Основания и порядок заключения государственного (муниципального) контракта

Размещение заказа государственного (муниципального) заказчика на поставку товаров

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Формирование заказов осуществляется государственными заказчиками, которым выделяются бюджетные и внебюджетные денежные средства, необходимые для решения государственных задач.

Под размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров для государственных нужд.

Способы размещения заказа названы в ст. 10 Закона о размещении заказов. Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Необходимо отметить, что, по общему правилу, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. То есть закон установил в качестве приоритетного способа размещения заказов торги в форме конкурса или аукциона.

Решение о способе осуществления размещения заказа принимается заказчиком и уполномоченным органом.

Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта с победителем торгов.

 

 

Заключение государственного и муниципального контракта на поставку товаров для государственных нужд обладает большой спецификой.

Государственный или муниципальный контракт заключается государственным заказчиком на основе заказа на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

Условие о возмещении убытков, не применяется в отношении казенного предприятия.

В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта детально урегулирован ст. 528 ГК РФ. Процесс заключения государственного или муниципального контракта предполагает прохождение ряда этапов:

1. Составление и направление проекта государственного или муниципального контракта государственным заказчиком поставщику.

2. Рассмотрение поставщиком проекта государственного или муниципального контракта с принятием одного из следующих решений: подписание контракта, в случае несогласия составление протокола разногласий, отказ от заключения контракта.

3. При получении стороной государственного или муниципального договора с протоколом разногласий согласование сторонами государственного или муниципального контракта разногласий и подписание контракта, либо отклонение протокола разногласий.

4. При недостижении соглашения сторонами передача спора на рассмотрение суда.

Переговорный процесс заключения контракта должен быть проведен в строго обозначенные в законе срок (ст. 528 ГК РФ).