Логичность речи

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин);

4) Спорыш: Я не спорю, брат татарник,

Ты большой, почти кустарник.

Ты богат, а я бедняк,

Я целебный, ты сорняк (И. Токмакова).

Другой стилистической фигурой является оксюморон. Оксюморон – это соединение слов, выражающих противоположные, несовместимые с точки зрения логики понятия: пышное увядание, сладкая скорбь, звучная тишина, молодая старость, убогая роскошь, «Живой труп» (пьеса Л. Н. Толстого).

К использованию антонимов в речи надо относиться серьезно и вдумчиво. При употреблении антонимов могут возникать ошибки, например:

1) Мы знаем, что еще живы предки Пушкина;

2) Учеба у Ивана улучшается все хуже и хуже;

3) Наташа кричала, онемев от страха (в сочинении описывалась охота).

Логичность речи, как и точность, тоже характеризует речь со стороны ее содержания.

Логичность речи – это выражение в смысловых связях отношений между частями высказывания и между самостоятельными высказываниями.

Структурной предпосылкой логичности является правильная синтагматика (сочетаемость) знаков на лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Логичность на уровне высказывания:

1. Сочетания одного слова с другим должно быть непротиворечивыми.

а) Алогизм возникает за счет объединения несоотносимых понятий.

Напр.: Хочу выразить благодарность врачу санатория. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом.

б) Алогизм возникает за счет объединения родового и видового понятий: Члены общества «Знание» оказывают большую помощь инженерно-техническим работникам заводов и промышленных предприятий.

2. В высказывании должен быть правильный порядок слов. Когда это нарушается, часто возникают алогизмы, напр.: Солнце закрыло облако; Велосипед разбил автобус.

Темами этих предложений могут быть только слова «облако» (только оно может закрыть солнце, луну, звезды и др.) и «автобус» (только он может разбить велосипед, мотоцикл и др.). Эти слова и должны стоять в позиции подлежащего, в начале предложений: Облако закрыло солнце; Автобус разбил велосипед.

Созданию алогизмов в подобных предложениях способствует и то, что в таких предложениях используются одинаковые формы именительного и винительного падежей.

3. Важным средством выражения логической связи являются некоторые особенности лексического наполнения высказывания. Для выражения отношений между частями высказывания служат предлоги, союзы, частицы, между частями высказывания и между самостоятельными высказываниями – вводные слова и словосочетания (следовательно, итак, значит, во-первых, во-вторых, главное, иначе говоря и др.).

4. В высказывании не должно быть плеонастических (избыточных) сочетаний типа «несколько грубоват», «более подробнее», «самый великолепнейший». Они тоже нарушают требования логичности.

Логичность на уровне связного текста.

1. Логичность зависит от того, насколько ясно и правильно выражена языковыми средствами связь между отдельными высказываниями. Ошибки заключаются в неправильном соединении рядом стоящих предложений, напр.: На биофаке 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие из них существуют уже более 20 лет. Возникает вопрос: что существует более 20 лет, кружки или кафедры?

2. Важное средство логической организации текста – членение его на абзацы. Если в отрывке речи развивается одна мысль, членить этот фрагмент на абзацы нельзя.

3. Для составления связного текста необходимо правильно выбирать синтаксические структуры. Нарушать логичность могут как неоправданное дробление мысли (через выражение ее преимущественно простыми предложениями), так и излишняя усложненность (стягивание простых предложений в одно предложение сложной структуры).

4. Логичность на уровне целого текста зависит от композиции. Почти универсальный закон построения нехудожественного текста – трехчастное построение: вступление (введение), основная часть, в которой раскрывается главное содержание текста, и заключение. Эта композиция подходит для лекции, доклада, реферата, научной статьи, газетной статьи, очерка, отчета и др.

Логичность художественной речи носит специфический характер. Конечно, основные законы логики соблюдаются и здесь, но алогичность в художественном тексте может допускаться. Алогичность в литературном произведении может являться средством создания комического эффекта или средством художественной выразительности: 1) Губернатор «…был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну…» (Н. Гоголь); 2) «По вечерам бульвары розовеют от пыли и заката» (К. Паустовский).