Социальная работа в Чехии.
В начале 1990 г. была выдвинута андрогогическая теория как теоретическая основа социальной работы. Согласно ей понятие «андрогогика» состоит из трёх элементов: забота, воспитание и культура.
·«Забота» означает создание условий, в основном социальных и психологических, которые необходимы личности для удовлетворительности жизнью вообще и своей социальной ролью в культуре общества в частности.
·«Воспитание»означает формирование личности, персонализацию и социализацию личности, в основном в плане развития чувства социальной ответственности.
·«Культура»означает передачу и приобретение знаний, способностей и традиций, которые необходимы для выполнения социальных ролей в жизни.
Социальная работа имеет долгую историю в Чехии, первые попытки определить социальную работу юридически не встречаются ранее 1989 г.
Деятельность в области социальной работы направлена на семьи, детей и подростков, больных и престарелых, людей, требующих особой помощи. Социальные работники заняты в государственных муниципальных советах и в районных службах. Они работают в системе здравоохранения, включая больницы, дома ребёнка, психиатрические больницы, в системе образования, а именно в детских домах и интернатах, в исправительных учреждениях, в учреждениях социальной защиты, таких, как дома престарелых, дома для лиц с ограниченными физическими и умственными способностями.
С 1989 г. были основаны частные предприятия, обеспечивающие социальную помощь, крупнейшие из них – «Благотворительность», «Дьяконы» и Армия Спасения.
С 1993 г. в Чехии появляется так называемая уличная работа. Цель уличной работы – дойти до тех, кто не смог получить помощь от других социальных и воспитательных организаций. Типичным объектом для такой работы стали «дети улицы», девочки и мальчики, занимающиеся проституцией, и бездомные дети.
Прямая уличная работавключает работу на улицах, поиски, опросы, мониторинг, помощь, установление контактов, борьбу с кризисными ситуациями.
Непрямая уличная работаподразумевает «бумажную» работу, научные исследования, проекты, презентации и налаживание общественных связей.
Расширенная уличная работавключает метод консультирования, воспитание и надзор.
Социальная работа сейчас преподаётся на трёх уровнях:
· академии социальной работы (три года);
· степень бакалавра в университете (три года);
· степень магистра в университете (пять лет).
В настоящее время функционируют 11 академий социальной работы, 6 университетов, готовящих бакалавров, и 6 университетов, готовящих магистров.
Исторический же опыт показал, что каждая страна, обладавшая своим особенным опытом, и каждый народ, имея свою неповторимую ментальность, будет идти по этому пути несколько иначе, чем другие. Поэтому изучение традиций каждой страны необходимо. Тогда мы увидим множественные модели развития и решения социальных проблем современности. И каждый народ сможет, сопоставляя свой путь и практику, опираться на опыт других.