Конкурентоспособность российской экономики: направления и пути ее повышения.

Переход российской экономики к стратегии рыночного развития обусловил интенсификацию конкурентных процессов на всех уровнях ее иерархии. В связи с нарастающей глобализацией в современном мировом экономическом пространстве конкуренция, как неотъемлемая составляющая рыночных отношений, проявляется не только на микроэкономическом уровне, но и на мезо-, макро- и мегауровнях.

Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому «concurrere» - бежать вместе, «concurro» - сталкиваться. Эти слова можно понимать как соперничество между людьми в достижении цели.

Конкуренцию рассматривали многие классики экономической мысли: Курно А., Маркс К., Маршалл А., Портер М., Робинсон Дж., Смит А., Хайек Ф., Чемберлин Э. и др.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров (Смит А.). По Шумпетеру Й., конкуренция – соперничество старого с новым. Конкуренция – соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов, т.е. за наиболее выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. Конкуренция является формой функционирования рыночных отношений.

Однако для того, чтобы соперничать, конкурировать надо войти на рынок. Но существуют барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых но­вым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбран­ной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам при­водит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

Барьеры входа на рынок делятся на две группы: стратегические и нестратегические барьеры. К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся следующие факторы:

- положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;

- вертикальная интеграция;

- диверсификация деятельности фирмы;

-. дифференциация продукта;

- эластичность и темпы роста спроса;

- иностранная конкуренция;

- институциональные барьеры.

Положительная отдача от масштаба создает объективные барьеры входа для потенциальных конкурентов благодаря преимуществу круп­ных производителей в издержках. Минимально эф­фективный выпуск - это та­кой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.

Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция ре­сурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция ко­нечного продукта). Примером вертикальной интеграции первого типа может служить фирма по производству автомобилей, владеющая стале­литейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали. При­мером вертикальной интеграции второго типа может служить нефтепе­рерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.

Вертикальная интеграция создает барьеры входа не только благо­даря преимуществу уже действующих на рынке продавцов в издержках. Важным последствием интеграции служит повышение влияния продав­цов на рынок: если одна из фирм, действующих на рынке, является круп­нейшим собственником факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции, располагая самой широкой дистрибьюторской се­тью, новым фирмам, особенно если они не интегрированы, труднее по­лучить доступ на этот рынок. Если же потенциальный конкурент для успешного входа на рынок сам должен проводить политику вертикаль­ной интеграции, он сталкивается с проблемой привлечения финансовых ресурсов.

Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Диверсифицированная фирма обычно обладает большими разме­рами, чем не диверсифицированная. В силу этого повышается минималь­но эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в издержках, что также упрочивает ее рыночную власть.

Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке воз­можные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.

Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Примерами дифференциации продукта служат разные марки сигарет, автомобилей, бытовой техники. Различаясь упаковкой, маркировкой, незначительными внутренними модификациями, товары продолжают относиться к одному товарному виду. Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для вхождения в отрасль, поскольку создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей (так называемая приверженность маркеy), в результате чего новым фир­мам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей.

Характеристики спроса также являются частью рыночных структур и могут создавать барьеры входа в отрасль, так как они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь ограничивая их степень свободы в назначе­нии цены.

Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рын­ках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничи­вать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.

В условиях открытой экономики и либерализации внешней тор­говли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли монопольной власти рыночных аген­тов и степень несовершенства рынка. Высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов - чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента.

Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка могут служить существенными барьерами, предотвращающими вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем до­ходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, вы­раженных в потере части потенциальной прибыли.

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим про­никновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбыто­вой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйст­венного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют соз­давать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов[42].

Конкурентоспособность означает способность данного предмета (в данном случае страны) (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию. Конкурентоспособность товаров и услуг - это способность продавать их по рыночным ценам с нормальной прибылью. Следует различать внешнюю конкурентоспособность — способность продавать товары и услуги на мировых рынках, наличие в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны, и внутреннюю конкурентоспособность — продажи на внутреннем рынке в конкуренции с импортом и другими отечественными товарами, обеспечивающими вместе с экспортом необходимый уровень занятости и доходов населения.

