Государственная собственность и государственный сектор: масштабы, динамика, перспективы

Государственная собственность свойственна всем экономическим системам, различается только её величина и роль в экономике. Государственная собственность -это сложная экономическая категория, соединяющую в себе совокупность экономических, правовых, социальных, технико-экономических отношений по поводу присвоения и отчуждения экономических благ. Государство должно располагать имуществом и доходами для осуществления своих функций. Развитие государственного сектора осуществлялось за счет государственных инвестиций.

В большинстве развитых стран именно государственный сектор является авангардным элементом экономи­ки в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособно­сти инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способ­ности и в целом благосостояния населения этих стран. Кроме того, в каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы, с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому акту­альным вопросом для России является оптимальное государственное регулирование экономики, и преж­де всего – деятельности государственного сектора.

В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор спе­циализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обо­роне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансиро­вания. Государственный сектор остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микро­биологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Модернизация системы управления госпредприятиями осуществляется по следующим направлениям:

- создание четко взаимодействующей структуры органов управления госпредприятиями;

- заключение органами госуправления контрактов с выбранными на конкурсной основе руководителями госпредприятий на доверительное управление или привлечение также на конкурсной основе независимых профессиональных управляющих;

- участие руководителей в прибыли и собственности предприятия;

- резервирование в величине акций доли, выделяемой трудовому коллективу.

Государство берет на себя:

• финансирование строительства капиталоемких объектов,

• осуществляет инвестиции в те отрасли и сферы хозяйства, которые не предоставляют коммерческого интереса для частного капитала.

Размер и доля госсобственности, степень охвата ею сфер экономики определяются в каждой отдельной стране:

• социально-экономической целесообразностью, местом страны в мирохозяйственных связях,

• конкурентоспособностью экономики,

• историко-культурными традициями, особенностями формирования народного хозяйства.

Определить оптимальный объем госсобственности достаточно трудно. Диапазон составляющих государственного сектора очень велик: от чисто государственных предприятий до смешанных, от финансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, производственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фирмы, от сугубо национальных до международных организаций и финансов. Роль предпринимательской деятельности государства определяется в доле госсобственности в национальном богатстве страны и в действующих производственных активах. Поэтому сочетание методов –

• прямого государственного управления предприятиями госсектора;

• косвенного регулирования деятельности рынков;

• управление государством своим пакетом, в т.ч. контрольным, в смешанных государственно-частных структурах;

• регулирования частного бизнеса с помощью правовых норм, финансовой, денежно-кредитной промышленной политики –

позволяет государству реализовать свои функции как собственника и предпринимателя, регулятора социально-экономических процессов, создающего условия для работы рыночного механизма

Принципы управления госсобственностью:

- соответствие организационных звеньев задачам определенной политики

- обеспечение эффективного взаимодействия центральных региональных органов

- отделение функций госуправления от хозяйственных с учетом изменения форм собственности

- исключение дублирования функций управления

- формирование системы обратной связи для корректировки негативных последствий

- контроль за действием уполномоченных госорганов.

В рамках госсобственности выделяются (по функционально-управленческому признаку):

- государственные унитарные предприятия, в том числе казенные( оперативное управление) и коммерческие( хозяйственные ведения)

- АО со сто процентным госкапиталом

- АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая акция».

Приоритетные сферы развития госсобственности, представляющие нижнюю и верхнюю ее границы:

• природные ресурсы и инфраструктура,

• энергетика, транспорт

(низ),

• наука и искусство,

• образование, культура

(верх)

Масштабная приватизация предприятий государственной и муниципальной собственности привела к многократному сокращению государственного сектора и к значительному уменьшению его роли в экономике страны, но усиление роли государства в экономике в последние годы, кризисная национализация расширяют сферу госсобственности

Поскольку в условиях кризиса, когда критическое финансовое положение так называемых градообразующих предприятий может привести к серьезным негативным последствиям для целых регионов, более активное участие государства в капиталах крупных компаний становится одной из мер по стабилизации ситуации. Это требует в сфере управления госсобственностью решения следующих задач:

- повышения эффективности управления предприятиями госсектора;

- ускорения процессов акционирования государственных унитарных предприятий;

- приватизации предприятий, которые не предназначены длявыполнения функций в сфере национальной безопасности.

