Романо-германская правовая семья, или система континентального права.

Происхождение романо-германской правовой системы связано с ХII-ХIII вв. и является результатом рецепции римского права странами континентальной Европы. Первоначальной социальной основой и сферой его применения в средневековой Европе было преимущественно городское насе­ление, однако через несколько веков, с изменением сельского уклада, зе­мельных отношений в деревне зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской. С ХIII в. романо-гер­манское право активно развивается, преодолевая государственные грани­цы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. Ста­новление наций и национальной государственности привнесло в него эле­менты национализма. В настоящее время традиции романо-германского права дополнились идеями создания «европейского дома», Евросоюза, что ведёт к правовой интеграции стран, преодолению национально-государственных гра­ниц, а вместе с ними и правового национализма. Основаниями интеграции выступают общие принципы, начала, «дух» римского частного права.

Особенности норм романо-германского права.

Романо-германская норма права – общее правило поведения, сформули­рованное законодателем либо уполномоченными органами.

Главной особен­ностью этой нормы по сравнению с англосаксонской прецедентной выступа­ет обобщённый, абстрактный характер. Законодатель обычно формулирует её как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенно­го («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения.

Положительное использование норм-моделей поведения позволяет за­конодателю оперативно воздействовать на социальные отношения, изме­нять, преобразовывать их, что является безусловным достоинством данного вида правовой регламентации.

Недостатки – чем более общей является норма, тем труднее её приме­нять на практике. Возникает серьёзная проблема её конкретизации и тол­кования. Для этого используется множество приёмов, способов толкова­ния, позволяющих уточнить волю законодателя.

Источники романо-германского права

Важнейшим источником романо-германского права выступает закон. За­коны принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридичес­кой силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедли­вость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики. Согласно романо-германской доктрине законы подразде­ляются на конституционные и обычные (текущие).

Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные ак­ты (кодексы). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-пра­вовые, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и выступают своего рода «центрами притяжения» для других норм данных отраслей. Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры.

Вторым источником романо-германского права является – обычай. Исторически многие обычные нормы получили закрепление в зако­нах, стали их содержанием. Но как самостоятельный источник права обычай сегодня носит второстепенную роль в правовой системе, выступая как до­полнение к закону.

Третьим источником романо-германского права с определёнными ого­ворками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сво­дится к тому, что согласно действующей доктрине нормы права могут при­ниматься лишь самим законодателем и уполномоченными им органами. Тем не менее, существующие пробелы, противоречия и, самое главное, широ­кий простор, предоставленный парламентами судебным органам, обусловили разработку судьями принципиальных решений, уточняющих положения зако­на, а иногда идущих вразрез с волей законодателя.

Структура романо-германского права.

В странах романо-германской правовой системы используется извест­ное со времён Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное.

Публичное право – общий государственный инте­рес, частное право – особенный, частный интерес.

Публичное право – конституционное, административное, финансовое, международное публичное право, про­цессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д.

В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и т.д.

Другой особенностью романо-германского права является последова­тельное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям пра­ва и правовым институтам. В соответствии с юридической доктриной все принимаемые нормативные положения получают соответствующую отраслевую «прописку» с учётом предмета регулирования и особенностей приёмов и средств воздействия на субъектов права. Такая логическая последователь­ность обусловлена рациональной природой, «университетскими корнями» дан­ной правовой семьи.

Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права).

Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и др.).

Правовые системы мусульманских стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют на религиозной основе исла­ма.

Основой мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине – это первый источник, «корень» правовой системы. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, Коран содержит установления, в достаточной степени, юридического характера.

Вторым источником мусульманского права яв­ляется Сунна – описание поступков, поведения, высказываний Магомета. Считается, что Сунна представляет собой собрание рассказов (хадисов) людей, близко знавших Магомета. Коран насчитывает 114 сур (глав), а Сунна состоит из шести канонических сборников.

В Коране, Сунне содер­жатся правила, регулирующие жизнь, поведение правоверных, много внима­ния уделяется проблеме справедливости. В Коране содержатся повеления: «Будьте справедливы», «Будьте стойки и справедливы», «Судите по справед­ливости».

Третий источник мусульманского права – иджма, т.е. согласие, дос­тигнутое всем мусульманским сообществом об обязанностях правоверного. Иджма представляет собой единогласное мнение знатоков ислама, уче­ных-правоведов, установивших принцип, норму мусульманского права на основе Корана и Сунны.

Четвертым источником мусульманского права явля­ется кияс, т.е. умозаключение по аналогии.

Нормы, сформулированные му­сульманской правовой доктриной на основе иджмы и кияса, составляют вторую группу норм мусульманского права, взаимосвязанных с первой - группой юридических предписаний Корана и Сунны.

Под мусульманским правом в широком смысле слова понимается комп­лекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления, предписания, также органически свя­занные с ними, проникнутые религиозным духом ислама, нравственные и юридические нормы.

Мусульманское право в узком смысле входит в соци­ально-нормативную систему ислама, санкционировано им, но в то же время выступает как автономное явление.

Развившаяся на основе Корана и Сунны мусульманская правовая докт­рина служит основным источником мусульманского права в собственном, узком смысле слова.

Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т.д.

Законодательство, государственное нормотворчество развивается на основе доктрины, принципов мусульманского права, оно также является источником права.

Наряду с писаным правом – шариатом (путь следования) в мусуль­манских странах действует и обычное право – адаты.

В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади), рассмотрение дел осуществляют суды, опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты), изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества

Правовые системы разных мусульманских государств при их общности, единстве в главном, основном имеют в то же время и существенные разли­чия в структуре права, правовых учреждениях, правовой культуре, эффек­тивности правового регулирования. Такие различия существуют, например, между правовыми системами Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, Судана и правовыми системами такой группы государств, как Египет, Сирия, Ирак, Марокко, Иордания, Алжир.

Во второй половине XIX-XX веке развитие права мусульманских стран проходит под воздействием правовых систем Запада, романо-германского права и общего права. В странах мусульманского права вместе с комплек­сом норм «личного статуса» (брак, наследование, завещание, правосубъ­ектность) сформировались такие отрасли права, как гражданское и торго­вое право, государственное, административное, трудовое, судебно-про­цессуальное, уголовное. Проводится систематизация законодательства, разработаны и приняты кодексы, совершенствуется организация и деятель­ность судов. В ряде стран сохранились и действуют мусульманские суды, юрисдикция которых включает, прежде всего, рассмотрение дел личного ста­туса. В других странах (государства Аравийского полуострова, Персидс­кого залива) действует многоуровневая система мусульманских судов. Эти суды рассматривают дела, относящиеся не только к личному статусу, но и гражданские и уголовные.

Рационалистически настроенные правоведы мусульманских стран вни­мательно изучают правовые системы и опыт стран Западной Европе и Аме­рики, проводят работу по совершенствованию своих национальных систем права, опирающихся на идеологию ислама.

В бывшем Советском Союзе, в среднеазиатских республиках, на Кав­казе, в других регионах страны проживали мусульмане. Социалистическая правовая система отвергала мусульманское право. Там действовали нормы, направленные против обычаев, которые рассматривались как «пережитки», с которыми нужно бороться, чтобы преодолеть их влияние на сознание и поведение граждан. В современных условиях в независимых среднеазиатс­ких государствах, в структуре некоторых субъектов Российской Федера­ции, где проживают большие группы населения, исповедующие ислам, воз­растает влияние религии. Приведет ли этот процесс к изменениям право­вых систем, которые в годы Советской власти развивались на советской основе, – покажет будущее.