Понятие и система транспортных обязательств. Общая характеристика транспортного законодательства

Тема 25. Договор возмездного оказания услуг (самостоятельное изучение)

Специфика ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд

Особенности ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта установлены законом о размещении заказов.

В соответствии с п. 11-12 ст. 9 закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения заказчиком или подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства.

Размер такой неустойки зависит от того, какая из сторон не выполняет принятые на себя обязательства по контракту:

1) размер неустойки (штрафа, пеней), взыскиваемой с заказчика, устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны;

2) размер неустойки, взыскиваемой с подрядчика, устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

 

Раздел. 6. Транспортные обязательства (6 часов)

Тема 26. Транспортные обязательства (6 часов)

В гл. 40 ГК РФ содержатся определения целого ряда договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа. Помимо традиционных договоров перевозки груза и пассажира в данной главе ГК РФ упоминаются и иные договоры, опосредующие перевозки: договор фрахтования (чартер); соглашения между организациями различных видов транспорта, регламентирующие взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортом общего пользования; договор об организации перевозок; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.).

Как справедливо указывает В.В. Витрянский, все названные в ГК РФ договоры, отличаются друг от друга по самым различным признакам: правовому значению, субъектному составу, предмету вытекающих из них обязательств и т.д., - но их объединяет то, что все они, в конечном счете, предназначены для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов, пассажиров и багажа. Поэтому в современных условиях уже нельзя говорить об одном-единственном договоре перевозки, сконструированном по модели реального договора, теперь речь должна идти о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа и служащих основанием возникновения соответствующих гражданско-правовых обязательств по перевозкам (М.И. Брагинский).

Для обозначения вышеуказанных договоров в литературе используется общее понятие, такие обязательства получили наименование транспортных обязательств. По мнению Д.А. Медведева и В.Т. Смирнова, данные обязательства характеризуются рядом особенностей:

1) носят товарный характер и строятся на эквивалентно-возмездных началах;

2) характеризуются пространственным перемещением грузов или лиц, находящихся «на» или «в» самих транспортных средствах (если же перемещение осуществляется с помощью тяги или толкания, то возникают отношения буксировки);

3) перевозчиком, в основном, являются т.н. общественные возчики, специально созданные для оказания транспортных услуг всем и каждому.

Система транспортных обязательств включает в себя: 1) заявки-заказы (разовые заявки) и их принятие (ст. 791 ГК РФ); 2) договоры об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ); 3) договоры перевозки грузов, пассажиров, багажа (ст. 785, 786 ГК РФ); 4) договоры фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ); 5) договоры между транспортны­ми организациями об организации работы по обеспечению перевозок гру­зов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 799 ГК РФ); 6) соглашения между организациями различных видов транспорта, регламентирующие взаимоотношения транс­портных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа в пря­мом смешанном сообщении (ст. 788 ГК РФ); 7) иные транспортные обязательства (например, договор транспортной экспедиции).

Специфика и многообразие договоров, опосредующих отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа, предопределяет особенности источников правового регулирования соответствующих отношений.

В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В результате, источниками правового регулирования отношений перевозки являются положения главы 40 ГК РФ, транспортные уставы и кодексы, иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними правила соответствующих видов перевозок.

 

2. Обязательство по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке: