Международные, региональные и национальные системы
Цель, структура и функции системы сертификации
ТЕМА 7. СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
Система сертификации может рассматриваться как совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях.
Согласно руководству ИСО/МЭК 2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности», система сертификации определяется как система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.
Проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации, которая должна быть признана всеми ее участниками и зарегистрирована в установленном порядке.
В Республике Беларусь регистрацию систем сертификации осуществляет Государственный комитет по метрологии, стандартизации и сертификации, являющийся национальным органом по сертификации. В его задачу входит проверка соответствия правил самостоятельных систем сертификации белорусскому законодательству и нормативным документам, а также ведение реестра зарегистрированных систем.
Основной целью системы обязательной сертификации является защита потребителей (физических и юридических лиц) от приобретения (использования) товаров, работ и услуг, которые опасны для их жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды. Другие цели, для которых создаются системы обязательной и добровольной сертификации, - улучшение качества продукции и услуг, повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке и содействие экспорту, если система признана за рубежом.
Типовая структура системы сертификации предполагает наличие целого ряда участников: национальный орган сертификации, совет по сертификации, центральный оран по сертификации, научно-методический сертификационный центр, органы по сертификации, комиссию по апелляциям, испытательные лаборатории, заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей).
Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями, установленным законодательством, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции:
• Устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством, требованиями системы сертификации;
• Организует разработку и подготовку к утверждению систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществляет руководство и координацию работ данного направления;
• Участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах (правилах, порядках). В качестве государственного органа исполнительной власти занимается нормативным обеспечением работ по сертификации, в том числе: организует разработку и утверждает государственные требования (правила, нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах, с учетом пригодности их для целей сертификации;
• Рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы государственных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования;
• Участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определяет порядок введения их в действие, устанавливает при необходимости дополнительные требования;
• Представляет на государственную регистрацию в Госстандарт системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции;
• Разрабатывает перспективные направления работ по сертификации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов;
• Подготавливает предложения по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаемой Госстандартом (в том числе, по фонду соответствующих нормативных документов, требованиям которых она должна соответствовать);
• Участвует в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сертификации;
• Координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), а при отсутствии органа по сертификации выполняет его функции;
• Ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки) выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о процедурах сертификации систем (правил, порядков);
• Готовит предложения по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
• Организует и координирует работы по формированию рационального состава систем (правил, порядков) сертификации однородных групп продукции, сетей органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и др.;
• Ведет в соответствии с установленными Госстандартом правилами государственной регистрации работ по сертификации и аккредитации реестр участников и объектов сертификации и представляет в Госстандарт России информацию в установленном порядке;
• Рассматривает апелляции, касающиеся действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в системах (правилах, порядках) сертификации;
• Формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее Совет по сертификации), действующий при Центральном органе по сертификации, утверждает состав и организует его работу;
• Взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, порядков) сертификации и аккредитации.
Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т. е. независимым от производителя и потребителя. К основным функциям органа по сертификации относятся:
• Формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции;
• Разработка и ведение организационно-методических документов данной системы сертификации;
• Прием и рассмотрение заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;
• Определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории и органа по проверке производств, если она предусмотрена схемой сертификации, организация на основе взаимодействия с ними испытаний и проверки производства;
• Оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в Государственном реестре системы;
• Признание зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия и доведение принятых решений до сведения заявителей;
• Организация с привлечением территориальных органов Госстандарта инспекционного контроля за стабильностью характеристик продукции;
• Отмена или приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;
• Участие в разработке корректирующих мероприятий для продукции. Принятие оперативных мер по информации о нарушении сертифицированных требований;
• Ведение реестра сертифицированной продукции и подготовка для публикации информации о результатах сертификации;
• Ведение текущей финансовой деятельности и делопроизводства;
• Организация повышения квалификации и аттестации персонала;
• Взаимодействие с изготовителем по своевременной сертификации продукции при изменении требований стандартов.
Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. Порядок и требования аккредитации устанавливаются в нормативных документах Госстандарта и документах системы сертификации.
Критерии, которые принимаются во внимание при аккредитации, предусматривают наличие в органе по сертификации:
• Квалифицированного и прошедшего специальную подготовку персонала;
• Актуализированного фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию (услуги и др.) и методы ее испытаний;
• Административной структуры, юридических и экономических возможностей (условий) для проведения сертификации, в том числе испытаний и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
• Организационно-методических документов, устанавливающих правила и порядок сертификации, в том числе правила рассмотрения апелляций и отмены (временного приостановления) действия сертификатов, знаков соответствия;
• Реестра сертифицированной продукции.
Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Необходимо, чтобы орган по сертификации обеспечивал конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.
Орган по сертификации должен осуществлять внутренний аудит и периодические ревизии для проверки своего соответствия требованиям настоящего документа. Такие ревизии следует регистрировать, а их данные предоставлять лицам, осуществляющим инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации. Деятельность органа по сертификации осуществляется на основе лицензионного договора, заключенного с Центральным органом системы сертификации.
Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия испытательных лабораторий в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации.
Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации иуправления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества.
Соответствие требованиям проверяется при аккредитации испытательных лабораторий. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий.
Совет по сертификации формируется Центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госстандарта, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций.
Совет по сертификации выполняет следующие основные функции:
• Разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ
• Подготавливает рекомендации по наиболее рациональным структуре и составу организуемых сетей участников сертификации, оптимизации организационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ;
• Анализирует функционирование систем (правил, порядков), подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содействует их реализации;
• Рассматривает проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты программ работ по сертификации и аккредитации;
• Разрабатывает предложения по повышению эффективности работ в области сертификации курируемой продукции;
• Содействует распространению информации об общих направлениях деятельности участников систем (правил, порядков), их состоянии и развитии.
