Общественное участие в процессе ОВОС

Стратегическая экологическая оценка

Принятие решений

Оценка качества экологической оценки

Разработка мероприятий

Если не разрабатывать мероприятия, то весь процесс экологической оценки становится бессмысленным. Мероприятия должны быть разработаны для всех воздействий, признанных значимыми на предыдущем этапе с тем, чтобы снизить их до приемлемого уровня. Как правило, при разработке мероприятий используется такая схема: «предотвращение – снижение – компенсация». Это означает, что значимое воздействие необходимо предотвратить, чтобы оно вообще не оказывалось, если это невозможно – то снизить (например, установить очистное оборудование), если это невозможно (или не приводит к снижению воздействия ниже порога) – то компенсировать

Норман Ли разработал списки в виде анкет (проверочные списки), по которым можно оценить содержимое ЭО.

Ли и Колли – создали самый первый и знаменитый «проверочный список».

Критерий Оценка Страница Примечания
Учтена ли рабочая сила 148 - 150 Учтен только транспорт и т.д.

Для заполнения таблицы рекомендована 3-х бальная система:

0 – отсутствует (или выполнено некачественно)

1 – с серьезными упущениями

2 – хорошо

В дальнейшем Манчестерским центром экологической оценки был разработан пакет для оценки качества стратегической оценки (http://www.sed.man.ac.uk/planning/research/publications/wp/eia/documents/OP55.pdf).

По результатам всех предыдущих этапов принимается решение - строить или нет. Если проект не отвечает всем требованиям, то он отправляется на доработку для составления мероприятий по снижению влияния на ОС.

 

 

Рисунок 5. Процесс стратегической экологической оценки.

К участникам процесса принятия экологически значимых решений относятся

- инициатор деятельности

- инвестор

- проектировщик

- органы государственной власти

o органы исполнительной власти

o ОМСУ

- застройщик (частично)

- общественность

o местное население

o приезжие (дачники, туристы)

o местный и «приезжий» бизнес

o общественные организации

o научная общественность и пр.

Из этих сторон только общественность лично заинтересована в охране окружающей среды.

В 1998 году на Четвертой конференции министров «Окружающая среда для Европы» в Орхусе (Дания) была принята «Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская Конвенция). Российская Федерация не является стороной конвенции.

Согласно этой конвенции, общественность означает одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством или практикой их ассоциации, организации или группы.

Заинтересованная общественность означает общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе. Неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды и отвечающие любым требованиям, предъявляемым национальным законодательством, считаются организациями, имеющими заинтересованность.

К заинтересованной общественности не относятся: органы власти, принимаемые решения по данной деятельности, инициатор деятельности (заказчик документации, инвестор, разработчик документации, подрядчики и субподрядчики).

К заинтересованной общественности относятся: местное население, общественные организации и пр.

Заинтересованная общественность определяется относительно конкретного проекта.

Таблица 8. Достоинства и недостатки общественного участия (ОУ) в экологической оценке.

Достоинства Недостатки
Позволяет избежать конфликтов Общественность знает местные условия лучше, чем любой проектировщик => ОУ является источником экологической информации Метод стимулирования развития научного и инженерного поиска Возможность привлечения материальных, трудовых и иных ресурсов Единственная возможность реализовать право общественной собственности природными или иными ресурсами, новых идей, неожиданных решений Повышается качество принимаемых решений Позволяет сделать проект более «экологичным» и «социальным», т.е. более устойчивым. Может привести к конфликтам, если выполнено не профессионально или слишком поздно в проектном цикле ОУ – затратный процесс ОУ удлиняет проектный цикл Трудность учета мнения многих людей Ведет к удорожанию проекта

 

Доступ к информации
Участие в принятии решений
Доступ к правосудию
Доступ к властным процедурам
Уровни и формы общественного участия

 

Рисунок 6. Уровни общественного участия.

На рисунке (Рисунок 6) представлены уровни общественного участия. В данном курсе нас интересуют два первые уровня – доступ к информации и участие в принятии решений.

1. Доступ к информации. Важность доступа к информации обусловлена тем, что, не будучи информированной, общественность не сможет полноценно участвовать в принятии экологически значимых решений. Информация должна быть актуальная, достоверная, доступная.

Формы доступа к информации:

– Публичный доступ к документации ОВОС и к проектной документации;

– Публикации в СМИ;

– Градостроительные экспозиции и информационные стенды;

– Интернет;

– Горячие линии.