Какими профессионально-значимыми свойствами личности должен обладать социальный работник?
Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделен должностными обязанностями.
Конкретизация требований к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций:
диагностическая– изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;
прогностическая – прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;
правозащитная – использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;
организационная – способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;
предупредительно-профилактическая – приводит в действие различные механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
социально-медицинская– организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни;
социально-педагогическая– выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы;
психологическая – консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
социально-бытовая– способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т. д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
коммуникативная– устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система личностных качеств кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности (личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость). Положение, занимаемое индивидом или социальной группой в социальной системе, – социальный статус.
В условиях современной России особые требования предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных негативному воздействию рыночной стихии. Одним из действенных факторов, оказывающих влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельности граждан, является институт социальной работы.
В практике социальной работы уже имеется целый ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов. В системе социальной защиты населения действует система правового регулирования отношений между участниками процесса – Конституция РФ, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и система административного регулирования.
Но вместе с тем все эти средства при всей их необходимости не могут быть признаны достаточными.
Они не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.
Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом.
Рациональный, проверенный временем и откорректированный социальной действительностью набор этических норм приобретает статус кодекса, представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.
Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального работника – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача – служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.
Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII в. английским философом И. Бентамом.
С формированием деонтологии этика из морали добродетельного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в определенных правилах. Качество социального работника, способность откликнуться на чужое горе и проблемы – отзывчивость. Терпимость по отношению к другим людям, отличающимся по их убеждениям, ценностям, поведению – толерантность.
Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном; одновременно сопоставляются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности.