Ход урока.

Ход занятия

Занятие 4: Устройство и работа газораспределительного механизма

Проведения занятия по эксплуатации автомобильной техники

Тема 2: Газораспределительный механизм

 

 

 

Учебные цели: Практическое изучение расположения, устройства и действия газораспределительного механизма

 

Руководства и пособия: Военные-Авто.рф Военная автомобильная техника: ЗиЛ 131 и КамАЗ 4310

Материальное обеспечение: автомобиль ЗИЛ 131 и КамАЗ 4310, плакаты по проведению контрольного осмотра

 

Учебные вопросы и время Действие руководителя занятий Действия обучаемых
Вступительная часть (10 мин.) Проверить наличие личного состава, внешний вид и готовность к занятию; объявить тему, цель и учебные вопросы: Практическое изучение расположения, устройства и действия компрессора и тормозного крана   Личный состав в одношереножном строю.  
Основная часть Устройство компрессора и тормозного крана (75 мин.)   Газораспределительный механизм служит для открытия и закрытия клапанов, обеспечивая наполнение цилиндров двигателя горючей смесью (карбюраторные двигатели) или воздухом (дизели), выпуск отработавших газов и надежную изоляцию камеры сгорания от окружающей среды во время тактов сжатия и рабочего хода. Или можно сказать, что механизм газораспределения служит для пуска в цилиндры горючей смеси и выпуск отработавших газов в соответствии с протеканием рабочего процесса в каждом цилиндре двигателя. Для этого клапаны в определенный момент открывают и закрывают впускные и выпускные каналы головки цилиндров, которые сообщают цилиндры двигателя с впускными и выпускными трубопроводами. Четырехтактные автомобильные двигатели имеют клапанные механизмы газораспределения, в которых впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов происходит при помощи впускных и выпускных клапанов. В зависимости от расположения клапанов различают механизмы газораспределения с нижними клапанами, расположенными в блоке цилиндров, и с верхними (подвесными) клапанами, размещенными в головке блока. При размещении клапанов в головке блока камера сгорания имеет наиболее рациональную форму и меньшую площадь поверхности теплоотдачи, что благоприятно отражается на рабочем цикле: улучшается наполнение цилиндров горючей смесью или воздухом; удобнее регулировать клапаны. Механизм газораспределения (рис.1) состоит из впускных и выпускных клапанов с пружинами, передаточных деталей от распределительного вала к клапанам, распределительного вала и шестерни. Он работает следующим образом. Коленчатый вал с помощью шестерен вращает распределительный вал 14, каждый кулачок которого, набегая на толкатель 13, поднимает его вместе со штангой 12. Последняя поднимает один конец коромысла 7, а другой движется вниз и давит на клапан 3, опуская его и сжимая пружины 6 клапана.   Рис.1 Схема механизма газораспределения. Когда кулачок распределительного вала сходит с толкателя, штанга и толкатель опускаются, а клапан, садясь в седло, под действием пружин, плотно закрывает отверстие канала. Для лучшей очистки цилиндров от отработавших газов и заполнения их свежим воздухом или горючей смесью клапаны открыты дольше, чем в простейшем двигателе. От степени наполнения цилиндров свежим зарядом и очистки их от отработавших газов во многом зависит мощность двигателя. В изучаемых двигателях используют механизм газораспределения с верхним расположением клапанов и нижним расположением коленчатого вала. Нижний распределительный вал таких двигателей, установленный в развале блока, является общим для клапанов правого и левого ряда цилиндров. Фазы газораспределения При рассмотрении рабочих циклов двигателей условно было принято, что открытие