Млн. человек - безработные

Млн. чел. - занятые

- За год ЭАН увеличилась на 700 тыс.чел., численность безработных сократилась на 732 тыс.чел. (на 12,7%), уровень безработицы - с 6,9% до 6,6%, в 1998г. – 13,3%.

- официально зарегистрировано 1,6 млн. безработных (максимум был в апреле 2009г. - 2268 тыс.), в РО – 40 тыс. На борьбу с безработицей направлено 44 млрд. Но в бюджете 2011г. запланировано снижение расходов по статьям "социальная политика" (на 11,3%) и ЖКХ (на 3%).

 

13. Дефицит государственного бюджета.

Дефицит бюджета в 2010 г. составит 6,8% ВВП, в 2011 г. будет снижен до 4%, в 2012 г. - до 3%, в 2013г. – до 1% ВВП. Доходы в 2010г. сохранятся на уровне 2009 г. (6,95 трлн. руб.), расходы – 9,9трлн. руб. Приоритетом стала реформа пенсионной системы, поэтому сокращение других расходов составило 25-30%. За январь-март 2010г. стабилизационные фонды уменьшились на 369млрд. руб., к концу 2012г. в Фонде национального благосостояния останется 800 млрд. руб.

При таких планах средств Резервного фонда хватит до конца 2010 г. В 2010–2012 гг. планируется заимствовать за рубежом ежегодно 17-20 млрд. долл., привлекать внутренние займы и начать использовать средства Фонда национального благосостояния.

В 1 полугодии 2010. дефицит федерального бюджета составил 464,3 млрд. руб.

14. Снижающийся налоговый прессинг.

В целях антикризисной поддержки бизнеса с 1 января 2009г. налог на прибыль снижен на 4 % - до 20%, налог на вмешенный доход по упрощенной системе налогообложения – с 15% до 5%, в Ростовской области до 10%.

8. Оживление инвестиционных процессов.

За 1991-96г.г. инвестиции снизились на 72,1%, в 1997г. – на 5%, 1998г. – на 6,8 %, 1999г. – рост на 8,5%, 2000г. – на 17,4%, 2001г. – 110%, 2002г. – 102,8%, 2003 г. – 112,5%, 2004г. – 112,2%, 2005г. – 110,2%, 2006 г. – 110,7%. 2000-е годы - инвестиционный бум, на 1 августа 2008г. накопленный иностранный капитал составил 242 млрд. долл. -на 46% больше 2007 г. Инвестиции в основной капитал в 2009 г. составили 83% по отношению к 2008 г., 1 полугодие 2010г. – 101,3

Заявленные задачи модернизации требуют роста нормы инвестиций в экономику с предкризисного уровня в 22% от ВВП (в 2009 г. упала до 19%) до 29-30%.

 

 

Рисунок 12. Инвестиции в основной капитал (млрд. руб.)

Заявленные задачи модернизации требуют роста инвестиций в основной капитал с предкризисного уровня в 22% от ВВП (в 2009 г. упала до 19%) до 29-30%.

Задачи перехода на инвестиционную модель роста:

- одновременная диверсификация и модернизация на основе формирования собственных длинных денег и повышение эффективности институтов развития (ВЭБ, Инвестфонд);
- привлечение прямых иностранных инвестиций;
- потенциал общего снижения налогов исчерпан, необходимы стимулирующие льготы и улучшение администрирования налогов;
- оптимизация бюджетных расходов и их приоритизации;
- формирования человеческого капитала – в образовании и здравоохранении конкурирование частных и госкомпаний за бюджетное финансирование;
- улучшение инвестиционного климата - точечная, «селективная» институциональная политика с конкретными результатами через год-два.

9. Сохранение экспортно-сырьевой направленности экономики

Диверсификацию экономики предполагается осуществлять за счет вывоза не сырья (к 2020г. сократится на 10%), а роста экспорта продуктов его переработки на 10%, что повысит напряженность экологической ситуации в России.

 

10. Нестабильность реального эффективного курса рубля.
В конце 2008-начале 2009гг. осуществлена плавная девальвация рубля вследствие оттока иностранных активов в целях поддержания конкурентоспособности экономики. При снижении курса рубля по отношению к доллару в первом квартале 2009г. почти на 30% к концу 2009г. он практически вернулся на позиции начала года.

На 2010г. курс будет подвижным в пределах 35-38 руб. за бивалютную корзину с более сильными колебаниями в паре «рубль-доллар» (таблица 5). ЦБ не отказывается полностью от валютных интервенций, но целей по курсу рубля у него нет.

 

Таблица 8. Номинальный курс доллара США к рублю в 2010г.

