От 6 октября 2005 года

Лекция № 6 по истории России

 

Итак, завершаем цикл о народонаселении России.

О демографическом поведении населения. Прежде всего надо отметить, что в XVIII веке ни у одного народа Российской империи не был распространен и не появился современный тип демографического поведения. Современный тип весьма грустный, он исторически закономерен. Но пока такой грустный тип воспроизводства: поздние браки, огромная доля разводов. В России половина браков сейчас разваливается. В других странах, более продвинутых на пути упадка цивилизации, прежде всего в Западной Европе, этот процесс еще выше.

Высокая доля холостых, незамужних. Огромная доля тех людей, которые никогда не будут женаты и никогда не выйдут замуж. Огромное количество браков не зарегистрированы, и распадутся до того, как будут зарегистрированы. Низкий естественный прирост населения. Внутрисемейное регулирование деторождения.

Все эти упадочные особенности современной цивилизации XVIII веку были несвойственны.

У всех народов наблюдался архаичный, идущий из древности, тип демографического поведения, характеризующийся очень высокой долей замужнего и женатого населения. Более ¾ населения находилось в браке. Была высокая неограничеваемая рождаемость, свойственная всем народам Российской Империи.

Возраст вступления в брак в народе, в отличие от дворянства, низкий, как в городе, так и в деревне.

 

Рассмотрим на примере русского крестьянства, так как это основная масса населения страны, носитель патриархальных традиций.

Демографическое поведение русского крестьянина определялось его взглядами на брак, семью, отражало вековые устои деревни. Также объективные обстоятельства: невозможность в одиночку вести хозяйство, высокая смертность, не обеспеченная общиной и обществом старость, если у человека не было семьи. Взгляды на брак и семью носили больше не личностный, а общественный характер. Т.е. общине было большое дело до этих браков. Это патриархальная особенность.

Если была свадьба, то в ней участвовало практически все население. Это идущая из древности особенности. Вся деревня знала, сохранила невеста девственность или нет.

Была публичность межличностных отношений.

Это все заставляло личность следовать установленным нормам поведения.

В целом, как в любом патриархальном обществе, критическая оценка опыта предков почти отсутствовала. Говорилось так: как отцы и деды наши, так и мы. Отцы и деды наши не знали этого, да жили не хуже нашего.

Нормы демографического поведения носили религиозный характер. По мнению населения, они когда-то были установлены Богом, переданы предкам, и от предков передавались из поколения в поколение. Брак воспринимался как главное условие порядочности человека, его материального благосостояния, общественного веса. Если мужчина даже в приличном возрасте был не женат, его называли – малой. Одинокому мужчине не полагался полный надел земли. Было принято о нем распространять всякие сказки, что он и хотел бы жениться, да не может. Неженатый мужчина был лишен голоса на сходе односельчан. Его называли мужиком, только когда он женился.

«Холостой – что бешеный, холостой – полчеловека».

Также и незамужняя женщина именовалась пренебрежительно «девка».

Птица крыльями сильна, жена мужем красна. Жизнь без мужа – поганая лужа.

Муж дает женщине статус.

Надо подчеркнуть, что вдовство воспринималось крестьянином как божье наказание, огромное горе. Лучше 7 раз гореть, чем 1 раз овдоветь. В девках – приторно, замужем - натужно, а во вдовьей череде, что побыла в воде.

Второй брак овдовевших не осуждался, а третий – от дьявола. Первая жена от Бога, вторая от человека, а третья – от черта.

Многодетность считалась показателем нравственного здоровья, благополучия семьи, оправданием плотских радостей брака. Говорилось, что у кого детей нет – во грехе живет.

Женщины были как родильные машины. Примерно около 8 раз крестьянки рожали в среднем. Перерыв между беременностями был почти 2 года. Кормили грудью. Старались подольше кормить, считалось, что в это время не происходит зачатия.

Но была высокая смертность. Для всех народов: примерно половина детей не доживала до 16 лет. Это огромная пустая растрата человеческих сил, не говоря о нравственных ударах. Принято было относится к этому как можно легче, как к неизбежности: Бог дал, Бог взял.

Женщины должны были не только рожать, но и работать.

 

Продолжим рассмотрение процессов преобразований Петра I на фоне великой Северной войны. Война продолжалась 21 год. До сих пор более длительной войны больше в России не было.