Государственные корпорации — один из немногочисленных новых инструментов государственной политики, появившихся в последние годы. Тенденции развития госкорпораций в эконо­мических и политических дискуссиях, с одной стороны, и в реаль­ной государственной политике, с другой, резко различались. Большинство экспертов относились к ГК как минимум настороженно. В экономической политике с момента своего создания ГК стали востребованным инструментом.

Государственная корпорация - некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций. Имущество является собственностью ГК, которая создается для достижения определенных целей.

Вместе с тем госкорпорации являются оригинальным российским изобретением, практически не встречающимся в мире. По определению подконтрольными обществу они не являются, их деятельность регулируется специальной нормативно-правовой базой. В определенном смысле ГК представляет собой аналог исполнительного органа корпорации или ком­пании, которая управляет принадлежащими государству активами. С 2004 года созданы:

- Агентство по страхованию вкладов,

- Внешэконом банк,

- "Ростехнологии",

- "Росатом",

-"Олимпстрой",

-Фонд содействия развитию ЖКХ,

- «Роснано».

По целям создания и методам их достижения эти ГК можно разделить на следующие группы:

—финансовые институты развития («Роснано» и Внешэкономбанк);

—агенты (распорядители ресурсов) правительства — Фонд содействия реформированию ЖКХ, Олимпстрой», Агентство по страхованию вкладов (АСВ);

—квазихолдинг — «Ростехнологии»;

—квазиминистерство — «Росатом».

Госкорпорация -это особая организационно-правовая форма предприятий, каждая создается по специальному ФЗ, а живет по собственному уставу. В отличие от ОАО ГК не может быть признана банкротом и не обязана публиковать обязательную для ОАО отчетность. В отличие от государственных унитарных предприятий (ГУПов) ГК выведены из-под контроля госорганов, их деятельностью руководят наблюдательные советы из высших чиновников, раз в год отчитываются перед правительством. Другие федеральные органы не вправе вмешиваться в деятельность госкорпораций. Предпринимательская деятельность ГК должна служить достижению целей и соответствовать им. Прибыль подлежит направлению исключительно на достижение целей.

Общая черта ГК — их наделение значительным объемом ресурсов. Большинство созданных корпораций были сформированы за счет крупного имущественного взноса Российской Федерации. Структура этого взноса (пакеты акций, имущественные комплексы, денежные средства и т. п.) для каждой госкорпорации индивидуальна. Однако он представляет лишь одну из разновидностей передаваемых ГК ресурсов. Наряду с финансовыми ресурсами некоторым ГК пере­даются права управления принадлежащими государству активами, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти

Масштабы государственных расходов на деятельность ГК в системе государст­венных финансов достаточно велики. Так, помимо принадлежащих государству активов, на финансирование деятельности госкорпораций в 2007—2008 гг. было выделено около 6—7% общей суммы консолидированного бюджета. Заметна роль ГК в отдельных сферах деятельности и отраслях экономики. Так, Фонд ЖКХ — важный инвестор в развитие жилищно-коммунальной сферы России. В 2008 г. на программы капитального ремонта и переселения израсходовано около 46 млрд руб., еще 27 млрд руб. привлечено в качестве софинансирования, что составляет около 4% (а с учетом софинансирования — 6%) суммарных расходов на строительство в России. ГК «Ростехнологии» переданы пакеты акций более 400 акционерных обществ (часть — более трети — после акцио­нирования ФГУП).

Имущественный взнос Российской Федерации в Фонд обязательного страхования вкладов составил 6,9 млрд. руб. Еще 200 млрд. руб. Агентство по страхованию вкладов получило на санацию банков. В уставный капитал Внешэкономбанка - 180 млрд. руб. и недавно еще 100 млрд. руб.

Взнос в "Олимпстрой" до 2014 г. - 170,8 млрд. руб.

"Роснано" - в уставный капитал 130 млрд. руб.

Фонд ЖКХ - 240 млрд. руб.

Госкорпорация - это инструмент государственной политики в тех областях, где нужно проводить большие изменения, реформы. Как юридическое лицо, у нее появляется больше возможностей для маневра ресурсами, гораздо выше скорость принятия решений там, где надо продвинуть дело вперед. Госкорпорация призвана не подменять и не ограничивать частный капитал, а создать максимально благоприятные условия для развития инвестиционных возможностей, привлекательных для частного капитала. Это один из государственных инструментов по преодолению утечки капитала из страны, по созданию условий для возвращения накопленных средств, в том числе из дальнего зарубежья.

