Письмо Олегу Черниговскому.
Облик князя по наставлениям Владимира Мономаха.
Структура произведения.
4. Значение «Поучения».
Владимир Всеволодович Мономах, будучи выдающимся государственным деятелем кон. XI – нач. XII вв., содействовал временному прекращению княжеских усобиц, прославился успешными походами против половцев, которых отбросил далеко за Дон, но главное – он стремился сохранить единство Русской земли.
Между тем, Мономах вошел в историю и как 1-ый мирской писатель Руси.
«Поучение» Владимира Мономаха, написанное примерно в 1117 г., летописцами было отнесено к завещаниям, адресованным детям, однако оно выходит за рамки семейного завещания, т.к. адресовано не только детям, но и всем, кто услышит «сию грамотицю».
«Поучение» построено по определенному плану:
– вступление, в котором князь обращается к своим детям с характерным для того времени самоуничижением – не посмеяться, а принять в сердце свое;
– философские размышления о человеколюбии и милостивости Бога, о необходимости победы над злом, о гармонии созданного Богом мира;
– практические наставления детям, подкрепленные примерами из собственной жизни;
– письмо Владимира Мономаха Святославу Черниговскому.
Центральной идеей «Поучения» является призыв к единству, ведь междоусобные распри подрывают силы государства, и только мир ведет к процветанию страны.
В своей жизни князь должен руководствоваться не личными, а государственными интересами.
Другой, не менее важной обязанностью князя является попечение и забота о благе Церкви – верной помощнице князя.
Князь должен неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине, но жизнелюбивому и энергичному Мономаху чужд аскетический идеал, и он не рекомендует детям своим уходить в монахи и спасать душу в монастыре.
В соответствии с христианской моралью, Владимир требует заботливого отношения к простому люду.
Князь должен быть стражем справедливости, защищающим слабых и убогих от произвола сильных.
О себе он пишет, что «…ни смерда, ни убогой вдовицы не дал я в обиду сильным».
И в быту князь должен быть образцом для окружающих: соблюдать религиозные обряды, посещать больного, провожать покойника, ибо все смертны и т.п.
Мир должен быть и в семье князя: «Жену свою любите, но не дайте ей над собою власти».
Князь должен быть и примером нравственности, а главное для человека – это труд.
Княжеский труд в понимании Мономаха – это воинский подвиг и охота, которая в непрестанной борьбе с опасностью закаляет тело и душа.
Он говорит, что сам совершил 83больших похода, не считая малых, подписал 20 мирных договоров, и на охоте не раз попадал под рога и под копыта, но Бог сохранил его невредимым.
Этим Мономах восхваляет не себя, а Бога, который его все это время хранил.
Основным пороком Владимир считает лень, и бороться с ней можно только делая все самому, не складывая труды свои на плечи слуг:
«В доме своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами, как дело идет, и тогда будет порядок…
На войну вышед, не ленитесь: не надейтесь на воевод, не проводите много времени за едой и спаньем.
Сами наряжайте стражу и ночью, все устроив, спите около воинов и раньше всех вставайте».
Помимо физического труда Мономах лени противопоставляет и умственный труд – образование, поборником которого он был:
«Что знаете доброго, того не забывайте, а чего е знаете, тому учитесь, – мой отец, сидя дома, знал 5 языков: леность – мать всякого порока.
С ней человек забудет и то, что умеет…».
Одним из положительных качеств князя Владимир считает постоянную заботу о преумножении своего доброго имени, а отсюда и отношение к гостям:
«Более всего чтите гостя, откуда бы он не пришел, будет он простой человек или знатный; если не можете одарить его, то хоть напоите и накормите его; гости мимоходом разнесут по всем землям злую или добрую молву о человеке…».
Особое место в «Поучении» занимает письмо Владимира Мономаха к Олегу Черниговскому.
Олег Черниговский прославился постоянными междоусобицами, за что автор «Слова о полку Игореве» назвал его «гориславичем».
Разбитый Владимиром и Святополком Олег бежал из Чернигова в Ростов, где произошла битва с сыном Мономаха – Изяславом.
Изяслав погиб в битве 1096 г., а жена его была захвачена Олегом.
Это событие могло стать причиной крупной междоусобной войны, но Владимир, поддержанный сыном Мстиславом, начал искать мира, понимая, что война принесет лишь разорение земле Русской, и просит лишь освободить свою сноху.
Это письмо является ярким проявлением торжества общегосударственного долга князя над личным чувством убитого горем отца.
Помимо нравственных вопросов того времени «Поучение» позволяет составить представление и о личности самого автора.
Широкое использование литературы своего времени – Псалтырь, «Шестоднев» и др., характеризует его как человека широко образованного и начитанного.
В стиле «Поучения» есть и книжные элементы используемых Владимиром источников, и элементы живого языка, которые особенно ярки при описании собственных походов и охоты.
В целом – «Поучение», являясь и историческим и литературным памятником Древней Руси, ярко раскрывает и облик человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.