Также существуют конкурентоспособность по ресурсам — по природным ресурсам, по качеству человеческого капитала и капиталу — факторам достижения конкурентоспособности по товарам и услугам и конкурентоспособность институтов — соответствие формальных и неформальных институтов страны — законодательства, норм и традиций поведения, распоряжения властью, степени свободы, радиуса доверия требованиям производства конкурентоспособных товаров и услуг.

По природным ресурсам Россия одна из самых богатых стран мира. Благодаря им страна имеет сегодня отличный торговый баланс и можем предложить на мировой рынок конкурентоспособные сырьевые товары и энергоносители. И это на длительную перспективу: высокая доля указанных товаров в экспорте будет характерная для России всегда.

По трудовым ресурсам и человеческому капиталу Россия находится в благоприятном положении: высокий уровень образования сочетается с непритязательностью работников в отношении оплаты и условий труда. Но одновременно обычно есть претензии к дисциплине и тщательности в исполнении работы. На деле рабочая сила неоднородна и в разных секторах ее качества различаются весьма существенно. Рынок труда сегментирован, прежде всего, территориально, мобильность весьма низкая, что в значительной степени связано с привязанностью людей к жилью. Важный вывод с точки зрения развития страны и повышения конкурентоспособности: свободной рабочей силы не будет, конкуренция на рынке труда должна обостряться. Это значит, что крупные инвестиционные проекты, ориентированные на увеличение производства, будут испытывать затруднения с комплектованием кадров или создадут их в других секторах. Россия обречена делать ставку на рост производительности и эффективности. Важную роль должны играть вложения в науку и образование, рост квалификации и мотивацию творческого труда и предпринимательства.

Общепризнано, что институты играют важную роль в достижении конкурентоспособности и в успешности развития страны в целом. В более широком плане следует говорить о культуре. Имеется в виду не самобытность культуры как совокупности навыков, обычаев, норм поведения, но ее соответствие современным условиям развития технологии, экономики и социальной жизни, ее способность содействовать или препятствовать позитивным изменениям в экономике и благосостоянии населения.
Опыт показывает, что различия в уровне благосостояния между странами, в их конкурентоспособности во многом объясняются гибкостью и изменчивостью институтов, характерных для их культуры и связанной с этим величиной разрыва между институтами формальными и неформальными, правовыми нормами и социальными практиками: чем более гибки и адаптивны институты, тем меньше разрыв.

Основным фактором конкурентоспособности на уровне страны выступает продуктивность использования ресурсов, постоянное повышение национальными фирмами производительности существующих отраслей, развитие ими качеств, необходимых для завоевания устойчивых конкурентных позиций в новых, более сложных отраслях.[43]

Таблица 3.1 - Ранжирование выборки ряда стран по конкурентоспособности и производительности экономики [44]

Страна Ранг страны по глобальной конкурентоспособности Ранг страны по производительности экономики
США
Люксембург
Голландия
Канада
Швейцария
Филиппины
Индия
Россия
Венесуэла
Индонезия

В целом выделяют 2 основных пути достижения международной конкурентоспособности:

«Верхний путь»- приносящий гораздо более высокую экономическую отдачу и создающий основу для устойчивого экономического роста и вклбючающий:

-доступ к новейшим технологиям на основе разработки и внедрения новейших технологий, технологическое лидерство на одном или нескольких перспективных мировых рынках;

- основное орудие конкурентной борьбы - создание новых рынков и максимизации рыночной ценности уникальной, новой или уникально улучшенной продукции;

- участие в глобальных производственных цепочках, организация и управление собственными транснациональными производственными цепочками.

- конкурентные условия - высокая защищенность от ценовой конкуренции благодаря технологической сложности продукции и законам об охране интеллектуальной собственности;

- высокие цены и доходы от экспорта инновационных товаров и услуг.