Главное в работе госкорпорации - это система управления рисками, корректирующаяся в соответствии с развитием госкорпорации, единая ценовая и рисковая политика. Но ГК не имеют аналогов в мире. Президент поручил прокуратуре разобраться, насколько эффективно ГК распоряжаются бюджетными средствами и готов обсуждать тему их упразднения. Особое внимание будет уделено «вопросам, касающимся целевого характера и эффективности использования переданного им государством имущества, финансовых средств, а также соответствия деятельности государственных корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании».

В кризисных условиях обостряется вопрос о переоценке орга­низационных форм, используемых для координации экономической деятельности. Это относится и к частным корпорациям, и тем более к компаниям с государственным участием. В то же время экспертное сообщество еще до наступления кризиса было озабочено перспектива­ми ГК. По мнению президентского Совета ГК нужно преобразовать в хозяйствующие общества со 100-процентным госучастием (например, «Роснано», «Ростехнологии»), органы публичной власти («Росатом») или фонды (Фонд содействия реформированию ЖКХ).

Создание каждой ГК регламентиро­вано отдельным законом, имеющих несколько общих характеристик:

—деятельность каждой ГК регламентируется в индивидуальном
порядке, что в значительной мере выводит их за пределы законодательного поля;

—ГК выступают некоммерческими организациями, получающими средства из государственного бюджета (за исключением ГК «Ростехнологии») для выполнения сформулированного правительством РФ набора функций;

—средства, передаваемые ГК, в соответствии с законом о ее создании становятся имуществом ГК, а не государственной собствен­ностью;

—банкротство ГК возможно только в случае, если это предусмотрено соответствующим законом о ее создании, и в определенном им режиме;

—внутренние регламенты ГК (которые могли бы служить экви­валентом внутренней системы корпоративного управления) принятыми законами не предусмотрены (за исключением «Росатома»);

—законы не содержат указаний на возможные санкции в от­ношении руководства ГК за невыполнение поставленных задач. При этом и задачи, и их выполнение не оцениваются по формализованной процедуре;

—хотя предусмотрен относительно непродолжительный срок функционирования отдельных ГК, в соответствующих законах не проясняются вопросы реорганизации и ликвидации государственных корпораций (за исключением Фонда ЖКХ).

Такой набор базовых норм позволяет оценить как высокие рис­ки использования ресурсов ГК в своих корыстных целях либо их менеджерами, либо представителями курирующих органов власти. Так в 2008 г. административно-хозяйственные расходы Фонда содействия реформированию ЖКХ, в которой трудятся не больше 100 чел., превысили 340 млн. руб., в т.ч. денежное содержание аппарата - 235 млн. руб., только на бонусы членам правления корпорации по итогам года ушло 55 млн. руб. Руководитель Фонда получил премию 16,5 млн. руб. - больше годового дохода президента и председателя правительства. ГК не подчиняются действию закона о госзакупках и вольны решать - проводить аукционы или нет. Между тем обязательная конкурсная процедура для госучреждений позволяет экономить на госзаказе 7-8 % бюджетных средств - в 2009г. это 260 миллиардов руб. Потенциальная экономия госкорпораций сопоставима с такими же цифрами.

3.Проекты модернизации и функции государства.

Модернизация государства - это формирование, развитие и распространение современных экономических, политических, социальных институтов, институциональных практик, а также современной структуры государства. В качестве целей модернизации определены:

- создание высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики;

- создание современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности и трудовой мотивации граждан;

- формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

- обеспечение высокого уровня экономической свободы и политической безопасности;

- интеграция экономики страны в систему мирохозяйственных связей;

- повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов.

Т.е. основной целью модернизации государства является создание открытой и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей благосостояние граждан и достойные позиции страны в мировом хозяйстве Достижение этих целей обеспечивается следующими ключевыми инструментами:

- обеспечение гарантий прав собственности;

- обеспечение равных и справедливых условий конкуренции;

- снятие административных барьеров;

- ответственная бюджетная и денежная политика.