Совет по сертификации не может вмешиваться в деятельность других участников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с утвержденными и введенными в действие в установленном порядке системами (правилами, порядками) сертификации. Функции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.
Научно-методический центр создается, как правило, на базе одного из органов по сертификации и реализует следующие основные функции:
• Проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации;
•Ведет и актуализирует фонд нормативно-технического обеспечения работ по сертификации поднадзорной продукции;
• Участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), аттестации экспертов;
• Проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации продукции, в том числе по совершенствованию Правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руководящих документов;
• Обобщает информацию участников работ, подготавливает на ее основе необходимые данные для Государственного реестра Госстандарта;
• Принимает участие в разработке программ обучения, подготовке и аттестации экспертов;
• Анализирует и обобщает информацию по объектам сертификации и аккредитации, ведет автоматизированный банк данных, ориентированный на обеспечение регулирующих и управляющих функций;
• Разрабатывает методические рекомендации технико-экономического анализа и оценки эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного и передового зарубежного опыта;
• Подготавливает для Центрального органа практические рекомендации по указанным выше направлениям.
Функции научно-методического сертифицированного центра устанавливаются соответствующим положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.
Комиссия по апелляциям формируется Центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации, из представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госстандарта, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций. Комиссия в установленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.
Заявители сертификации (изготовители, исполнители, продавцы):
• Направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;
• Обеспечивают соответствие реализуемой сертифицированной продукции требованиям нормативных документов;
• Маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;
• Указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой информации до потребителя;
• Применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами и правилами системы;
• Обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;
• Приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей обязательной сертификации), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, по истечении срока действия сертификата, а также в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации;
• Извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.
Система сертификации должна предусматривать свободный доступ изготовителям, потребителям, общественным организациям, органам по сертификации, испытательным лабораториям, а также всем другим заинтересованным предприятиям, организациям и отдельным лицам к информации о ее деятельности, в том числе о правилах, участниках, результатах аккредитации и сертификации. Должна также обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.
сертификации.
Идея и общий смысл сертификации известны давно. Обычная маркировка продукции ее изготовителем издавна считалась подтверждением высокого качества изделия. Заверения продавца о качестве товара также были старейшей и простейшей формой того, что мы сейчас называем сертификацией. Сертификация продукции в промышленно развитых странах зародилась в 20—30-х гг. нашего столетия. Например, в Германии сертификационные знаки соответствия стандартам были утверждены в 1920 г.
Изменившиеся в мире социальные и экономические условия привели к изменениям и усложнению форм и методов сертификации, смещению самого акцента сертификации, особенно в сфере международных отношений. Национальные системы сертификации начали широко создаваться в 60-е гг. 20 века.
Статус национальных систем сертификации зависит от того, являются ли стандарты, на соответствие которым проводится сертификация, обязательными, или их применение добровольно. При этом каждая национальная система имеет свою специфику.
В основе всех систем лежат законодательные акты, декреты, своды, правила. Сертификация может проводиться под контролем как неправительственных, так и неправительственных организаций, Конкретные формы, правила и методы реализации основных принципов сертификации весьма многообразны, так как отражают различия в целях, задачах экономических и технических возможностях, национальных традициях и этапах развития сертификационной деятельности в каждой стране.
Отличительной чертой национальных систем сертификации до середины 60-х гг. являлось стремление к ограждению отечественных изготовителей от конкурентов других стран. В дополнение к определенным барьерам в торговле, связанными с национальными различиями в правилах сертификации, в начале 60-х гг. стали создаваться региональные системы сертификации закрытого типа, как, например, системы в рамках Европейского Экономического Сообщества и Европейской зоны свободной торговли. Такое положение ущемляло интересы США, Японии, Канады и других стран в международной торговле.
Введение сертификации первоначально было обусловлено интересами потребителя, требованиями безопасности и эксплуатации, защиты окружающей среды, гигиены труда. Требования усложнялись по мере роста готовой продукции, прежде всего машиностроительной.
В мировом товарообмене сертификация все чаще становилась одним из основных условий экспортно-импортных контрактов, распространяясь на все важнейшие показатели качества: надежность, эргономичность, соблюдение технико-экономических параметров и т.д. Изготовители продукции проявляли не меньшую, чем потребители заинтересованность в сертификации как гарантированном подтверждении независимым органом рекламируемых показателей изделий.
Организационному становлению и развитию современной сертификации способствовал целый ряд масштабных международных решений. В конце 60-х гг. при ИСО был создан специальный Комитет СЕРТИКО. В 1975 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе сертификация была признана одним из важнейших средств устранения препятствий в международной торговле и промышленном сотрудничестве.
В современных условиях можно выделить ряд особенностей международных систем сертификации.
По статусу они подразделяются на межправительственные и неправительственные.
Межправительственные системы сертификации – это системы сертификации, соглашение о которых было подписано от имени стран-участниц. Например, система сертификации оборудования транспортных средств Европейской экономической комиссии ООН является межправительственной, системы сертификации Международной экономической комиссии являются неправительственными.
В межправительственных системах сертификации на национальные органы возлагается организация работ по сертификации. В системах признаются сертификаты соответствия. В неправительственных системах есть возможность принятия национальных отклонений. Сертификаты соответствия должны подтверждаться протоколами испытаний.