Порог рентабельности

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие покрывает свои расходы на производство и реализацию продукции без получения прибыли и убытков. Валовой маржи хватает только на покрытие постоянных расходов, а прибыль равна нулю.

Чаще порог рентабельности определяют графическим способом.

Пример. Рассчитать критический объем продаж (порог рентабельности) по следующим исходным данным:

Цена – 0,5 тыс. руб. за 1 шт.

Объем продаж – 4 000 шт.

Постоянные затраты – 550 тыс. руб.

Переменные затраты – 1 300 тыс. руб. (0,325 тыс. руб. за 1 шт.)

Прибыль – 150 тыс. руб.

 

Порядок построения графика

1. Прямая выручки от реализации – ОА.

Выручка = Цена реализации ´ Объем реализации = 0,5 тыс. руб. ´ 4 000 ед. = 2 000 руб.

2. Прямая постоянных затрат (горизонталь на уровне 550 тыс. руб.).

3. ОЕ – прямая переменных затрат.

4. Прямая суммарных затрат ВС параллельна прямой переменных затрат, поднятой на высоту = 550 тыс. руб. или 0,325 ´ 4 000 + 550=1 850 руб.

Точка пересечения (К) прямой выручки (ОА) и суммарных затрат (ВС) будет порогом рентабельности, которая укажет на критический (пороговый) объем выпуска, при котором доходы покрывают расходы без получения прибыли (точка безубыточности).

В нашем примере критический объем продаж составит 3 142 шт.

Порог рентабельности можно определить и по формуле:

, (3.16)

где - постоянные расходы;

- процент валовой маржи к выручке от реализации.

В нашем примере

тыс. руб. или

тыс. руб.

или (ед).

Цифра 3143м ед. – пороговое количество товара. Каждая следующая единица товара будет приносить прибыль.

Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх критического объема, на удельную величину валовой маржи в каждой единице товара.

Например:

 

Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается вплоть до очередного «скачка» постоянных затрат.