риторический идеал Цицерона
Предмет риторики
Риторика-теория убеждающей речи, она анализирует не только приемы и способы, но и аудиторию с ее личными приемами и способами. Р-ка диктует законы убеждающей речи, ее приемы и средства. в современность главное внимание уделяется аудитории, поэтому рассматривается риторика как наука о разнообразных формах языкового воздействия на аудиторию и целей воздействия на нее, наука о способах создания речевого поступка(понятие шире риторики и ораторского искусства).
Риторический идеал софистов
Софисты допускали использование эристики т.е. любых средств для достижения своих целей,для победыв споре.Однако эристика подверглась запрету дажесо стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях (запрещена ложная молва, запрещались слухи, интриги, ересь)
Софистическая норма допускает и такеи приемы ,как чрезмерное восхваление одних лиц и охаивание других, необыкновенный подбор фактов, гипноз прославленных имен, расчет на некомпетентность, на их неспособность следить за речью высококвалифицированного противника
Наиболее известные софистические приемы - это уловки (софизмы). не следует думать, что это ложь. Софизмы содержали какую либо малозаметную логическую ошибку, приводящую к ложному выводу, иногда к абсурду.
Риторический идеал Сократа
Сократ был учеником софистов, однако в то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сформировался круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе.
риторический идеал Цицерона
Ораторский идеал Цицерона - "обилие", сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.
8. Риторический идеал Квинтилиана и его отличия от идеала Цицерона.Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием Образование оратора (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.
Труд Квинтилиана состоит из 12 книг. В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Цицерон, по мнению Квинтилиана, лучший, талантливейший оратор, ироничный и остроумный, легко убеждающий и прекрасно излагающий свои доводы. Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия. Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан считает философию и все другие науки вторичными, они лишь подготовка к риторике. Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия: о манере поведения оратора перед слушателями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса. Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.