Англо-саксонская правовая семья или система «общего права». 2 страница

Метод непосредственно определяется пред­метом правового регулирования: именно конкретное содержание вида общественных отношений определяет своеобразие способов юридиче­ского воздействия.

В качестве основного критерия распределения норм права по отраслям выступает предмет регулирования еще и потому, что отдель­ные черты метода в некоторых отраслях могут совпадать или ряд отраслей может иметь идентичный метод. Например, «ав­торитарный» (властный) метод присущ не только админист­ративному праву, но также финансовому, земельному и в оп­ределенной мере другим отраслям права, а метод автономии присущ и трудовому праву. Метод регулирования в значитель­ной мере зависим, произведен от предмета регулирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой система права?

2. Каковы элементы системы права?

3. Какие критерии выделения в системе права различных отраслей?

4. Перечислить и охарактеризовать методы правового регулирования.

5. Виды отраслей права.

6. Что такое правовой институт? Виды правовых институтов.

7. Что такое подотрасль права?

Дополнительная литература

Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 25-34.

Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. – 1998. – № 2.

Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное. Поиск критериев // Юрист. 2002. № 9. С. 2-13.

Киримова Е.А. О системообразующих критериях современного российского права // Правоведение. 2002. № 5. С. 151-165.

Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учебное пособие / Под ред. И.Н. Сенякина. Саратов, 2000.

Киримова Е.А. Структура правовых институтов: понятие и ви­ды // Вопросы теории государства и права. Саратов, 2001. Вып. 3. С.128-138.

Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г. Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов «круглого стола». – М.: Ось-89, 2005. – 160 с.

Красавчиков О.А. Система права и система законодательства // Правоведение. 1975. № 2. С. 62-71.

Кузьменко А.В. «Системный взгляд» на систему права // Правоведение. 2003. № 3. С. 4-11.

Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответст­венности // Правоведение. 2003. № 2. С. 27-37.

Лукьянов А.И., Шебанов А.Ф. Система права в Советском со­юзном государстве // Советское государство и право.1976. № 9. С.35-43.

Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в струк­турировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. № 1.С. 205-216.

Мальцев В.В. Понятие и место уголовного права в системе от­раслей права // Государство и право. 2000. № 5. С. 49-55.

Овсепян Ж.И. Конституционное судебно-процессуальное право: у истоков отрасли права, науки и учебной дисциплины // Правоведе­ние. 1999. № 2. С. 196-213.

Петров Д.Е. Основные подходы к проблеме разделения права на отрасли // Вопросы теории государства и права. Саратов, 2001. Вып. 3. С. 164-174.

Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы зако­нодательства в современной России // Государство и право. 1999. № 9. С. 5-12.

Поленина С.В. Научные основы определения предмета правового регулирования // Законодательная техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2-х томах. – Т. 1. – Н.Новгород, 2001. – С.133-143.

Поленина С.В. Система права и система законодательства в со­временных условиях // Правоведение. – 1987. – № 5. – С. 29-36.

Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. – 1994. – № 5-6. – С. 53-55.

Райхер В.К. О системе права // Правоведение. 1975. № 3. С. 60-70.

Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. № 1. С. 217-222.

Современные проблемы российского публичного и частного права: Сборник статей. Воронеж, 2002.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет и метод: Учеб­ное пособие. СПб., 2000. Раздел 1.

Сорокин В.Д. Что такое единый предмет правового регулирова­ния? // Юридическая мысль. 2001. № 2. С. 53-61.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, про­цесс // Правоведение. 2000. № 4. С. 34-45.

Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. – 2002. – № 10. – С. 22-27.

Тихомиров Ю.А. Зарождение и развитие идей «публичного» и «частного» в праве // Публичное право: Учебник. – М., 1995. – Гл. I, § 1,2. – С. 1-25.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – Гл. 1, 8.

Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. – Л., 1991.

Тиунова Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделе­ние права // Правоведение. 1987. № 4. С. 64-68.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. – М., 1994.

Терминологический словарь

Система права – это объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Отрасль права – это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы об­щественных отношений.

Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятель­ный блок однородных общественных отношений.

Институт права – структурный элемент системы права, объединя­ющий специализированные нормы, характеризующие юридические поня­тия, категории, принципы.

Норма права– правило (образец) поведения общезначимого общеобязательного характе­ра, принимаемое от имени государства, обеспечиваемое системой госу­дарственных гарантий и санкций.

Предмет правового регулирования – это 1) фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении; 2) качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы опреде­ленной отрасли права.

Метод правового регулирования – 1) со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок; 2) это способы воздействия отрас­ли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования.

Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.

Частное право– выражает и защищает интересы частных лиц, защита интересов в частном праве осуществляет­ся по инициативе самих, заинтересованных лиц.

