ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК И РАБОТА НАД НИМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Главное для учителя не работать над уже допущенной ошибкой, а предупредить её. Учитель должен уметь предвидеть затруднение при решении задач и наметить пути их преодоления. При подборе заданий учителю полезно:
§ Решить задание самому.
§ Продумать, где ученик может допустить ошибку.
§ Продумать возможные приёмы работы, при этом учитель должен ориентироваться на умения, которые должны быть сформированы у учащихся. Среди них главное – умение анализировать задачу: устанавливать связь между данными и искомыми, переводить зависимость между данными искомыми на язык математических выражений.
Приёмы предупреждения ошибок:
§ Дополнительная конкретизация условия задачи с помощью чертежа.
Скорость | Время | Расстояние |
15км\ч | 3ч | ?км |
§ Составление и решение взаимно-обратных задач, сравнение этих задач и их решений. Например: «Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 15 км\ч. Сколько всего километров проехал велосипедист за это время? Велосипедист за 3 часа проехал 45 километров. С какой скоростью он ехал, если каждый час преодолевал одно и то же расстояние? За какое время велосипедист преодолел 45 километров, если ехал со скоростью 15 км\ч.»
§ Задачи с недостающими данными. Например: «Велосипедист ехал 3 часа. Сколько всего километров проехал велосипедист за это время?»
§ Выбор верного решения среди предложенных вариантов с комментариями. Например: «Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 15 км\ч. Сколько всего километров проехал велосипедист за это время? Выбери правильное решение. Объясни сой выбор.
а)15:3=5(км), б)15*3=45(км), в)15+3=18(км), г)15-3=12(км).
§ Использование различных форм анализа решения. Например: «Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 15 км\ч. Сколько всего километров проехал велосипедист за это время?
1.Какие величины известны? (Скорость и время).
Какая величина неизвестна? (Расстояние).
Как найти расстояние? (Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время).
Как же мы будем решать эту задачу? (15*3=45(км)).
2.Что нужно найти в задаче? (Расстояние).
Что для этого надо знать? (Скорость и время).
Нам это известно? (Да).
Как найти расстояние? (Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время).
Как же мы будем решать эту задачу? (15*3=45(км)).
3.Что обозначает число 15? (Скорость велосипедиста).
Что такое скорость? (Это расстояние, пройденное в единицу времени).
Если за 1 час велосипедист проезжает 15км, как узнать, сколько он проедет за 3 часа? (15*3=45(км)).
Почему? (Потому что по 15 км взяли 3 раза).