- экономические последствия роста среднего уровня оплаты труда - повышение оплаты труда в экономике, основанной на знаниях, способствует прогрессивному накоплению человеческого капитала, необходимого для дальнейшего повышения инновационности как главного фактора конкурентоспособности;

- направление международных потоков человеческого капитала - «приток мозгов» на основе высокой оплаты труда и широких возможностей для профессионального роста, что привлекает высокообразованных иммигрантов из других стран;

- направление международных потоков финансового капитала - приток капитала из менее развитых стран благодаря более широким возможностям прибыльного инвестирования в инновационные производства и относительной стабильности экономического развития;

- долгосрочные последствия для устойчивости национального экономического роста, кумулятивное нарастание преимуществ в области технологической инновационности;

- решение глобальной проблемы расширения технологического разрыва между богатыми и бедными странами, угрожающей не только стабильности мировой экономики, но и международной безопасности.

Нижний путь» -ведущий к обедняющему экономическому росту и грозящий экономическим тупиком:

-освоение быстро устаревающих иностранных технологий, полученных вместе с иностранными инвестициями или по иностранным лицензиям. «догоняющее» технологическое развитие;

-конкурентоспособность достигается на уже существующих рынках путем минимизации издержек производства стандартной продукции с помощью заимствованных технологий;

-участие в наименее выгодных звеньях транснациональных цепочек, контролируемых иностранными инвесторами, или самостоятельный экспорт сырьевых товаров;

-низкая защищенность от ценовой конкуренции, в том числе и со стороны более бедных стран с еще более низкой оплатой труда;

-низкие, неустойчивые или даже постоянно падающие цены и доходы от экспорта сырьевой или стандартной, быстро устаревающей продукции;

-повышение оплаты труда непосредственно подрывает международную конкурентоспособность экономики, конкурирующей с помощью снижения цен и зависимости от иностранных инвестиций;

-«утечка мозгов» - низкая оплата труда, низкий социальный статус, ограниченные возможности для профессионального роста толкают к эмиграции многих из наиболее способных и активных профессионалов;

-«бегство капитала» - низкий инновационный потенциал экономики, низкая продуктивность факторов производства, ограниченные возможности для прибыльных инвестиций и экономическая нестабильность ведут к массовому оттоку капиталов в более развитые страны:

-неустойчивость экономического роста и угроза обедняющего экономического роста, риск международной маргинализации национальной экономики.

Признаками государства с конкурентоспособной экономикой в современных условиях являются:

- динамизм и производительность национального рынка, макроэкономической среды, финансовой системы;

- развитие инфраструктуры;

- следование экономики общемировой тенденции глобализации производства и обмена;

- развитие национальной системы среднего и высшего образования;

- активизация инвестиционной деятельности в условиях политической стабильности и правовых гарантий, предоставляемых инвесторам.

Глобальная (межстрановая) конкурентоспособность оценивается через систему следующих факторов:

- экономическая интернализация («открытость» экономики);

- качество правительства, его политики и вмешательство в экономику, включая правовую и регулирующую среду и гражданские институции («государство»);

- финансовые институты;

- инфраструктура, включая качество окружающей среды и энергетику;

- способность к научно – исследовательским разработкам и использованию технологии;

- компетенция менеджмента;

- качество человеческих ресурсов, включая квалификацию, доступ к образованию, занятость, рабочий день, социальные услуги и обеспечение, равенство в возможностях;

- внутренняя экономика («показатели и экономические институты»).

Среди ключевых признаков государства с конкурентоспособной экономикой в современных условиях необходимо отметить не только производительность, но и динамизм развития национального рынка, макроэкономической среды в стране, финансовой системы, а также, развитие инфраструктуры, успешное следование национальной экономики общемировой тенденции глобализации производства и обмена, которые во многом определяют возможность постоянного поддержания на высоком уровне производительности национальных фирм и отраслей[45].

