Позиционное чередование гласных звуков.

Позиционные чередования согласных звуков.

Позиция – это место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.

В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.

Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, называется позиционным чередованием: [м /рос], [м /розы].

 

Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.

1.Мена согласных по признаку звонкости-глухости.

Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях:

а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];

б) перед глухими согласными: низ кий

[с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з'бъ],

 

с горы [зг /ры].

2.Мена согласных по признаку твердости-мягкости.

Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.

Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:

сделать [з'д'э/лът'], гость [го/с'т'], кузня [ку/з'н'ь]

Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн'эт']

3.Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий [ ] [ ]

сжать [ ат '], сшить [ ыт '].

Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования называется ассимиляцией.

4.Для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных. Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м'э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.

 

Они зависят от следующих факторов:

1.от места ударения слов;

2.от положения согласного по отношению к ударному слогу;

3.от твердости-мягкости соседних согласных.

 

1.Позиционная мена гласных звуков под ударением.

Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).

Сравним: сон – он; шум – ум.

Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар – да.

Таким образом, у гласных фонем <а, о, э, у> под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет <и>. Сильная позиция:

а) после паузы (начало слова);

б) после мягких согласных: ил – пил.

А после твердых согласных <и> реализуется в <ы>: игра - [сы]грать.

Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем <а, о, э, у>.

В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio – членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.

Например: [спа•т'] – артикуляция в конце звучания [а] сдвинута вперед и вверх;

[сп'ат] – артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всего воздействует на начальную часть гласного;

[с'п' а/ 'и ] – спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [.а.] охватываемый весь процесс артикуляции.

[п /са/ткъ] - [с' а/ду]

[па/са/д'им] - [с' а/д'ьм]

[а]:[а], [ 'а], [а'], [ 'а']

параллельный тип фонемного ряда, его члены – вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.

Такой процесс называется аккомодацией (от лат. accomdatio - приспособление). Т.е. – это приспособление органов речи для произнесения гласного звука в соседстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше.

В транскрипции явление аккомодации обозначаем • У [и] – аккомодацию можно не обозначать, так как он всегда в верхнем подъеме.

2.Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.

В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).

Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.

Позиция под ударением всегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.

В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции, т.е. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым – дымок – дымовой [ды/мок].

Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.

Основные позиционные изменения безударных гласных могут быть представлены в таблице:

позиция после твердых согласных после мягких согласных
под ударением а о э у ы ˅ а о э у и ˅
I предуд. ˇ ыэ у ы   иэ у и
II предуд. заударный ˇ ˇ ъ ъ у ы   ˇ ˇ ь у и

 

 

В абсолютном начале слова позиция гласного звука приравнивается к позиции I предударного слога.

 

травы трава травяной

ˇ

[тра/вы] [тр /ва] [тръ/в'иэ/но•]

<а>: [а] - [ ] - [ъ]

 

воды вода водяной

[во/ды] [в да/] [въ/д'и/но]

<о>: [о] - [ ] - [ъ]

Это перекрещивающиеся типы фонемного ряда, так как некоторые их звуки совпадают. Члены этих рядов являются вариантами.

шесть шестой на шесть

[шэс'т '] [шыэ/сто ] [на/шъс'т']

<э>: [э] [ыэ] [ъ]

мел мелок меловый

[мэл] [м'иэ/лок] [м'ь/л /во ]

<э>: [э] [иэ] [ь]

 

Исторические чередования звуков.

Кроме позиционного чередования в русском языке наблюдаются чередования исторические (непозиционные, морфологические).

Главное отличие от позиционных чередований состоит в том, что они не обусловлены позицией в слове: нога – ножной

носит - вынашивает

↓ ↓

позиция гласного одинакова: под ударением

Исторические чередования возникли в процессе развития языка.

1.сон – сна О//Ø в XI – XII веках падение редуцирования

день – дня Э//Ø сънъ – съна дьнь – дьнаı

2.о//а просит – выпрашивает

мер// мир

бер//бир беру - выбираю

стер//стир стерет - стираю

3.б//бл (любить – люблю)

в//вл (ловить – ловлю)

ф//фл (графить – графлю)

4.г//ж нога - ножка

к//ч рука – ручка

5.ст//д вести - веду

ст//т мести - мету

6.д//ж ходить - хожу

с//ш носить - ношу

Тема № 14. Фонология.

План.

1.Понятие о фонеме.

2.Система фонем русского языка.

3.Состав согласных фонем.

4.Состав гласных фонем.

5.Гиперфонема.

6.Фонемная транскрипция.