Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли.
Общей чертой античной и средневековой философии являлось то, что понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.
Для античного взгляда на мир была характерна циклическая модель общественного развития. В учениях Платона и Аристотеля отобразился уровень самопознания античного общества и надежды на сохранение полисного устройства государства и возвращение «золотого века».
Исторически первой социальной теорией стало учение Платона(427-347 гг. до н.э.) о государстве. В его содержании можно выделитьследующие основные позиции.
· Названы причины, обусловившие появление государства как особой формы общежития людей:
ü несамодостаточность индивидов,
ü потребность в обмене продуктами деятельности,
ü потребность в общении.
· Дано понятие государства как совместного поселения людей для удовлетворения их общих потребностей (в еде, жилище, одежде и т.п.).
· Определены главные функции государства:
ü защита общества и территории, на которой оно проживает, он внешнего нападения,
ü поддержание порядка внутри государства.
· Названы принципы устройства идеального государства: мудрость, мужество, умеренность. Данные этические нормы (добродетели) одновременно являются и политическими принципами.
· Высшее благо государства - справедливость.
· Платон выделяет четыре несовершенные формы государства:
1. Тимократия — власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.
2. Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.
3. Демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.
4. Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к тимократии.
· Этим формам Платон противопоставляет идеальный вид государственного устройства. При таком строе правят лишь немногие мудрецы, которые одни по своей мудрости понимают сущность справедливости и способны править в соответствии с нею. Однако, их менее разумные сыновья, возмущаясь тем, что их отцы не имеют никакой личной выгоды от власти, совершают переворот и устанавливают власть военных.
· Правителями должны быть философы и мудрецы, так как только им свойственно стремление к познанию истины, а эффективное правление основано на знании истины, законов.
· Идеальное государство должно состоять из трех классов, Принадлежность к которым определяется природой души людей.
ü Производители (низший класс) – ремесленники, земледелцы. У них преобладает вожделеющая часть души, ограничением которой является добродетель «умеренность» Их задача – забота о материальном обеспечении государства.
ü Стражи. Характеризуются преобладанием волевой, страстной части души. Обладают добродетелью «мужества». Выполняют функцию защитников государства.
ü Правители-мудрецы, у которых преобладает разумная часть души и добродетель «мудрость». Они способны не только созерцать Благо, но и справедливо управлять государством, гармонизируя интересы всех классов. Такое государство будет вечным.
· Правильное образование и воспитание всех граждан необходимо для достижения блага государства.
· Частная собственность является фактором, разрушающим государство.
· Существует три формы правления, целью которых является благо государства:
ü Монархия – правление одного (наилучшая из форм)
ü Аристократия – правление группы людей
ü Демократия - правление всех.
Если цель правления – собственные интересы правящих, то политическая власть вырождается соответственно, в тиранию, олигархию и демагогию.
· Главная ценность общества – общее благо, индивиды и классы – средство для ее достижения.
· Задача философии – воспитание людей, способных реформировать государство, приблизить его к идеальному образцу.
· Главная опасность – анархия, гибель государства и общества.