Предпосылки модернизации государства:

• государство в экономике присутствует всегда, выполняя особо важную роль, оно не должно уйти вовсе;

• выполнение особо важных функций государством;

• выбор приоритетных направлений реформирования;

• выбор оптимального уровня участия государства в экономике;

Безусловно развивающийся финансово-экономический кризис осложняет и тормозит развитие экономики России по модернизационному сценарию. Согласно гипотезе об инновационной паузе, нынешний кризис возник в сочетании двух факторов. Первый: существенное снижение эффективности потока технологических инноваций, вызванное тем что действующие технологии широкого применения - компьютеры и интернет уже исчерпали свои возможности как мотора экономического роста, а новые запоздали. Второй фактор: формирование безоглядной веры в непрерывный технологический прогресс, поддерживаемой длительным предшествующим периодом быстрого развития и биржевыми механизмами. Гипотеза об инновационной паузе позволяет объяснить не периодические подъемы и спады, а лишь редкие глобальные кризисы, объясняет все основные особенности нынешнего кризиса и фактически обобщает другие его концепции

В связи с кризисом стратегия модернизации становится еще более актуальной. В качестве ее основных элементов выделяются:

• Заимствование западных технологий (развивающаяся страна имеет возможность заимствовать уже созданные институты, технологии и методы хозяйствования в развитых странах).

• Увеличение абсорбционной способности страны (умение распознавать ценность новой внешней информации).

• Сбалансированная политика открытости (рациональный выбор степени и характера открытости, обеспечивающей конкурентоспособность экономики).

• Ориентация на внутренний рынок (расширение внутреннего рынка и повышение производительности труда).

• Переосмысление роли золотовалютных резервов.

• Повышение эффективности банковской системы.

• Самоограничение элиты и меры налоговой политики (введение прогрессивного налога на доходы и имущество физлиц, увеличение налога с продаж предметов роскоши).

• Создание и поддержка проектов, а не фирм: система интерактивного управления ростом (межотраслевые проекты модернизации).

Выводы:

Инновационная пауза предоставляет новые возможности для сокращения отставания от передовых стран, поскольку Запад вынужден искать новые технологии, а страны с трансформационной экономикой могут использовать его прошлые достижения. Для этого нужно повысить норму сбережений, сформировать более эффективный механизм кредитования производства, увеличить абсорбционную способность страны и, самое важное, создать новый институт – систему интерактивного управления ростом, основанную на взаимодействии государства, ассоциаций бизнеса и общества.

Стратегия модернизации также должна включать меры по повышению эффективности органов государственного управления и борьбе с коррупцией. Существенные успехи в этом направлении могут быть достигнуты лишь в долгосрочном периоде. Но как показывает опыт разных стран, даже при высокой коррупции возможен быстрый экономический рост, который сам по себе служит мощным фактором укрепления институтов.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием в повышении уровня жизни населения, развитии экономики, становлении гражданского общества, борьбе с организованной преступностью. Разрастание коррупции в России является серьезным препятствием для привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность

Основные цели противодействия коррупции и теневой экономике:

- повышение эффективности и компетентности власти в государственном управлении, авторитета власти внутри и вне страны;

- увеличение инвестиционных и иных экономических рейтингов России;

- снижение экономических издержек, оздоровление экономики;

- стимулирование рыночного прогресса (добросовестной конкуренции);

- оздоровление социально-психологического состояния населения, достижение более справедливого распределения национальных ресурсов.

Для эффективного противодействия коррупции необходимо масштабное проведение антикоррупционной политики, охватывающее все контуры коррупции, все наиболее опасные виды ее проявления, с использованием всех сбалансированных между собой методов борьбы. Эти задачи призвана решить Концепция государственной политики противодействия коррупции и теневой экономики, утверждаемая указом Президента РФ и содержащая подробную программу ее выполнения. Несомненно, роль государства на стадии модернизации усиливается по сравнению с периодом рыночных реформ, хотя бы потому, что рыночные механизмы и частный бизнес далеко не всегда могут без поддержки государства выиграть борьбу за конкурентоспособность, стартуя с низких позиций.

Традиционно роль государства в экономике измеряется отношением госрасходов к ВВП. В последней четверти XIX века во всех западных странах рост экономики сопровождался опережающим ростом госрасходов. В развитых странах с демократическими политическими системами, всеобщим избирательным правом и преобладающим средним классом выработаны надежные методы социального регулирования через образование, СМИ, массовую культуру. Нет нужды в чрезмерном участии государства в поддержании порядка. Факторы, которые с конца XIX в. вели к росту госрасходов, в значительной мере исчерпаны

Выделяются два основных проекта модернизации:

- модернизация сверху – инициативы исходят от государства, от политиков и бюрократического аппарата;

- модернизация снизу – инициативы и финансирование преимущественно исходят от бизнеса, госорганы создают условия для деловой активности и поддерживают те или иные проекты.

