Этапы развития искусственного интеллекта. Основные направления исследований в области ИИ.

Искусственный интеллект как научное направление.

Искусственный интеллект (ИИ) как научное направление, связанное с попытками формализовать мышление человека, имеет давнюю историю. Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц и многие другие исследователи стремились описать процесс мышления как последовательность элементарных операций.

Впервые термин «искусственный интеллект» прозвучал летом 1956 г. во время прохождения научной конференции в Дартмусе (США) и имеет два основных значения:

- теория создания программных и аппаратных средств, способных осуществлять интеллектуальную деятельность, сопоставимую с интеллектуальной деятельностью человека;

- программные аппаратные средства, а также выполняемая с их помощью работа.

ИИ включает технологии решения задач:

- решения задач, экспертных систем, систем поддержки и принятия решений;

- систем распознавания образов, движения и т. д.;

- систем обработки текста и машинного перевода;

- игровых программ. Например, шахматы;

- обучаемых и обучающих систем;

- робототехники и автономных агентов;

- взаимодействия с пользователем на естественном языке.

Система искусственного интеллекта — это набор программных и аппаратных средств, использование которых должно было бы привести к тем же результатом, к которым при решении перечиленных задач приводит интеллектуальная деятельность человека.

Как научное направление ИИ тесно связано с философией, психологией, лингвистикой, антропологией.

 

В развитии концепций ИИ выделяют три этапа. На первом этапе основным объектом исследования были различные игры, головоломки, математические задачи (конец 1950-ых гг.).

С конца 1960-х гг. стали появляться попытки использования полученных методов для задач, решаемых не в искусственно созданных условиях, а в реальных. Именно это и стало объектом внимания ученых на втором этапе развития ИИ. Так, в Стэнфордском университете были разработаны экспериментальные роботы, функционирующие в лабораторных условиях.

Результаты эксперимента привели к необходимости решения проблем, связанных с представлением знаний, зрительным восприятием, общением с роботами на естественном языке. Формулировка этих задач положила начало третьего этапа (середина 1970-хгг.), характерной чертой которого стало создание человеко-машинных систем.

На современном этапе развития, в зависимости от того, как решается вопрос о построении систем ИИ, выделяют два основных направления исследований. Первое рассматривает результат интеллектуальной деятельности человека, его структуру и пытается воспроизвести данный результат. Второе направление изучает данные нейрофизиологических и психологических механизмов интеллектуальной деятельности человека и стремится воспроизвести эти механизмы с помощью технических устройств.