Предотвращение отрыва слоя при помощи сосредоточенного отсоса из него жидкости или ввода в слой жидкости.
Методы управления пограничным слоем
Как было показано, переход ламинарного режима течения жидкости в пограничном слое в турбулентный, а также отрыв пограничного слоя приводят к значительному увеличению сопротивления. Поэтому для снижения гидродинамического сопротивления движению тел в жидкости необходима разработка таких искусственных мероприятий, которые способствовали бы сохранению ламинарного режима течения в пограничном слое на возможно большей длине его, а также предотвращали бы отрыв слоя.
Можно выделить следующие четыре метода управления пограничным слоем.
Как отмечалось ранее, отрыв пограничного слоя происходит в области положительных градиентов давления, когда снижение кинетической энергии в слое недостаточно для компенсации роста давления и потерь на внутреннее трение. Поэтому, чтобы предотвратить отрыв слоя и образование возвратного течения, надо удалить из слоя сильно подторможенную жидкость или сообщить ей извне дополнительную кинетическую энергию.
Прандтлем было предложено при помощи:
1) сосредоточенного и существенного отбора (отсоса) подторможенной жидкости из слоя (рис 26) удаляется наиболее подторможенный слой жидкости и на его место поступает жидкость из менее подторможенной области слоя, и внешней потенциальной области обтекаемого потока, отбор может производиться и не в одном пункте, а в нескольких. В результате можно добиться безотрывного режима обтекания на всей длине тела и получить за кормой его распределение скорости, показанное на рис 26 (сеч. 2-2).
2) сосредоточенного ввода струи жидкости с необходимой скоростью в слой(рис 27).
Подторможенная часть жидкости в нем отклоняется от стенки и ей сообщается за счет эжекции добавочная кинетическая энергия. При соответствующей скорости струй может быть обеспечена компенсация роста давления и потерь и, таким образом, предотвращен отрыв слоя.
При предотвращении отрыва слоя резко снижается сопротивление давления и, следовательно, значительно уменьшается и полное гидродинамическое сопротивление.
Поэтому оба указанных способа предотвращения отрыва слоя применяются в ряде отраслей техники, в том числе в самолетостроении, где используются разрезные профили крыла и устраиваются специальные предкрылки и закрылки.
В этих случаях специальных энергетических средств для подвода воздуха в область отрыва не требуется, так как он обеспечивается за счет перетекания воздуха из области повышенных давлений (с нагнетательной стороны крыла).