Уровень макроконкурентоспособности страны можно оценивать, используя следующие показатели: производительность труда; удельная оплата труда; капиталоемкость, наукоемкость степень открытости экономики, условия торговли, материалоемкость, динамика курса национальной валюты по отношению к валютам ведущих стран мира, сальдо торгового и платежного баланса страны, общая оценка эффективности и согласованности работы отраслей и секторов национального хозяйства в сравнении с другими странами, сопоставимыми по основным параметрам социально-экономического характера. Макроконкурентоспособность зависит также от внутри- и внешнеэкономической политики государства, от выбранных им приоритетов в сфере внешнеэкономических связей[46].

Таким образом, макроконкурентоспособность – это способность страны к самостоятельному политическому развитию и успешному экономическому соревнованию с другими странами. Макроконкурентоспособность страны зависит от таких факторов, как степень её внешней политической независимости и безопасности; внутренняя политическая и социальная стабильность; региональная согласованность в политической и экономической сферах; соотношение объемных и удельных показателей данной страны с показателями других стран; уровень жизни населения и его дифференциация по социальным группам в динамике и в сравнении с другими странами[47].

Достижение конкурентоспособности требует разработки и реализации соответствующей конкурентной политики. Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов. Основой конкурентной политики является Программа развития конкуренции, проект которой разработан в 2008г., в которой выделены инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования:

1. Таможенно-тарифное регулирование

2. Налоговая политика

3. Планирование и программирование

4. Государственные закупки

5. Регулирование субъектов естественных монополий

В программе определены также меры развития конкуренции в основных отраслях народного хозяйства.

Конкурентность рыночной среды обеспечивается проведением соответствующей антимонопольной политики. Среди целей государственной антимонопольной политики выделяются:

- обеспечение эффективности производства и распределения ре­сурсов в экономике;

- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие обществен­ное благосостояние;

- помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).

Согласно традиционной антимонопольной политике,к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действий:

1) фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;

2) ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;

3) ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;

4) связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;

5) недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;

6) недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;

7) вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.

На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с определенными трудностями:

1) зачастую отсутствуют однозначные трактовки последствий поведения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии), т.е. при проведении антимонопольной политики должен быть проведен баланс последствий как отрицательных, так и положительных;

2) неопределенность субъекта ущерба от несовершенной рыночной структуры. Часто не столь очевидно, кто должен подавать в суд и считать себя ущемленной стороной: розничный продавец-дилер товара, выпускаемого монополистом, или конечный потребитель продукции, поскольку непосредственное воздействие ограничений со стороны фирмы, обладающей рыночной властью, может проявляться не столько в отношении посредствующего звена товарной цепи, сколько на положении индивида, покупающего товар для потребления, так как торговец нередко способен переложить бремя монопольного воздействия на своего покупателя.

Первый вариант антимонопольного законодательства в России - Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) базировался главным образом на принципах конкурентной по­литики, изложенных в Римском договоре ЕС. Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативном правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольные орган - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), в настоящее время это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В 2006 г. был принят новый закон «О защите конкуренции».

В качестве основных характеристик антимонопольного законодательства России выступают:

1. Прежде всего, Закон регулирует злоупотребления, связанные с доминирующим положением экономического агента на рынке. К действиям фирмы, которые запрещаются антимонопольным законодательством, относятся:

- изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо для повышения цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, таких как необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы и др.;

- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими экономическими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;

- создание препятствий доступу на рынок или выходу с рынка другим фирмам;

- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

- установление монопольно высоких или монопольно низких цен;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей при наличии возможности их безубыточного производства;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

2. Российское законодательство проводит четкое различие между горизонтальными и вертикальными соглашениями фирм. Горизонтальные соглашения в большей степени подрывают конкуренцию на рынке, они более очевидны и потому объявляются незаконными как таковыми во многих странах. Сложнее обстоит дело с вертикальными соглашениями (соглашениями типа «покупатель-продавец»). Здесь вопрос о степени антиконкурентности каждого агента, включенного в вертикальную цепочку, решается индивидуально, поскольку часто вертикальные соглашения могут представлять собой превентивную меру против злоупотребления доминирующим положением какой-либо фирмы и в действительности, несмотря на согласованность действий покупателя и продавца, способствовать конкуренции. Различение подобных ситуаций является сильным местом антимонопольного законодательства России. В отличие от горизонтальных соглашений, которые всегда попадают под действие закона, вертикальные соглашения становятся объектом внимания антимонопольных органов, только если они ведут к доминированию отдельной фирмы и если одновременно ограничивают конкуренцию. Согласно Закону, соглашения (согласованные действия) между конкурентами считаются противоправными при условии, что его стороны имеют или могут иметь в совокупности долю на рынке какого-либо товара более 35%. К безусловно антиконкурентной относится деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на ограничение цен, объемов производства, раздел товарного рынка по территориальному принципу или по ассортименту реализуемых товаров, установление барьеров входа для потенциальных конкурентов, дискриминацию продавцов или покупателей.

