Тема 5.5. Техника работы акварельными красками.

Цель урока:познакомить студентов с техникой работы акварельными красками.

План урока:

1.Что такое акварель.

2.Качество акварельной бумаги.

3.Акварельные краски: теплые и холодные.

4.Работа акварельными красками.

Студент должен:

знать: прием акварели по влажной бумаге, виды акварельных красок, приемы письма акварелью.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Акваре́ль(фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

2.Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого служат особые рамки (стираторы), на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается современное понимание акварельной техники.

3.Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол. Краски делятся на две группы — теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета. К группе холодных — голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей колера и влияния окружения. Цвета синий, желтый, красный — основные, остальные, полученные путем смешения, считаются производными — теплыми или холодными в зависимости от состава красок. Даже такие нейтральные цвета, как серый и черный, содержат бесчисленное множество нюансов, которые подчас трудно определить по качеству цвета. Если взять группу теплых цветов, например красных, и сравнить между собой по теплохолодности, то заметно, что и в этой группе по отношению друг к другу есть цвета холоднее и теплее. По мнению специалистов XIX века, «для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская жёлтая, жёлтая охра, терр де Сиена натуральная, таковая же жжёная, киноварь, кармин гаранс, лак-гаранс, кармин жжёный, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

4.Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но самая дорогая и лучшая бумага не всегда доступна начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся — настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться слабее. Перед рисованием акварельными красками необходимо приготовить стакан воды, мягкую ветошь для вытирания лишней краски с кисти, палитру из плотной белой бумаги, на которой подбирают необходимые цвета прежде, чем раскрашивать рисунок. Перед рисованием краски нужно слегка смочить водой для того, чтобы они хорошо набирались на кисть. При смешивании красок – не более двух-трех, получают новые цвета и оттенки. Добавляя в акварель воду получаем более светлый тон. Если рисовать краской по мокрой бумаге, то получим мягкие переходы из цвета в цвет. Неудачное место можно смыть водой, снимая излишек сухой кистью или губкой. Рисунки акварелью выполняют сверху, подготовив нужный цвет разведенной краски. Оптимально держать под рукой две кисти, лучше всего беличьи. Номера кистей – 4 и 8 (или 10). Номер 4 – для рисования мелких деталей, №8 или 10 – для заливки больших плоскостей. Кисти должны быть остроконечные, когда они наполнены водой или краской. Тонкую линию можно провести, если держать кисть вертикально, широкую – если держать кисть наклонно. Начнем упражнения по смешиванию красок. Возьмите зеленую краску, положите мазок на бумагу, затем сполосните кисть от краски. Теперь возьмите на кисть желтую краску и смешайте на бумаге с зеленой. Посмотрите, какой цвет получился. Теперь смешайте таким же образом красную и желтую, красную и синюю, черную и желтую. Вы увидите, что смешивая зеленую и желтую краски вы получите красивый светло-зеленый цвет, а смешивая красную с желтой – оранжевый, красную с синим – фиолетовый цвет, черную с желтым – зеленый болотный цвет, синюю с желтым – зеленый. Белой краской в акварели не пользуются, что естественно – роль белой краски выполняет бумага, а для того, чтобы получить любую насыщенность цвета краску просто разводят необходимым количеством воды. Для практики возьмите один предмет, например, яблоко. Лучше всего приобрести муляж яблока и других фруктов для дальнейшей работы с ними. Положите яблоко на стол и внимательно рассмотрите его форму и из каких цветовых отношений оно состоит. Повторите вслух, какие цвета содержит в себе яблоко на свету и в тени и только тогда приступайте к его зарисовке. Для облегчения поиска композиции (расположения) в листе необходимо вырезать из плотной бумаги прямоугольник 8х10 см. и в нем отверстие 3х4 см. Поворачивая, приближая или удаляя эту рамку, глядя в нее прищуренным взглядом, вы увидите тот момент, когда в ней будет красиво расположено яблоко или другой предмет, который вы будете рисовать. Порядок работы и применение отдельных приемов: 1) Намечаете верх и низ рисунка (чтобы «хватило листа»); 2) Намечаете общую форму предмета; 3) Сравнением наброска с моделью (натурой) уточняются относительные размеры (ширина, высота), подчеркиваются характерные особенности предмета; 4) Подбирается цвет, но не просто по названию («красный», «зеленый», «синий»), а путем отыскивания на палитре, смешивая краски.

Вопросы для повторения:

1.Дайте понятие акварели?

2.В чем заключается качество акварельной бумаги?

3.На какие две группы делятся акварельные краски?

4.Охарактеризуйте технику работы акварельными красками.

Литература:

1.Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Издательство: Беларусь, 2005.- 152 с.

2. Беда Г.В.Основы художественного ремесла. М., 1973.Горелов Р.Г. Рисунок и живопись интерьера. М.: Просвещение, 1968