Публичное право– защищает общие, об­щегосударственные (публичные) интересы, защита интересов в публичном праве осуществляет­ся по обязательному предписанию закона должност­ными лицами.

1. К какому понятию относится данное определение: «Объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности»?

1.Объективное право.

2.Субъективное право.

3. Система права.

2. Из каких элементов образуется система права?

1.Из юридических норм, институтов права и отраслей права.

2.Из статей нормативных актов, иных источников и отраслей законодательства.

3.Из всех перечисленных выше.

3. Что является первичным элементом системы права?

1.Отрасль права.

2.Норма права.

3.Институт права.

4. Какой из перечисленных элементов является частью систе­мы права?

1.Нормативно-правовой акт.

2.Отрасль законодательства.

3.Институт права.

5. Как соотносятся система права и система законодательства?

1.Как часть и целое.

2.Как содержание и форма.

3.Как причина и следствие.

6. Назовите системообразующие факторы, лежащие в основе де­ления системы права на отрасли.

1.Способ правового воздействия на общественные отношения.

2.Усмотрение законодателя (правотворческого органа).

3.Предмет и метод правового регулирования.

7. Все ли общественные отношения могут быть предметом пра­вового регулирования?

1.Все без исключения.

2.Только те, которые объективно нуждаются в урегулировании, подвержены внешнему контролю, имеют значение для общества и государства.

3.Только те, в регулировании которых заинтересовано госу­дарство.

8. Метод правового регулирования, предполагающий для реализации права субъекта возможность выбора варианта поведения в рамках закона – это

1.Императивный метод.

2.Диспозитивный метод.

3.Рекомендательный метод.

9. К какому понятию относится следующее определение: «Наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы об­щественных отношений посредством присущего ей метода правового регулирования»?

1.Отрасль материального права.

2.Отрасль законодательства.

3.Отрасль права.

10. Какой из нижеперечисленных институтов права можно отнести к комплексным?

1.Институт юридической ответственности.

2.Институт наследства.

3.Институт гражданства.

 

Тема 14. Система законодательства

 

Учебные вопросы:

1.Понятие и структура системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

2.Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды. Законотворчество: понятие, признаки, стадии.

3.Понятие, значение и виды систематизации законодательства.

Понятие и структура системы законодательства.
Соотношение системы права и системы законодательства

В наиболее общем виде законодательство – это совокупность формально-юридических источников права используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.

Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства следует дать следующее определение:

Система законодательства – это упорядоченная совокупность нормативно-правовых актов, действующих в данный момент в пределах юрисдикционной территории государства, в которых излагаются нормы права.

Под системой законодательства понимается совокуп­ность нормативно-правовых актов, в которых объективи­руются внутренние содержательные и структурные харак­теристики права.

Данная система является внешним выра­жением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах-документах.

Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они суще­ствуют самостоятельно, так как обладают своей специфи­кой, имеют собственные тенденции развития.

Систему законодательства характеризует следующие признаки:

Публичность – нормативно-правовые акты в комплексе образующие систему законодательства принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц находящихся в пределах юрисдикции государства

Объективность – законодательные акты принимаются в целях обеспечения и защиты общезначимых интересов. В связи с этим особую значимость приобретает принципы «равенства всех перед законом», «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» и т.п.

Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т.д.).

Иерархичность – нормативно-правовые акты образующие систему законодательства располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа обладающего высшей юридической силой.

Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

Непосредственная связь с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким либо пространственным масштабом, либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».

Относительная субъективность означает зависимость построения системы законодательства от воли и усмотрения государства.

Внутренняя согласованность предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя Уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т.д.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную струк­туру.

Системе законодательства, в соответствии с принципами субординации и координации, присущи вертикальное и горизонтальное построение структурных элементов.

Вертикаль системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.

Критерием вертикального деления нормативно-правовых является юридическая сила акта.

В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня на котором этот акт принят (акты принятые на федеральном, региональном, местном, локальном уровнях).

Федеративное строение системы основано на двух кри­териях – федеративной структуре государства и круге пол­номочий субъектов Федерации в сфере законодательства.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

феде­ральное законодательство (Конституция РФ, основы зако­нодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

законодательство субъектов Российской Феде­рации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, авто­номных округов, автономной области, городов федерально­го значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, зако­ны, постановления глав администраций и иные норматив­ные акты);

законодательство органов местного самоуправ­ления (решения, постановления).

В зависимости от юридической силы акта:

I. Федеральный уровень.

1. Законы Российской Федерации.

а) Конституция;

б) Федеральные конституционные законы;

в) Федеральные законы.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации.

а) Указы Президента;

б) Постановления Правительства;

в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти РФ (Приказы Министерств, ведомств, Федеральных Служб и т.п.).