За государством должны остаться основные функции

1. Формирование законодательства, обеспечение законности и правопорядка.

При модернизации сверху должно быть обеспечено исполнение исходящих сверху решений, власть сконцентрирована, возможно принуждение помимо закона. При этом бюрократическая волокита, произвол и коррупция неизбежны. При модернизации снизу эта функция является одной из главных. Верховенство закона, независимость суда предают уверенность предпринимателям и гражданам, что государство заботится об их правах.

2. Оборона, защита от внешних угроз.

Эта функция инвариантна, при модернизации сверху повышается значимость силовых структур, при модернизации снизу: цели – только борьба с внешней угрозой и терроризмом.

3. Обеспечение макроэкономической стабильности.

Данная функция также инвариантна, но она важнее при модернизации снизу, т.к. необходима как условие деловой активности и доверия (полномочия государства ограничены, низкая инфляция, валютная стабильность). При модернизации сверху полезна, если не мешает социальному спокойствию.

4. Осуществление институциональных изменений и необходимых реформ

При модернизации сверху авторитет власти позволяет обходиться без более или менее совершенных институтов, особенно важных, когда экономические агенты действуют самостоятельно. Вместе с тем реформы связаны с политическими рисками, к которым авторитарная власть чувствительна, поэтому при прочном своем положении она не станет их проводить. При модернизации снизу проведение реформ необходимо для выращивания продуктивных институтов и ценностей. В общем, это трудное дело, но оно составляет стержень модернизации государства и оно крайне важно для формирования институтов, характерных для модернизации снизу.

5. Содействие развитию экономики

Эти функции в постиндустриальной экономике обычно связаны с непопулярными реформами, поэтому их нередко относят к 4 функции: при модернизации сверху полезны для поддержания стабильности, а при модернизации снизу – необходимый фактор человеческого развития.

6. Публичные услуги, социальные гарантии, экологическая безопасность

Модернизация сверху предполагает, прежде всего, определение национальных приоритетов на высших уровнях власти и крупные государственные капиталовложения в приоритетные сектора, предоставление им субсидий и привилегий, обеспечивающих их ускоренное развитие. Но она чревата высокими рисками из-за неопределенности и быстрой смены приоритетов при длительных сроках реализации проектов госинвестиций. Для модернизации снизу повышение роли государства тоже необходимо, но оно должно быть направлено, прежде всего, на совершенствование рыночных механизмов. Это, во-первых, проведение антимонопольной политики, во-вторых, развитие полной системы рынков, регулирование их функционирования, в-третьих, формирование системы информации, обеспечение прозрачности работы бизнеса и всех публичных учреждений. Прямые государственные инвестиций, субсидии и привилегии не исключаются, но они должны быть жестко лимитированными и направляться только в достаточно бесспорные проекты. Например, важнейшие направления – поддержка инноваций и венчурного инновационного бизнеса, поддержка отечественного авиастроения, вложения в науку и образование.

7.Устранение «провалов» рынка.

Эта функция часто пересекается с предыдущей, но их следует разделять, т.к. борьбой с «провалами» рынка нередко мотивируются расширенные полномочия государства по текущему контролю за экономическими процессами. Характерный пример – повышение импортных пошлин на подержанные иномарки в расчете на то, что россияне будут покупать больше отечественных автомобилей. В итоге больше покупать их не стали, но предпочли новые иномарки, пусть и более дорогие.

8. Устранение «провалов» государства

Кроме теории «провалов» рынка выделяют теорию «провалов» государства. Если имеются провалы рынка, то предполагается потенциальная возможность государства по их устранению. Но государство также пользуется несовершенной информацией, оно часто не способно полностью предвидеть итоги собственных действий. Кроме того, гораздо чаще за решениями госорганов стоят чьи-то интересы (бизнеса, бюрократии). В результате последствия бывают более негативными, чем наблюдаемые несовершенства рынка. Только на примере нашей страны можно составить перечень провалов государства, самый грандиозный из которых – провал социалистической плановой экономики.

9. Государственное предпринимательство

При модернизации сверху госпредпринимательство необходимо в силу недоверия к бизнесу и рыночным силам. При модернизации снизу госорганизации используются только там, где они непосредственно необходимы или имеют преимущества перед частными.

