КУЛЬТУРА
На разных уровнях учебно-воспитательного процесса
Задачи художественного образования и эстетического воспитания
ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Характеристики | АКАДЕМИЧЕСКИЕ | ДОСУГОВЫЕ |
Приоритетные цели | Образовательные (знания, умения, навыки) и профориентационные (подготовка к поступлению на следующий уровень образования) | Развивающие и профориентационные (развитие и диагностика общих и специальных склонностей, способностей, анализ соотношения этих качеств) |
Содержание образования | Стандартизованное, ориентированное на преемственность ступеней образования | Гибкое, индивидуализированное с учетом своеобразия личности учеников и педагогов |
Сроки обучения | Стандартизированы | Индивидуализированы |
Формы контроля за результативностью образовательного процесса | Зачеты, экзамены, защиты | Выставки, концерты, фестивали, конкурсы |
Формы фиксации результатов контроля | Документ государственного образца, имеющий юридическую силу | Стимулирующие: дипломы, грамоты, благодарности и т.п. |
Уровни: | Задачи: |
Базовый | Формирование гармоничной креативной личности |
Углублённый или предпрофессиональный | Профессиональная ориентация |
Профессиональный | Подготовка к самостоятельному творчеству и/или деятельности в сфере артпедагогики |
Проанализируте:
- какого уровня художественное образование вы получили
……………………………………………………………………………
- на каком уровне художественно-образовательногопроцесса вы хотели бы работать
……………………………………………………………………………
Тема 2. Методологические основы теории и практики современного эстетического воспитания
ПЛАН
1. Ценности культуры как предмет педагогического анализа
2. Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования
3. Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками
4. Своеобразие процессов художественно-образного и научного освоения мира
Система эстетического воспитания призвана обеспечивать инкультурацию личности, т.е. постижение воспитанниками ценностей культуры. Не стоит путать это явление с социализацией. В процессе социализации человек осваивает нормы поведения, характер деятельности в современном ему обществе. В процессе инкультурации осознает иерархию ценностей в том же обществе.
Рассмотрим аксиологические аспекты понятия культура.
Система материальных и духовных ценностей человечества |
Деятельность человека по созданию культурных ценностей |
Потребление ценностей культуры |
ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | НАУЧНЫЕ ЦЕННОСТИ |
Нравственные | Произведения искусства | Открытия |
Религиозные | Образы искусства | Изобретения |
Правовые (юридические) | Эстетически осмысленные явления природы | Система научных взглядов |
Приведите примеры взаимосвязи и взаимопроникновения духовных ценностей, относящихся к разным группам, в процессе эстетического воспитания:
Эстетические представления человечества эволюционировали вместе с ним. Каждая новая эпоха открывала новые объекты для любования и художественно-образного осмысления.
Приведите примеры исторических изменений в эстетическом осмыслении какого-либо объекта (красота природы, красота женщины и т.д.). Подумайте, какие задачи ставит знание об эволюции эстетических ценностей перед артпедагогом