3. В отдельных случаях допускается создание явных картельных соглашений, если согласованная политика фирм, формирующих картель, способствует насыщению рынка товарами, улучшению качества товаров, росту конкурентоспособности российских товаров, в том числе и на мировом рынке, а также если положительный эффект картеля превосходит негативные последствия жесткости картельных цен на соответствующем рынке.

4. Важную роль в законодательстве играет определение доминирующей фирмы. Определение доминирующей фирмы дается через ее функциональные характеристики. Фирма признается доминирующей (и, следовательно, подвергается возможным санкциям), если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим агентам. В то же время российское законодательство определяет количественные параметры возможного доминирования или недоминирования; если рыночная доля фирмы меньше 35%, фирма ни в коем случае не признается доми­нирующей; при рыночной доле от 35 до 65% антимонопольным органам следует доказать доминирование фирмы; при доле рынка свыше 65% предполагается, что фирма является доминирующей, противоположное должно быть доказано самой фирмой.

5. Основной метод регулирования возникающих и существующих монополий в российской практике - это установление лимита цен, хотя, согласно законодательству, возможно применение такого метода, как демонополизация (разделение или выделение предприятий и объединений), для фирм, уличенных в монопольных действиях более чем два раза. Ценовое регулирование монопольного поведения было в основном характерно для 1992-1993 гг. и состояло из следующих мероприятий:

- установление абсолютного верхнего предела (лимитная цена);

- установление предельного размера рентабельности (процентный лимит);

- установление предельных коэффициентов изменения цен;

- предварительное декларирование повышения свободных цен.

Однако практика российского антимонопольного регулирования показала непригодность такой ценовой политики, поскольку она стимулировала рост издержек предприятий и сводила на нет их заинтересованность в развитии конкурентоспособности, подрывала базу налогообложения. Поэтому в настоящее время подобные меры используются в крайне ограниченных масштабах.

6. Отношения к слияниям и поглощениям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии - определенной доле активов и рынка. Входным параметром для обращения в антимонопольные органы для получения согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию фирм выступает балансовая стоимость активов. При этом нижний порог размера суммарной балансовой стоимости активов экономических агентов при слиянии установлен в 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а совокупная доля рынка после слияния не должна превышать 35%.

Согласно рекомендациям ФАС используются следующие качественные и количественные показатели структуры товарного рынка:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

В случае оценки состояния конкурентной среды как неразвитой и при вынесении заключения о целесообразности вмешательства ФАС России и его территориальных управлений в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке, определяются направления, формы и методы этого вмешательства. В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них хозяйствующим субъектам. В их числе могут быть мероприятия:

1. Для высококонцентрированных рынков:

- разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией;

- контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;

- действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

- действия по снижению барьеров входа на товарные рынки, включая сокращение тарифных и нетарифных препятствий для международной торговли и инвестиций;

- увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке путем разделения хозяйствующих субъектов, практикующих антиконкурентные действия, или содействия новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на данный товарный рынок;

- запреты на слияния хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;

- пресечение недобросовестной конкуренции.

2. Для умеренно концентрированных рынков:

- наблюдение за динамикой показателей концентрации. При усилении процесса концентрации необходима разработка мер по развитию конкуренции;

- контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, при необходимости - превентивные меры;

- действия, направленные на ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

- слияние хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц допускается, но при условии, что рыночный потенциал не увеличится.