В последние годы реального усиления роли государства в модернизации экономики не произошло. Но зато растет госсектор, приоритет получает государственное предпринимательство. Необходимо скорректировать экономическую политику, преодолеть ее противоречивость и перейти от модернизации сверху к модернизации снизу. Выделяются следующие типы модернизации государства:

- эндогенная, осуществляемая преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций;

- эндогенно-экзогенная, «отраженная», «модернизация вдогонку», основным фактором выступают контакты «отставших» стран с «модернизационным» ядром, но осуществляемая на собственной основе;

- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований.

Особенности российской модернизации государства:

1. Процесс политической модернизации в России - это эндогенно-экзогенный тип модернизации.

2. Поскольку цель - формирование сильной в экономическом, политическом, военном, научном и иных отношениях страны при росте благосостояния ее населения, то модернизация предполагает комплексное обновление общества

3. Преимущество отсталости - позволяет использовать технологические и институциональные инновации развитых стран для более быстрого решения модернизационных задач

4. Неравномерность развития отдельных секторов - по некоторым параметрам сближение происходит быстрее (например, военный потенциал), а по другим – сохраняется сильное отставание (производительность труда).

5. Неустойчивость - откат назад происходил не только из-за кризисов в самой России, чаще отрыв начинал увеличиваться из-за ускорения развития передовых стран на новом технологическом витке и отсутствия у России заранее подготовленных ресурсов для очередного рывка.

6. Модернизация в России всегда происходила через разрушительные кризисы.

7. Российская модернизация по природе своей циклична. Переход от одной фазы модернизации к другой, как правило, сопровождается социальными потрясениями и даже катастрофами, которые характеризуются ломкой основных социальных институтов, регулирующих поведение экономических субъектов. После периода отката попытки решения проблем модернизации возобновляются с применением обновленных инструментов.

Ошибки модернизации:

- политика, успешная в прошлом, продолжает использоваться на этапе, для которого она непригодна,

- ошибка преждевременного переключения – когда правительство пытается применить методы и инструменты, эффективные лишь для более поздних стадий.

В Японии и странах ЮВА в качестве инструмента социального контроля выступали сетевые структуры - формы взаимоконтроля бизнеса и государства, синтезирующие в себе рыночные, административные и традиционные, и даже теневые механизмы взаимодействия. Сетевые структуры выступали в качестве точек роста, локомотивов экономики. Важным интегрирующим моментом таких сетей является создание на паритетных началах (государства и бизнеса) производственной, рыночной и социальной инфраструктуры. Именно единая инфраструктура позволяет аккумулировать в рамках единого бизнес-проекта наиболее эффективные производственные ресурсы. Единая сетевая инфраструктура централизует финансовые потоки и снижает риски и трансакционные издержки, повышает эффективность использования государственных дотаций и инвестиций. В сетевых структурах значительно выше эффект межотраслевого мультипликатора, что позволяет бизнесу накапливать значительные прибыли и направлять их на развитие социальных программ и приоритетных направлений экономики. Традиционные патриархальные отношения и корпоративная этика выступают в качестве механизмов контроля таких бизнес-структур. Единая инфраструктура и социальный контроль выступают в качестве ведущих инструментов, заставляющих предпринимателей выбирать долгосрочную стратегию, ориентированную на устойчивый рост.

Логика развития российской экономики показывает, что такая сетевая модель модернизации, скорее всего, будет приоритетной в нашей стране. Но создание эффективных сетевых структур невозможно без развития инфраструктуры и социального контроля, которые недостаточно развиты в большинстве российских регионов. Создание инфраструктуры требует значительных первоначальных инвестиций. Дотационный характер региональных бюджетов и низкая рентабельность или нежелание большинства крупных предприятий брать на себя решение этих проблем тормозит создание эффективных сетевых структур. В современных условиях становление центров современной модернизации, опирающейся на нормальную инфраструктуру, может быть решено за счет создания небольших зон сбалансированного экономического роста - модельных территорий. Комплексный характер развития модельной территории позволит обеспечить развитие инфраструктуры, снизить риски, начать реальную модернизацию производства и структурную перестройку. Реализация этой программы на небольшой территории позволяет выбрать оптимальные механизмы социального контроля и обеспечить необходимую для модернизации и создания современной инфраструктуры концентрацию ресурсов.

В 1992-2003 годах в России проводилась либеральная экономическая политика. Государство концентрировало внимание на рыночных реформах и макроэкономической стабилизации. Роль государства на нынешней стадии модернизации должна быть повышена по сравнению с тем периодом. Но действия государства зависят от того, какой путь избран для модернизации – модернизация сверху (инициативы исходят от государства) или модернизация снизу (инициативы и финансирование по преимуществу исходят от бизнеса, а госорганы создают условия для деловой активности).

