные отношения (случайные).
ПЕП решает вопрос комм. агентирования в соотв с принципами
В соотв со ст. 2.101 – по договору комм агентирования формализованный свод ао договору ком. Агентирования. Комм. агент обязуется действовать на долгосрочной основе, как независимый посреди, чтобы провести переговоры, т.е. товаропроизводитель снимает с себя эту фонукцию.
Чтобы провести переговоры или заключит договоры от имени другой стороны-принципала, а принципал обязуется вознаградить комм. агента за его деятельность. Это ддолгосрочная основа предполагает и предопределяет его сущ. Отличия от договоров поручения, агентирования и комисси по россйискому праву.:
1. Ст. 1.202 ПЕП На Стороны (Всех 3-х договоров), возлагается обязанность сотрудничества. Эта обязанность считается основополагающей, особо значимой. Указывается, что стороны этих договоров обязаны активно и добросовестно сотрудничать и координировать свои усилия для достижения целей договора.
В отличие от реализационных, договоры торг. Представительства – на долгосрочной основе, им характерна обязанность сотрудничества, принципала и агента. Для таких договоров вводится обязанность сотрудничать, это для них особо значимая конструкция.
Для договоров комм. агентирования и представительства вводится общий запрет на произвольный односторонний отказ или прекращение этих договоров. Для договоров комм. агентирования, по общему правилу, недопустим односторонний отказ или прекращение этих договоров, в отличие от РФ, где доверитель, комитент и принципал могут отказаться от договора в любой момент.
Не смотря на очевидные недостатки Российского зак-ва, комиссия и агентский договор используются в российской практике в качестве договоров торгового представительства.
Агентские.
Привлекается лицо для совершения юридических или фактических действий. Любой агент действует для принципала, а любой принципал имеет непосредственные отношения с агентом. Однако формы взаимодействия могут быть различными.
В комм. практике, особенно зарубежной. Участников торговых агентских отношений разграничивают так:
· Принципалы:
o Названные (указываются агентом третьему лицу, с которым он работает и в чьих интересах он действует)
o Скрытые – они неизвестны для 3-их лиц, агент не раскрывает принципала. 3-е лицо может узнать лишь после того, как заключило договор или вовсе может не узнать об этом.
o Явные принципалы. Названные – агент называет принципала, от чьего имени говорит и действует, а явные – о существовании таких становится известно от агента (мол я агент, но не называет чей именно).
· Агенты:
o Генеральные\универсальные агенты. – имеют право совершать любые действия в определенной сере бизнеса.
o Специальные агенты – уполномочены на совершение строго определенных действий.
o Факторы (комиссионные агенты, консигнационные) – действуют в пользу скрытого принципала. Обычно такие привлекаются для продажи за вознаграждение товаров принципала, которые передаются агенту для этой цели либо самим принципалом либо 3-им лицом.
o Инкредеры – берут перед принципалом обязательство уплатить покупную цену в случае, если покупатель не выполнить взятые на себя об-ва. (по отношению к ним увеличиваются антимонопольные риски).
1005 Гк – агентский договор, в силу которого агент обязуется совершать в пользу принципала юридические или иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (как открытое так и скрытое применение агентского договора).
Договор комиссии.
Он явл. договором торгового представительства по РФ, в соотв. 998 ст. – одна сторона (комиссионер) обязуется перед другой стороной (комитент) совершить 1 или несколько сделок от своего имени но за счет комитента.
Использование данного договора в комм. практике в рамках представительства – обычно закл. на продажу товаров комитента либо покупок товаров для комитента.
Договор Консигнации.
В РФ это не поименованная модель договора, но на практике он получил широкое употребление в соотв. с п.5.5 типвого коммерческого контракта под консигнацией понимается действия принципала по назначению агента консигнатором склада, в котором хранятся товары или запасные части, который расположен в стране пребывания агента. Консигнация – товар принадлежит принципалу, консигнанту.
