Тема 6.3. Цветовая композиция плаката.
Цель урока:познакомить студентов с понятием плаката, его содержанием, цветовым решением.
План урока:
1.Плакат и его основные черты.
2.Контрасты в плакатной композиции.
3.Цветовое решение плакатной композиции.
Студент должен:
знать: контрастное и цветовое решение плакатной композиции.
Ответы на вопросы плана урока:
1. Плакат— графическое изображение в два или несколько цветов, рассчитанное на мгновенное восприятие зрителем. Основными чертами плаката являются: четкость и лаконизм формы, интенсивность цвета, призывный короткий текст, связанный с изображением. Искусство плаката имеет особенности, которые присущи графике вообще. Так, в плакате, как и в гравюре, черная краска и белая бумага служат изображениями света и тени, причем без перехода в полутени, без рефлексов и «живописности». В графике, и в частности в плакате, очень часто объекты изображаются плоскостно, в одну силу тона. При этом большую роль играют контрасты черного и белого, а также линия и контур, позволяющие передать впечатление объемности формы. Например, в плакате Д. Моора «Красный подарок белому пану» рабочий и красноармеец, несущие снаряд, изображены одним красным цветом в одну силу тона, т. е. плоскостно, однако воспринимаются они стереоскопично. Этого художник достиг линейной обрисовкой больших и малых объемов. Так, линии, изображающие поперечные окружности на снаряде, выявляют его объемную форму. Кроме того, впечатление объемности усиливается белыми бликами на красном.
2.В плакатной композиции со всей очевидностью выполняют свою роль контрасты, в первую очередь цветовые, контрасты малого и большого, вплоть до преувеличения (или преуменьшения) малой формы. Нередко в плакате нарушается единство времени, смещаются пространственные планы. И чтобы достичь действенности образа, необходимо найти соответствующую убедительную художественную форму. Условность в плакате подразумевает использование изобразительной метафоры, гиперболы, аллегории, утрировку размеров, движений. Для плаката характерны контрасты силуэтные, тоновые, а также контрасты величин и форм. В плакате Д. Моора «Помоги!» контрасты темного и светлого увеличивают силу эмоционального воздействия композиции, приковывают внимание зрителя, увидевшего плакат еще издалека. В «Красном подарке белому пану» в качестве главных контрастов использованы черный фон, красные фигуры и белые блики на красном снаряде. Композиционный закон контрастов имеет огромное значение в плакатном искусстве. Без опоры на этот закон невозможно создать плакат, который будет эмоционально воздействовать на зрителя и донесет до него свое содержание. В плакатном рисунке обращается особое внимание на экспрессию фигуры, предмета, детали. В то же время плакату свойственны предельная степень обобщения, лаконичность изображения типического, обнажающего сущность предмета.
3.Образ мощной Красной Армии остро воспринимается потому, что красный цвет доминирует в плакате. Наличие ведущего цвета — одна из особенностей плакатного искусства, связанная с проявлением закона целостности. Цвет в плакате имеет принципиальное значение. В цветовую композицию включается один или два-три цвета (редко больше) одной силы тона. Оперируя этими скромными возможностями (по сравнению с многокрасочной палитрой живописца), художник создает особый колорит, свой почерк, отмечаемый зрителем во многих произведениях данного плакатиста. На восприятие сюжета, живописной картины и оценку мастерства ее исполнителя затрачивается сравнительно много времени. Это отчасти объясняется тем, что живописец дает больше деталей, чем плакатист. Кроме того, структура колорита живописного произведения включает в себя цветовые и тональные отношения, игру светотени, полутона, рефлексы, блики. В этом разнообразии изобразительных средств свое место занимают фактура материала, способ наложения красок, мазки кисти. Художник-плакатист же освобождает композицию от всего, что замедляет восприятие ее смысла, сводит до минимума число красок и количество деталей. По умению ясно выражать содержание столь на первый взгляд ограниченными средствами можно судить о мастерстве плакатиста. Он как бы сужает арсенал своих средств во имя предельной экспрессии плакатной композиции, оставляя на палитре иногда всего лишь одну краску и белый цвет бумаги. В плакатном искусстве огромная роль принадлежит символике цвета и условным символам, давно сложившимся общепризнанным обозначениям какого-либо понятия, явления, идеи. Символика цвета основывается на его способности вызывать определенные эмоции у зрителя. (В дизайне и декоративно-прикладном искусстве воздействие цвета самого по себе рассматривается с иных позиций.). Кроме того, цвет обладает способностью к передаче впечатления весомости предмета. Поэтому не стоит изображать паровоз легковесно-светлыми красками. Иначе говоря, средствами колорита художник может добиться равновесия композиции при наличии в ней разновесомых компонентов. В цветовое равновесие плакатной композиции включается и размер, расположение и рисунок шрифта. Плакатный образ должен сразу восприниматься обобщенным и в то же время многозначным при всей лаконичности формальных средств. Художник-плакатист должен активно изучать окружающую действительность, быть в курсе всех актуальных событий современности. Обогащенный интересным и разнообразным материалом, он сможет по-своему использовать уже известные, оправдавшие себя изобразительные правила и приемы и в конце концов сформировать свой собственный почерк, свое оригинальное творческое лицо.
Вопросы для повторения:
1.Что такое плакат?
2.Назовите его основные черты?
3.Какую роль выполняют контрасты в плакатной композиции?
4.Какое значение имеет цвет в плакате?
Литература:
1.Ерошкин В. Промграфика / В. Ерошкин – Омск: ОГИЗ, 1998.
2.Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. – Москва: Д. Миронов, 2000. – 106 с.
3.Кондратьева К. А. Цвет в художественном конструировании / К. А. Кондратьева. – Москва: МВХПУ, 1984.