- пресечение недобросовестной конкуренции.

3. Для низкоконцентрированных рынков:

- наблюдение за состоянием концентрации производства и товарного рынка;

- пресечение недобросовестной конкуренции.

В зависимости от выявленных причин неразвитости конкуренции, действия антимонопольных органов в соответствии с их полномочиями могут быть направлены на:

а) увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке путем:

- снижения барьеров входа на рынок, и прежде всего меры по активизации инвестиционного процесса;

- содействия развитию межрегиональной и международной торговли;

- разделения хозяйствующих субъектов, уличенных в антиконкурентных действиях;

- содействия предпринимателям, желающим вступить на данный товарный рынок;

- принятия решений, ограничивающих процессы слияний, соглашений между действующими на рынке субъектами и т.п.;

б) повышение конкурентоспособности действующих на данном товарном рынке субъектов;

в) ограничение рыночного потенциала субъектов рынка, в случае если эти субъекты занимают на рынке доминирующее положение.

Разработка конкретных мероприятий по формированию конкурентной среды на данном товарном рынке является целью следующего этапа работы - разработки программ демонополизации, конкуренции, развития предпринимательства.

Таким образом, конкурентоспособность страны представляет собой наличие в ней механизмов формирования условий и средств, способствующих решению задач общенациональной безопасности (политической, экономической, экологической и так далее), достижению целей экономического развития, а также повышения уровня жизни в стране. Собственно национальная конкурентоспособность вырастает из «цепочки конкурентоспособности», каждый структурный элемент которой отражает определенный подход или традицию к исследованию конкурентоспособности:

- конкурентоспособность продукции;

- конкурентоспособность предприятия;

- конкурентоспособность группы предприятий, их объединений;

- конкурентоспособность отрасли;

- конкурентоспособность кластера отраслей;

- конкурентоспособность региона;

- конкурентоспособность страны.

 

2. Конкурентоспособность российских регионов (на примере Ростовской области).

Попытки выделить конкурентные преимущества отдельных регионов внутри России представляются несколько искусственными, поскольку регионы между собой, по большому счету, не только не конкурируют, но фактически оказывают друг другу помощь через государственный бюджет путем пе­рераспределения бюджетных средств от регионов-доноров регионам-реципиентам. При этом к факторам конкурентоспособности региона, как правило, относят: инвестиции и структурные преобразования, развитость финансовой инфраструктуры; инновационная стратегия развития региона; возможность межрегиональной интеграции; развитие внешнеэкономической деятельности региона[48].

Мезоуровень является наиболее разноплановым по сравнению с другими уровнями конкурентоспособности. Его субъекты достаточно специфичны и условно могут быть разделены на три группы. Первая группа - корпоративные структуры. Эта группа близко примыкает к субъектам микроконкурентоспособности в силу схожести подходов к обеспечению конкурентоспособности. В то же время конкурентоспособность здесь имеет элементы агрегированного характера и складывается из конкурентоспособности предприятий-участников объединения и прироста конкурентоспособности обеспечиваемого синергетическим эффектом взаимодействия. Степень близости данной группы к субъектам микроконкурентоспособности определяется уровнем «жесткости» организационной формы объединения предприятий. Конкурентоспособность корпоративной структуры – это многоаспектное понятие, характеризующее динамическое, управляемое свойство объединения, определяемое совокупностью конкурентных преимуществ и слабостей, в том числе формируемых синергией взаимодействия и факторами внешней экономической среды, и выраженное в способности выдержать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынке товаров, капитала и труда в рассматриваемый период времени.[49] Вторая группа – отрасли, межотраслевые комплексы. Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее определенных конкурентных преимуществ, позволяющих создавать, производить продукцию высокого качества, удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости, и поставлять ее на конкурентный мировой рынок в оптимальные сроки, диктуемые рыночной ситуацией и поведением конкурентов. Конкурентоспособность на уровне отрасли можно оценить, применяя следующие показатели: производительность труда; удельная оплата труда; капиталоемкость; наукоемкость и технический уровень продукции; совокупность знаний и научных заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства; степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли; степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства.[50] Третья группа – регионы страны. Данная группа очень близка к макроуровню. В силу этого некоторые ученные предлагают рассматривать конкурентоспособность региона на уровне макроконкурентоспособности. Однако большинство исследователей все же склонны считать, что конкурентоспособность региона имеет свои специфические особенности по сравнению с макроконкурентоспособностью, обусловленные мезоуровнем ее формирования. Самое общее определение конкурентоспособности региона состоит в способности конкурировать и достигать успеха в достижении своих целей в экономическом соперничестве с другими регионами. К конкурентным преимуществам региона относятся: конкурентоспособность страны, в которую входит регион; природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона; предпринимательская и инновационная активность в регионе; уровень международной интеграции и кооперирования региона.[51]

