Виды документов. Оригинальность и подлинность документа. Юридическая сила.
Унификация организационно-распорядительной документации
Унифицированная система организационно-распорядительной документации (далее - УСОРД) является рационально организованным комплексом взаимосвязанных унифицированных форм документов, рекомендуемых для применения в организационно-распорядительной деятельности организаций всех организационно-правовых форм (далее - организации).
Цель разработки УСОРД заключается в проведении унификации и сокращении видового разнообразия форм организационно-распорядительных документов (далее - ОРД). Использование УСОРД в деятельности организации способствует оперативному решению управленческих задач, снижению трудовых и материальных затрат на работу с документами, повышению качества организационно-распорядительной документации и сокращению объема документооборота.
Основополагающим документом для разработки УСОРД является Государственный стандарт Республики Беларусь 6.10.1-95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Основные положения», устанавливающий требования к разработке, согласованию и утверждению унифицированных систем документации (УСД).
В ОРД выделяют три группы документов:
• организационные (устав организации, положение об организации (структурном подразделении), структура и штатная численность, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция);
• распорядительные (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание);
• справочно-информационные (письмо, акт, записки (объяснительная, служебная, докладная), справка (личная, служебная), протокол, телефонограмма, телеграмма и др.).
В состав УСОРД входят:
Государственный стандарт 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
Методические указания по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
Классификатор унифицированных форм организационно-распорядительных документов и пояснительная записка по его применению;
Альбом унифицированных форм ОРД.
Виды документов:
Классификация документов – это деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия.
Документы классифицируются по различным признакам:
1. служебныеи личные
Служебныедокументы исходят от имени организаций, предприятий или представляющих должностных лиц.
К Личнымотносятся документы, созданные отдельными гражданами; (автобиография, заявления, доверенность, расписка, письма, предложения и др.)
2.Организационно-распорядительная документация (ОРД):
2.1 распорядительные - постановления, распоряжения, приказы по основной деятельности и организационным вопросам, решения, указания и выписки из них;
2.2 организационные - положения, уставы, инструкции, правила и должностные инструкции
2.3 справочно-информационные — протоколы, акты, докладные и объяснительные записки, письма, телеграммы, телефонограммы, справки;
3. по месту составления:
Внутренние и внешние.
Внутренниедокументы создает сама организация, предприятие в процессе документирования.
Внешние- приходят извне, от других организаций, предприятий;, учреждений и граждан.
4. По сложности содержания:
Простые и сложные.
К простымотносят документы, отражающие один вопрос, одну тему. В сложных содержание посвящено нескольким вопросам, темам.
5. По форме:
Документы могут быть:
индивидуальные, составленные по произвольному признаку;
типовые, представляющие собой текст-образец;
трафаретные, когда часть документа отпечатана заранее (постоянная
информация), а часть текста вписывается при его составлении (переменная
информация).