II. Уровень субъектов Российской Федерации.

1. Законы субъектов РФ.

а) Конституционные акты субъектов РФ (в т.ч. Уставы);

б) иные законы субъектов РФ.

2. Подзаконные акты субъектов РФ.

а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ.

б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

Горизонталь системы законодательства формируется в основном под влиянием объективно сложившейся системы права.

Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования.

Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство.

Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное законодательство).

Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т.п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.

Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру ст. 15 Федерального Конституционного закона о чрезвычайном положении (30.05.2001) закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом, ст. 26 этого же закона устанавливает порядок по которому «…органы особого управления территорией на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».

Законодательство общего характера – представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).

Законодательство специального характера – объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т.д.)

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления.

1. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права в определенной степени соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

2. Система права характеризует внутреннее устройство права воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении находящемся вне пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

3. Первичным элементом системы права является норма права. Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

4. Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств).

В свою очередь, право, получая свое формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.

 


Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды.
Законотворчество: понятие, признаки, стадии

Нормативно-право­вые акты являются результатом правотворческой деятель­ности (правотворчества).

Правотворчество – со­вокупность актов, действий, направленных на создание права. Однако подход к пониманию правотворчества может быть разным в зависимости от самого понимания права. Если встать на точку зрения естественного права, то правотворческий орган, например парламент, не творит, а только откры­вает, обнаруживает право, облекая его в законы. Другая точка зрения представлена юридическим позитивизмом. Здесь воля государства – единственный фак­тор, порождающий право.

Очевидно, что реальное положение дел находится посре­дине между этими крайними взглядами, выражается в праг­матическом подходе к вопросу о соотношении права и госу­дарства. Право — результат правотворческой деятельности го­сударства. В праве выражается его воля. Но эта воля – не голый приказ, а воля детерминированная, обусловленная многочисленными фак­торами общественной жизни (структурой экономических от­ношений, уровнем развития экономики, системой социаль­ных отношений, соотношением социальных и политических сил, их конфронтацией или согласием, состоянием правосоз­нания, правовой культуры, определенными ожиданиями об­щества относительно целей и правовых средств решения той или иной социальной проблемы, состоянием преступности и законности в обществе и т. д.).

Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естествен­ного права, социальных потребностей и интересов граждан в норма­тивно-правовой акт.

Правотворчество заключается в издании новых норматив­ных актов, отмене или совершенствовании старых путем вне­сения изменений и дополнений.

Правотворчество – это деятельность, направленная на подготов­ку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

Можно назвать следующие признаки правотворчества:

Правотворчество – это деятельность рациональная, на­правленная на решение определенных социальных проблем, на достижение определенных целей экономического, политического, социального, экологического характера и т. п.

Правотворчество – это деятельность компетентных субъ­ектов, направленная на издание и совершенствование норма­тивных актов.

Субъектами правотворчества являются государственные органы, наделенные соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправ­ления, а также народ при принятии законов путем референ­дума.

Правотворческая деятельность осуществляется в соответ­ствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, уставом и т.д.). Задачей правотворчества является совершенствование законодательства для достижения целей, которые ставит перед собой законодатель.

Нормативные акты принимаются только в пределах ком­петенции соответствующих органов и согласно законодатель­ной процедуре. Нормативные акты, принятые вне компетен­ции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны для их адресатов.

Целями правотворчества являются:

1. Создание новых норм права.

2. Конкретизация существующих правил поведения.

3. Детализация правовых предписаний.

4. Дополнение существующих правовых норм.

5. Совершенствование существующих правовых норм.

6. Устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале.

Правотворчество осуществляется на основании определенных принципов, т.е. основополагающих начал правотворческой деятельности.

Принципы правотворчества:

1. Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет посту­пивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.

2. Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возмож­ности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.

3. Профессионализм правотворчества предполагает привлечение к та­кого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профес­сиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.

4. Законность правотворчества предполагает проведение правотворчес­кой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии норма­тивно-правовых актов.

5. Научный характер правотворчества предполагает строгое соблюде­ние правил юридической техники, выработанных юридической наукой.

6. Связь с практикой необходима для изучения органом правотворче­ства вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого, корректируется работа правотворческих органов.

7. Своевременность правотворчества предполагает оперативное созда­ние новых норм и внесение органами правотворчества изменений и до­полнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с ка­чественным изменением общественных отношений.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

непосредственное правотворчество народа в процессе проведе­ния референдумов (всенародного голосования по наиболее важным во­просам государственной и общественной жизни), которые в конституционном порядке прини­мают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

правотворчество государственных органов (например, парла­мента, правительства),

правотворчество отдельных должностных лиц (например, прези­дента, министра),

правотворчество органов местного самоуправления;

локальное правотворчество (например, на предприятии, в уч­реждении и организации);