Характерные черты договора консигнации:
· консигнатор действует на основании поручения консигнанта.
· В рамках этого поручения консигнант осуществляет продажу товара третьим лицам. Консигнатор заключает договоры с третьими лицами либо от своего собственного имени, либо от имени консигнанта. Право собственности на товар не переходит к консигнатору.
· Договор обязательно предполагает наличие склада у консигнатора.
· В этой вязи договор содержит элементы не только агентского договора, но и договора хранения.
Комиссия европейского союза определяет этот договор иначе – консигнатор вместо функции хранения и продажи товаров может осуществлять функцию или деятельность по обслуживанию клиентуры.
Такое понимание не создает препятствий для практического применения договора консигнации в современном обороте, а только увеличивает его возможности в эффективной организации торгового оборота.
Условия, присущие этим договорам ( по международной торговой палате (МТП)):
· Детальная регламентация вопросов, касающихся передаваемых на консигнацию товаров.
· Определять в договорах может ли консигнант забрать своей товар полностью или в части.
· Определять в договорах может ли консигнатор возвратить непроданные товары.
· Определить порядок страхования переданных на консигнацию товаров.
· При использовании консигнационных договоров условия продажи переданных на консигнацию товаров.
· Устанавливается цена, возможность продажи товаров в кредит и т.д..
· Устанавливать срок ии форму представление отчетов консигнатором. Рекомендуется форму путем заверенной инвентарной описи имеющихся н складе товаров.
· Рекомендуется предусматривать обязанности консигнатора по принятию необходимых мер. Для защиты права собственности консигнанта на переданные на консигнацию товары.
Общие черты договоров торгового представительства (агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, консигнации).
1. Основой любого договора торгового представительства является поручение торговому представителю, в котором раскрывается объём тех действий, которые должен совершить представитель.
2. Соотв. поручение может выдаваться на разных условиях. Представитель может быть как с узкими, так и с широкими полномочиями.
a. Если торговый представитель наделяются широким полномочиями, то ему делегируются право представлять интересы с 3-ими лицами.
b. С узкими полномочиями – действуют в узко ограниченных рамках полномочий и любое, выходящее за пределы действие или условие сделки, которую они согласовывают, они должны согласовывать с принципалом.
3. Все эти договоры с т.з. комм. права, и особенностей, имеют долгосрочный хар-ер.
4. Неотъемлемым признаком этих договоров является обязанность сторон (и агента и принципала) предоставить полную информацию как до, так и о время исполнения договора. Ст. 2.203 ПЕП – обязанность информирования относительно договоров, по которым были проведены переговоры. Инф. О заключенных договорах, информацию относительно состояния рынка, некотором работает агент, информацию о платежеспособности и других хар-ках, которые имеют отношения к предмету.
5. Для этих договоров устанавливается усложнённый порядок прекращения этих договоров. Уст. Ответственность, за несоблюдение этого усложненного порядка упрощения договоров. Ст. 1.303 ПЕДП – возмещение убытков за несоблюдение уведомительных периодов. Любая сторона договора может отказаться от исполнения путем уведомления р изменению В течение 3 года прекращение л
6. Условия о компенсациях за клиентелу. Компенсацию получает торговый посредник. Этот подход реализован ярков в ПЕП ст. 1.305, 2.312 , а также часто используется в нашей судебной практике. При прекращении договора, вне зависимости от причин, включая прекращение при неисполнении, агент в праве рассчитывать на компенсацию за клиентелу, при условии, что своими действиями он существенно увеличил объём бизнеса другой стороны. И другая сторона продолжает получать существенную выгоду от этого бизнеса. Размеры этой компенсации должны составлять средней величине договоров с новыми покупателями и по увеличенному объёму с бывшими покупателями за 12 месяцев и умноженное ан количество лет, в течение которых, предположительно, будут продолжаться отношения в будущем.