Региональная конкуренции особенно остро проявляется в соревновательности между регионами за инвестиционные ресурсы.

Как показано выше, конкурентоспособность в самом общем виде есть обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования[52]. Инвестиционная конкурентоспособность региональной экономики представляет собой позиционирование конкретного региона в инвестиционном пространстве экономики страны. В свою очередь совокупность инвестиционных потенциалов на региональном уровне образует основу экономической конкурентоспособности экономики на мировом рынке. Потенциал как экономическая категория характеризует возможность и готовность субъекта рынка, экономики региона специализироваться в тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или сравнительные преимущества по отношению к другим субъектам рынка, другим регионам.

Максимально возможное для инвестиционной емкости территории привлечение инвестиций в проекты способствует укреплению позиций «отрасли-реципиента» на внешнем по отношению к региону рынке. На основании стратегических целей развития региона определяются приоритетные отрасли, сферы инвестирования, приоритетные технологические цепочки (кластеры), приоритетные объекты для инвестирования. Классификация конкурентных преимуществ на фактические и потенциальные[53] предполагает необходимость проведения мер, направленных на реализацию потенциальных преимуществ и их выведение в число фактических. Инвестиционная конкурентоспособность региона является результатом взаимодействия детерминирующих факторов инвестиционного процесса, особенностей хозяйственно-политической среды, координационного механизма государственной политики по отношению к региональному рынку инвестиций.

Инвестиционная политика региона – это система мер, направленных на создание необходимых условий для осуществления регионального инвестиционного процесса, «обеспечение доступа предпринимателей и работодателей к инвестиционным ресурсам и их эффективного использования»[54]. Государственная политика по активизации инвестиционного процесса способствует созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, поскольку опосредованно воздействует на факторы инвестиционного потенциала и риска. Содействие интенсификации инвестиционной деятельности полностью определяется степенью эффективности региональной политики. Основной задачей региональной инвестиционной политики выступает определение приоритетных направлений развития хозяйства с учетом эффективности использования инвестиционных средств в реализуемых проектах.

Становление регионального инвестиционного процесса зависит от группы факторов, во-первых, определяющих способность региона привлекать инвестиционные ресурсы (привлекательность, активность, способность региональной власти создавать благоприятную среду для мобилизации свободных инвестиционных средств (оптимально применяя механизм управления региональной инвестиционной стратегии)), во-вторых, факторов, связанных с особенностями конкретного региона (наличие свободных ресурсов, уровень благосостояния населения, зависящие от эффективности экономического развития региона, налоговая политика). Региональная инвестиционная политика базируется на «совокупности инвестиционных ресурсов, методах, средствах, инструментах воздействия на инвестиционные процессы в регионе» [55], применяемые органами государственной власти федерального и регионального уровня для достижения целей инвестиционного развития региона в рамках определенной стратегии. Структурными элементами региональной инвестиционной стратегии являются:

1. сформулированные цели, с последующей трансформацией в критерии управления (количественные показатели, обозначаемые как результативные параметры реализации каждой из достигаемых целей управления);

2. выбранные факторы управления и элементы объекта управления, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей);

3. разработанные методы воздействия на факторы управления (инструментарный аппарат, технология достижения поставленных целей);

4. определенные ресурсы управления (материально-технические, финансовые, социальные, институциональные и другие ресурсы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели).

