Индивидуальные, семейные, организационные проблемы.
Начиная с индивида, включая его слабое физическое здоровье и беспомощность, жестокость, угнетение, внешнюю непривлекательность (одиночество, социальная изоляция) и заканчивая различными организационными проблемами (рост бедных и неимущих, беженцев, бездомных).
Социально-экологические проблемы - охрана окружающей среды, загрязнение крупных промышленных центров, экологические катастрофы.
Социально-экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказалось за чертой бедности и более половины не имеют физиологического прожиточного минимума. Таковы социальные последствия экономических реформ на современном этапе: резкое падение доходов населения, недостатки в образовании, медицинской помощи и социальном обеспечении, 'социально-культурной инфраструктуре.
Проблемы социальной стратификации. Социальное расслоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы и страты, экономической эксплуатации, технократической манипуляции.
Проблемы поведенческого функционирования, индивидов, групп, общностей, – аспекты девиантного поведения, социальных отклонений; наркомании, алкоголя, социальной анемии и т.д.
Проблемы символизации и моделирования мира и людей. Они могут выражаться в неадекватных образах, недостатке чести и морали, невысоком самоуважении, недостижимых жизненных целях, а отсюда - в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях,
Проблемы коммуникации, информационного обеспечения или эпистолярно-эмоциональные, а также проблемы нормативных оценок и познавательных способностей.
Проблемы структур власти - от них, их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населения.
Решение задач, стоящих перед социальной работой, достигается разными способами. Во-первых, осуществляется планомерная и тщательная разработка теоретических и методологических проблем этой отрасли знаний как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, широкое поле для научных исследований представляет изучение практики организации социальной работы в различных регионах, отработка моделей центров социальных услуг, социальных служб.
В-третьих, решение задач социальной работы может осуществляться в рамках других наук, с которыми она тесно связана (политологии, психологии, педагогики, философии). Также она имеет сходный объект исследования - социальные отношения, процесс их формирования, взаимодействие людей в ходе этих отношений, их поведение, поступки, ценностные ориентации, конкретные формы и способы общения.
Функции социальной работы имеют сложную интегральную природу, раскрытие и анализ которой представляет собой важное и относительно самостоятельное направление теории.
Среди них выделим следующие:
- нравственно-гуманистическая функция – обозначает проявление гуманного отношения человека к человеку. В условиях социальных потрясений, экономического кризиса социальная работа направляется прежде всего на тех, кто находится в более трудном положении - инвалиды, пенсионеры, дети, подростки, беженцы, бездомные. Однако этим она не ограничивается по своей высокой гуманистической цели - Социальная работа создает условия для достойной жизни человека как главного субъекта общества, содействует в становлении и реализация его интересов;
- информационно-коммуникативная – выявляет, собирает, обобщает и доводит до субъектов информацию о людях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах, требующих вмешательства социальных служб, создает банки данных о семьях и отдельных лицах, нуждающихся в социальном патронаже; аналитико-прогнозная - изучает тенденции социального напряжения в обществе, демографические ситуации, причины социального и семейного неблагополучия, общественное мнение о состоянии социальной помощи и защиты, потребностей в ней, программирует и прогнозирует процессы социального развития общества;
- организационно-методическая – содействует созданию центров социальных услуг, социальных служб, изучает инновационные формы их работы, обобщает и распространяет опыт их деятельности. Систематизирует информационные материалы, законодательные и иные правовые акты, организует их изучение среди населения;
- рекламно-пропагандистская – организует рекламу социальных услуг, пропагандирует в средствах массовой информации идеи социальной помощи и защиты человека, укрепления и поддержки семьи, воспитания детей и подростков, развития социальных традиций;
- регуляционно-профилактическая – предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, регулирует поведение личности в обществе;
- aффектно-коммуникативная – регулирует уровень эмоциональной напряженности в обществе, социальные связи и отношения, влияет на ситуацию в микросоциуме, на коммуникативные связи, способствует волевой регуляции поведения, самоконтролю, самообладанию личности, формирует новые социальные роли у клиентов;
- социоинтегративная– объединяет области знаний на решение проблем социальной сферы, направляет усилия специалистов на создание объективной, всесторонней и полной характеристики социальной поддержки и защиты населения, выработку совместной комплексной программы самореализации личности.
Таким образом, социальная работа сегодня - это динамичная, развивающаяся профессия, опирающаяся на достижения социальных наук и результаты практики. Она представляет собой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества.
О теории социальной работы можно говорить, а широком и узком смысле. В широком плаке теория социальной работы - это система взглядов и представлений, но использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. В более узком, специальном смысле теория социальной работы – это высшая форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Практические потребности общественного развития стимулировали, с одной стороны, процесс дифференциации научного знания, появление специализированных направлений, исследований и становление таких, например, наук, как конкретная и прикладная социология, социальная психология и педагогика, демография и другие. В то же время процесс приращения научных знаний идет в результате интегративных тенденций. На стыке общественных и естественных наук, гуманитарных и технических, идет процесс генерации и развития новых научных направлений, процесс взаимопроникновения и обогащения системы научных знаний.
Будучи социально-гуманитарной по содержанию, междисциплинарной, интегративной по характеру генезиса, теория социальной работы несет в себе черты как общественных, так и естественных наук, с присущим для них теоретическим обобщением.
Задачи курса:
Предмет и содержание дисциплины. Понятия, используемые при освоении дисциплины
Отечественный и зарубежный опыт становления и развития социальной работы
Социальная политика как основа социальной работы
Социальная защита населения
Духовно-нравственные основы социальной работы
Государственно-правовые основы социальной работы
Технология социальной работы
Семья и детство как объекты социальной работы
Особенности социальной работы с социально-уязвимыми группами населения
18 лекций, 18 практик и 36 самостоятельных