и закрытие клапанов происходит в момент нахождения поршня соответствен в ВМТ или НТМ. В действительности моменты открытия и закрытия клапанов не совпадают с положениями поршней в мертвых точках. Клапаны открываются и закрываются с некоторым, иногда очень значительным, опережением или запаздыванием, что необходимо для улучшения наполнения цилиндров чистым воздухом(дизели) или горючей смесью(карбюраторные двигатели) и лучшей очистки от отработавших газов. Моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала по отношению к соответствующим мертвым точкам, называют фазами газораспределения и изображают в виде круговых диаграмм(рис.2)   Рис.2 Диаграмма фаз газораспределения   а) – общая четырехтактного; б) – ЗиЛ – 131; в) – КамАЗ-740. Общая круговая диаграмма показывает, что в определенный период времени одновременно открыты впускной и выпускной клапаны. Угловой интервал ?+? вращения коленчатого вала, при котором оба клапана открыты, называется перекрытием клапанов, которое необходимо для своевременной и качественной очистки цилиндров от продуктов сгорания. С этой целью впускной клапан открывается до прихода поршня в ВМТ в конце такта выпуска с опережением (ЗиЛ – 131 –31о; КамАЗ – 740 – 10о) поворота коленчатого вала, а закрывается после прихода поршня в НМТ, в начале такта сжатия т.е. с запаздыванием (ЗиЛ – 131 – 83о КамАЗ – 740 – 46о). Продолжительность открытия впускного клапана составляет ЗиЛ – 131 – 294о;КамАЗ – 740 – 236о поворота коленчатого вала, что значительно увеличивает количество поступаемой в цилиндр горючей смеси или воздуха. Поступление смеси или воздуха до прихода поршня в ВМТ в конце такта выпуска и после прихода в НМТ начала такта сжатия, происходит за счет инерционного напора во впускном трубопроводе из-за часто повторяющихся тактов в цилиндрах. Выпускной клапан открывается за 67о ЗиЛ – 131 и 66о КамАЗ – 740 до прихода поршня в НМТ в конце такта горения – расширения и закрывается после прихода поршня в ВМТ такта выпуска на 47о ЗиЛ – 131, 10о КамАЗ – 740. Продолжительность открытия выпускного клапана составляет ЗиЛ – 131 – 294о; КамАЗ – 740 – 256о. Выпускной клапан открывается раньше, так как давление в конце такта расширения невелико и оно используется для очистки цилиндров от продуктов сгорания. После прохождения ВМТ отработавшие газы будут продолжать выходить по инерции. С увеличением частоты вращения коленчатого вала(быстроходные двигатели) фазы газораспределения расширяются, так как поршни перемещаются быстрее и остается меньше времени на наполнение цилиндров чистым воздухом или горючей смесью. Увеличение мощности двигателя достигается увеличением размеров и количества цилиндров и улучшением конструкции двигателя. Плавность и равномерность работы многоцилиндровых двигателей обеспечивается чередованием рабочих тактов в различных цилиндрах через определенный угол поворота коленчатого вала двигателя. Последовательность чередования одноименных тактов в различных цилиндрах называется порядком работы двигателя. Порядок работы зависит от расположения шатунных шеек коленчатого вала и кулачков распределительного вала. В восьмицилиндровых V – образных двигателях принят порядок работы цилиндров: 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8 В результате такого перекрытия рабочих тактов в различных цилиндрах, восьмицилиндровые V – образных двигатели работают очень плавно. Под руководством руководителя занятия Используя Тои ИЭ – ЗИЛ 131, КамАЗ 4310 и плакаты выполняют изучение компрессора и тормозного крана.  
Заключительная часть (5 мин.) подводит итог занятия; объявляет оценки; отвечаю на вопросы ;   Личный состав в одношереножном строю.  