К «критериям управления региональной инвестиционной стратегии»[56] относится достижение в исследуемом регионе устойчивой динамики таких показателей как:

1. темп роста инвестиций (вовлечение в воспроизводственный процесс собственных финансовых ресурсов предприятий, инвестиционных кредитов за счет внутренних сбережений, внешних инвестиционных кредитов, прямых инвестиций);

2. уровень капитализации производства в приоритетных отраслях экономики (стратегические планы предприятий по капитализации);

3. рост валового регионального продукта;

4. повышение эффективности хозяйственных связей на рынке товаров, услуг, капитала; снижение финансового риска в экономике региона;

5. повышение эффективности структуры производства и потребления.

Совокупность результатов реализуемых инвестиционных проектов в регионе позволяет охарактеризовать их эффективность в реальном секторе экономики. Эффективными вложениями являются вложения, которые, помимо платы за риск инвестиций, позволяют получить приемлемую как для инвестора, так и для региона экономическую выгоду.[57] Стимулирование привлечения инвестиций в эффективные производства и виды деятельности должно обеспечить поступательное развитие экономики Ростовской области и повышение конкурентоспособности производства. Все меры, направленные на качественное улучшение инвестиционного процесса в регионе, позволяют позиционировать Ростовскую область как «инвестиционный регион»[58].

В последние годы экономика Ростовской области имеет устойчивые темпы развития. Повышение конкурентоспособности Ростовской области обеспечивается за счет следующих основных процессов:

1. ускоренного развития транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков, поскольку в Стратегии развития РФ до 2020г. место области в системе общественного разделения труда определено как транспортно-логистический центр. В области реализованы или находятся в завершающей стадии реализации крупные проекты (реконструкция аэропорта Ростов-на-Дону, реконструкция Кочетовского гидроузла, строительство 4 грузового района в промзоне Заречная). Безусловно, темпы развития транспортной инфраструктуры будут зависеть от темпа роста грузопотоков, а соответственно, от темпов роста отдельных секторов экономики как области, так и всего макрорегиона.

2. Формирование конкурентоспособных кластеров, прежде всего, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности (в кластер войдут зерновой сектор, мясной, молочный и плодовоовощной сектора, так как они имеют в области развитую сырьевую и производственную базу и динамично растущие рынки). Формируется кластер предприятий, ориентированных па производство машин для сельского хозяйства, ядром которого является Ростсельмаш, доля рынка которого в России и странах СНГ составляет 65%. Существенным потенциалом для формирования кластеров обладают энергетическое машиностроение (группа компаний Атоммаш) и лёгкая промышленность (Глория Джинс).

3. Модернизация предприятиях, ориентированных на обслуживание так называемых защищённых рынков (оборонно-промышленный комплекс, железнодорожный транспорт, атомная энергетика). Перспективы данных предприятий Ростовской области во многом зависят от бюджетного финансирования и взаимоотношений с крупными государственными компаниями.

4. Создание новых производств за счёт притока в регион крупных инвестиций, развитие инновационной активностина основеперенесения в регион группы взаимосвязанных компаний, что требует формирования сети технологических и индустриальных парков, экономических промышленных зон и бизнес-инкубаторов. Уже функционирует промзона Заречная, планируется также создать промышленные зоны в Красносулинском районе, гг. Батайск, Азов, Новошахтинск и др.

Начиная с 1999 года в Ростовской области происходит рост объемов инвестиций в основной капитал, доля которых в валовом региональном продукте колеблется от 19 до 21 %. В отраслевой структуре инвестиций большой удельный вес занимает промышленность, однако ее доля в общем объеме инвестиций снижается. Рос (до кризиса) объем инвестиций в таких отраслях как машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, черная металлургия, нефтеперерабатывающая промышленность. Из отраслей промышленности наиболее эффективными с точки зрения соотношения объемов вложенных средств и отдачи в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней являются легкая и пищевая промышленность. Доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций снижается за счет роста доли привлеченных средств.