К определению равновесия потребителя

Кардиналистский и ординалистский подход

В теории потребления полезность выступает не как объективное свойство вещи, а как субъективное отношение человека к товарам.

В рамках общей концепции выделяются количественная (кардиналистская, от англ. сardinal – количественный) и порядковая (ординалистская, от англ. оrdinal − порядковый) теории полезности.

В соответствии с количественной теорией (У. Джевонсон; К. Менгер (Австрия), Л. Вальрас (Швейцария)) полезность от потребления зависит лишь от количества потребляемых единиц данного товара:

TUx = f(xi),

где TUx – Total utility – общая полезность некоторого количества товара x;

xi – количество потребляемых единиц товара определенного рода.

В соответствии с количественной теорией функция полезности, во-первых, имеет возрастающий характер, так как каждая новая единица товара или блага увеличивает общую полезность запаса (TU); во-вторых, каждая последующая единица товара приносит меньшее увеличение TU, чем предыдущая, так как предельная полезность (mu) постепенно снижается.

Количественная теория измеряет полезность товаров в условных единицах полезности «ютилях» (от англ. utility − полезность).

В реальной действительности потребитель имеет возможность выбора. Одна и та же потребность может быть удовлетворена за счет разных благ. Жажду можно утолить водой, соком и т. д.; в качестве сосуда для питья можно использовать стакан, фужер и т. д.

Общую полезность всего набора потребляемых благ можно представить как сумму полезностей каждого отдельного блага, входящего в определенный набор:

TU = U1(x1) + U2(x2)+…+Un(xn).

Процесс потребления определенного блага прямо или косвенно оказывает воздействие на потребление других благ. Так, используются товары – субституты, сопутствующие, комплементарные и т. д. Поэтому следует рассматривать не полезность от потребления каждого отдельно взятого товара, а полезность всего комплекса потребляемых товаров:

TU = f(x1,x2,…,xn) или TU = f(x),

где x = (x1, x2, …, xn) – набор товаров 1, 2, …, n.

Кардиналистский (количественный) подход позволяет не только упорядочить набор товаров с точки зрения возрастания их полезности: TU1 < TU2 < TU3, но и сравнить разницу в полезности данных товарных наборов. При этом «точка отсчета» не имеет особого значения: TU2TU1; TU3TU2.

Потребитель стремится так распределить денежный доход, чтобы каждый последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продукта, приносил бы одинаковую добавочную(предельную) полезность.

Правило максимизации полезности можно выразить так:

mUx /Px = mUy /Py = L.

Коэффициент L означает, что покупательная сила денег при покупке данного товара не снижается. В состоянии достигнутого таким образом равновесия последняя единица денег обеспечивает одну и ту же величину полезности вне зависимости от того, на приобретение какого блага (товара) она затрачена.

Потребитель достигает максимума удовлетворения или полезности в том случае, когда предельные полезности всех покупаемых им товаров пропорциональны их ценам. При порядковом, или ординалистском, подходе полезность товарного набора также может получить численное значение (В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Ален, Дж. Хикс и др.). Главное в этом подходе – не измерение полезности, а упорядочение различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности.

Считается, что потребитель способен сравнить и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг в каждый конкретный момент времени. Возможны три основных варианта заключения:

1) > ; набор товаров x1 предпочтительнее;

2) < ; набор товаров x2 предпочтительнее;

3) = ; потребитель безразличен в выборе.

Функция полезности принимает большее значение для тех товаров, которые предпочтительнее для потребителя. Для равноценных наборов товаров полезность принимает одинаковое значение.

Транзитивность предпочтений (от лат. transitus − переход). Если Ux > Uy > Uz; UxUy > Uz; Ux > UyUz, то в любом случае Ux > Uz. Это означает, что есть возможность присвоить полезностям этих товаров численные значения

Ux > Uy > Uz; 6 – 4 > 1; 6 > 4 – 1; 6 > 4 > 1.

Эти концептуальные положения исходят из теории стоимости, согласно которой цена определяется не затратами труда (как в марксистской теории), а интенсивностью потребности в данном товаре и убывает по мере насыщения этой потребности, достигая своего предела на последней единице товара, нужного покупателю.

Теория предельной полезности направила внимание экономистов на изучение такого существенного фактора рыночной конъюнктуры, как поведение покупателя, определяющее его предпочтение тому или иному товару.