В последние три года реального усиления роли государства в модернизации экономики не произошло. Экономическая политика колеблется между альтернативными проектами модернизации, все больше склоняясь к центристскому варианту. Государство не достигло заметных успехов в основной функции "ночного сторожа", в утверждении верховенства закона. Очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. При этом содействие развитию экономики, полезным структурным сдвигам осуществляется в недостаточных масштабах, в частности, в силу недостатков государственного аппарата. Но зато растет госсектор, приоритет получает государственное предпринимательство. За это время, по самым скромным оценкам, государство приобрело активов примерно на 35-40 млрд. долл., включая "Юганскнефтегаз", "Сибнефть", "Силовые машины". Необходимо скорректировать экономическую политику, преодолеть ее противоречивость и перейти к проекту модернизации снизу.

6. Рыночная институционализация российской экономики: от импорта институтов к их выращиванию.

Опыт рыночной трансформации постсоциалистических экономик подтвердил первоочередную значимость институциональных преобразований. И если в сфере создания формальных институтов российские реформы осуществлялись в форме шокового либерального варианта на основе их импорта, то заимствование неформальных институтов предпринимательской этики, цивилизованного поведения домохозяйств, рыночной культуры государственных чиновников и др. невозможно, необходимо их постепенное формирование, выращивание. Кроме того, возвращение России после кризиса на траекторию устойчивого экономического роста требует институциональной модернизации ряда сфер, прежде всего, поворота экономики к решению отложенных почти на два десятилетия социальных проблем российского общества.

Рыночная институционализация экономики - это процесс становления формальных институтов, ограничивающих поведение экономических субъектов, и комплементарных к ним добровольных неформальных соглашений, «правил игры», стереотипов поведения, традиций ведения деловой практики, контрактных отношений. Если в сфере создания формальных институтов российские реформы осуществлялись в форме шокового либерального варианта на основе их импорта, то заимствование неформальных институтов невозможно, необходимо их постепенное формирование, выращивание. В силу этого институциональное проектирование выступает в качестве важнейшего инструмента усиления роли государства

Основное противоречие либерально-рыночного варианта институционализации российской экономики состоит в том, что интеграция России в глобализированное экономическое пространство предполагает гомогенность институциональных образований, однако массовый и скоротечный импорт рыночных институтов, осуществленный «сверху», привел к институциональным разрывам экономического поля, усилению склонности как бизнеса, так и государства к оппортунистическому поведению. Этим определяется необходимость реализации государственно регулируемого варианта рыночной институционализации на основе модернизации сложившихся формальных институтов и легализации неформальных в процессе целенаправленного институционального проектирования.

Неопределенность выступает в качестве системной характеристики либерально-рыночной институционализации, изменяющей стратегию поведения отечественного предпринимательства в сторону роста его склонности к неформальным контрактам и оппортунизму. Российская модель эндогенного оппортунизма бизнеса оказывает деформирующее воздействие на институциональную структуру рынка, проявляя особый вид демонстрационной неопределенности − неопределенности рассогласования, что увеличивает трансформационные риски национальной экономики в условиях глобализации.

Механизм институционального проектирования формальных государственных институтов, основанный на принципах этапной полноты проекта, достаточного разнообразия стимулов, максимальной защищенности от оппортунистического поведения, представляет собой целенаправленную деятельность государства по упорядочению взаимоотношений бизнеса, власти и гражданского общества, преодолению атомизированного состояния экономики, локализации ее неопределенности. Он обеспечивает компенсацию негативного эффекта неравновесности институционального рынка, проявляющегося в расширении сферы действия неформальной институционализации на начальных этапах рыночной трансформации, детерминировавшей персонализацию экономических отношений, дуализм норм, высокий уровень неопределенности, многообразие институциональных ловушек и др.

Институциональное проектирование - это деятельность, направленная на разработку моделей экономических институтов, сознательно и целенаправленно внедряемых в хозяйственное массовое поведение.

Таким образом, формирующийся в России механизм взаимодействия государства и бизнеса включает принципы, инструменты и институты, обеспечивающие консолидацию усилий государства и частного капитала на институциональной основе соответствующих государственных программ развития приоритетных отраслей, депрессивных регионов, реализации инфраструктурных и общенациональных проектов.