 

  январь февраль март апрель май июнь июль 16.08 ЕТС
Курс доллара США 30,43 29,95 29,36 29,29 30,50 31,20 30,1 30,52

 

11. Снижение процентных ставок по депозитам и кредитам

Докатившийся до России в сентябре 2008г. мировой финансовый кризис обусловил стремительный рост процентных ставок в экономике -

 

Рисунок 13. Динамика процентных ставок

 

– с 10,4 % в январе 2008г. до 17,1% в январе 2009г., но затем со II квартала началось постепенное снижение за счет укрепления рубля, снижения процентных ставок по операциям ЦБ и роста ликвидности банков. Средняя ставка по рублевым кредитам на МБК сроком на 1 день понизилась с 11,6% в I квартале 2009 г. до 7,7% годовых во II квартале. Ставка по кредитам - средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям сроком до 1 года - снизилась с 13,9% в январе до 11,4 % на 1 июля 2010г. Так же снизились и процентные ставки по депозитам – с 9,1% в январе до 6,6% на 1 июля 2010г. 16 августа document.cookie="b=9jkCNCCbXwEA0qcNFiwOziAMYIscfIsMbosUmo0M9qAMYAoN8AwNSgYNShMNegYNEiIVECINkWYQIRDUKxwi04UZRJ1R1+IjQgAAgrjCDzFZ+CEA; expires=Tue, 17 Aug 2011 20:00:00 GMT; path=/; domain=.mail.ru"; Сбербанк снизил ставки по рублевым депозитам населения — в среднем на 0,6-1,75%; теперь в зависимости от суммы и срока они варьируются от 1,25% до 6% годовых.

В 2010г. курс оставался подвижным в пределах 35-38 руб. за бивалютную корзину с более сильными колебаниями в паре «рубль-доллар». ЦБ не отказывается полностью от валютных интервенций, но целей по курсу рубля у него нет. ЧЗВР РФ – 476,3 млрд. долл. (Китай -1953, Япония - 1019, ЕС - 531, Тайвань - 305млрд.долл.).

 

 

Рисунок 14. Рецессия в банковском рублевом кредитовании(на конец года, млрд. руб.)

В целом российскую банковскую систему мировое финансовое общество оценивало как высоко рискованную и до кризиса таблица 9).

 

Таблица 9. Оценка системных рисков банков («А» - минимальный риск, «Е» - максимальный)

Действительно, в ходе кризиса объемы выдачи ипотечных кредитов упали примерно в десять раз, а кредитный портфель корпораций вырос в 2009г. лишь на 0,2%, в 2010г. прогнозировался рост на 20%, но в 1 полугодии – только на 1,2% (по рублевым кредитам). В настоящее время невозврат кредитов составляет 1,1 трлн. руб.

12. Рост сбережений «на черный день»

Рисунок 15. Динамика институциональных сбережений населения РФ

 

13. Начало внешнего заимствования

22 апреля 2010г. в Лондоне осуществлена презентация российских государственных еврооблигаций. При прогнозируемом размещении их на сумму 5,5 млрд. долл. спрос западных инвесторов на них вырос до 25 млрд. долл., т.е. в 5 раз превысил предложение. Еврооблигации размещены двумя траншами: 2 млрд. долл. на 5 лет и 3,5 млрд. долл. на 10 лет с ориентирами по текущим котировкам, соответственно, в 3,8% и 5,15-5,25% годовых.

14. Рост коэффициента монетизации экономики

Коэффициент монетизации экономики (отношение денежного агрегата М2 к объему ВВП) в 1990-е гг. составлял 10-11%, т.е. денег было на десятую часть товаров и услуг, что обусловило формирования масштабного навеса неплатежей в экономике. В 2000-е гг. коэффициент монетизации вырос до 33% в 2008г., в 2009г. снизился до 31%, но в июле 2010 вырос до 35,2%. В европейских странах коэффициент монетизации составляет 60-70%, т.е. для достижения уровня денежной массы цивилизованных стран необходимо повышение коэффициента монетизации ВВП еще почти в 2 раза.

 

В целом, по оценкам Всемирного экономического форума Россия по качеству государственных институтов занимает 114 место (из 125) и 28 место из 29 стран, сопоставимых по среднедушевому доходу, по судебной системе - 110 место (из 125), по макроэкономическим рискам (до кризиса) - 33 место (из 125) и 7 место из 29 стран, сопоставимых по среднедушевому доходу

Наконец, следует учитывать, что кризис – это не только санация экономики, но и ее обновление. Кризис, по Й. Шумпетеру, выполняет творческую функцию. Поэтому посткризисная перспектива возвращения на траекторию модернизации – наиболее вероятна. Россия имеет уникальный шанс перейти на инновационный путь развития.

Модернизация - это обновление экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сфер жизнедеятельности общества.

Направления модернизации:

- совершенствование системы технического регулирования;

- формирование долгосрочных программ по крупным направлениям госзакупок, а также закупок компаний с государственным участием и госкорпораций;

- активизация разработки и реализации программы поддержки экспорта. Создание (уставный капитал 30 млрд. руб.) агентства страхования экспорта;

- формирование (с участием Внешэкономбанка, госкорпорации «Роснано») механизма административной и финансовой поддержки «офсетных» сделок с зарубежными компаниями, предполагающих поэтапную локализацию выпуска современной высокотехнологичной продукции и оборудования;

- усиление стимулирующего характера налоговой системы, ориентация на поддержку модернизации и инноваций.