 

Руководитель занятия студент А.Глухов

28 ноября 2011г.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время; мин.
Организационный момент Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствие. Учащиеся приветствуют учителя, вставанием. Делают последние приготовления к уроку.
Проверка знаний и умений Повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута. Пока вы повторяете, я каждому раздою листок с заданием.
1- Перечислите условия образования подземных вод. 2-Установите соответствие.
1. Вода, находящаяся в земной коре называется А. минеральными водами
2. Горные породы, пропускающие воду, называются Б. источниками (родниками)
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах называются В. межпластовыми водами
4. Слой, насыщенный водой называется Г. водоносным слоем
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется Д. пещерами
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, речных долинах называются Е. водопроницаемыми горными породами
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется Ж. грунтовыми водами
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются З. Подземной водой

Минута прошла, я объясняю задание: на листах, которые я вам раздал два задания. 1 – написать основные условия образования подземных вод. 2 – сопоставить определение с понятием, и записать под таблицей, в столбик, цифру с подходящей буквой; например 1-Е.

Приступайте, на работу у вас есть 7 минут.

Время вышло, обменяйтесь листиками, начинаем проверять. Я буду говорить верный ответ, а вы ставите у правильного ответ «+», у неправильного «-».

Прошу, давайте будем честными, не будем исправлять неправильные ответы, ведь нам самое главное проверка знаний.

За всю работу можно получить 10 баллов. Переводим баллы в оценку, перевод написан на доске.

Баллы Оценка
10 - 8
7 - 5
4 - 3
2 - 0

Считайте количество баллов, «+», переводите в оценку и я по очереди как сидите у всех спрошу и выставлю ее в журнал.

Все открыли учебники или тетради, кому как удобнее и повторяют прошлое занятие.   Получив свое задание, ученики приступили к выполнению.
1- Перечислите условия образования подземных вод.
Способность горных пород пропускать воду Атмосферные осадки
2-Установите соответствие.
1. Вода, находящаяся в земной коре называется З. Подземной водой
2. Горные породы, пропускающие воду, называются Е. водопроницаемыми горными породами
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах называются Д. пещерами
4. Слой, насыщенный водой называется Г. водоносным слоем
    5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется     Ж. грунтовыми водами
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, речных долинах называются Б. источниками (родниками)
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется В. межпластовыми водами
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются А. минеральными водами

Через отведенное время учащиеся обменялись листиками, проверили правильность ответов, пересчитали их в оценку, по примеру, написанному учителем на доске, и назвали получившуюся оценку учителю.

Изучение нового материала Перед тем как объяснять новую тему учитель нарисовал на доске схему, которую будет заполнять по ходу урока.   Рис. 1. Темой сегодняшнего урока станет отгадка: «Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, А широкий в море» Вы поняли, о чем идет речь? Верно. Это река. Открывайте тетради и записывайте число и тему урока «Реки» Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор. Можно встретить человека, который не видел океана или ни разу не был на море, но реку видел каждый из нас. Опишите реку. Какие реки вы видели, знаете? Давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река? Учитель дает подсказку ученикам. Из прошлых тем мы знаем, что после выпадения дождя часть воды просачивается в землю и образует подземные воды, а большая её часть стекает по поверхности суши и образует ручьи, ручьи сливаются, образуются реки. Значит рекой называется… Правильно, водный поток, текучий в углублении поверхности суши. Давайте запишем определение: «Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле». У вас наверняка возникает вопрос как углубление в земле может быть руслом, ведь углублений множество, но реки в каждом из них не текут. Но есть несколько важных факторов, которые, и определяют, какое углубление будет руслом, а какое нет. Во-первых, углубление должно быть занято водным потоком, во-вторых, оно должно образоваться под действием текучих вод. Отметьте у себя: Русло реки расположено на дне более широкого углубления – речной долины. Речная долина состоит из поймы, надпойменной террасы и русла.   Каждая река, где бы она не протекала, имеет свое начало и конец. Скажите, а откуда река может брать свое начало? Вы все абсолютно правы. Давайте запишем, там, где река берет свое начало называется истоком. Учитель подписывает на рис. 1 Исток. Я хочу привести примеры рек, которые берут свое начало из тех мест, что вы перечислили, это дополнительная информация, но вы можете записать.
Исток Река
Озеро Ангара
Болото Волга
Слияние двух рек Обь
Горный ледник Терек

Как бы далеко река не тянулась, она имеет конец, называемый устьем. А вы знаете куда может впадать река?

Видно, что вы хорошо усвоили уроки природоведения, вы опять правы. Но все равно давайте запишем «Устье – это место, где река впадает в море, озеро или другую реку». Отмечает на рис.1 Устье.

Существует несколько видов устьев.

Эстуарии – это воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта – это форма устья с потоками, на которые делится главное русло.

На доске у меня написана схема. Перерисуйте себе в тетрадь: