Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.
Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи.
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.
Тема урока «Городецкая роспись
Вид урока: рисование по представлению.
Тип урока: комбинированный ( изучение нового материала, коллективная творческая работа)
Воспитывающие:
- воспитание в классном коллективе сотрудничества, коллективизма, общительности;
- воспитание толерантности.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, мышления, умения сравнивать, сопоставлять;
- развитие воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения.
Образовательные:
- знакомство с народными промыслами, с особенностями Городецкой росписи.
Оборудование для учителя: доска, мел ,указка, наглядные пособия, доска покрытая акрилом( золотым), шаблоны ( узоры городецкой росписи), тряпочка, гуашь, кисти, карандаши, ластик
Оборудование учащихся: лист бумаги А4, 2 карандаша, ластик, точилка. Краски ( гуашь), кисть, вода в емкости
Оформление классной доски:
12.02.2013 I II III IV Поэтапность | Городецкая роспись Педагогический рисунок | Ольга Андреевна Работы учеников , учителя |
План урока:
1. Организационный момент. 2 мин
2. Вступительная беседа о городецкой росписи 4 мин
3. Объяснение нового материала 8 мин
4. Педагогический рисунок 4 мин
5. Упражнения учащихся 5 мин
6. Практическая работа 20 мин
7. Организация завершения урока 2 мин
45 мин
Описание с хронометражем | Ход урока | Наглядности |
Организационный момент. 2 мин | Устанавливаю в классе дисциплину и говорю: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Андреевна и сегодня я буду проводить у Вас урок изобразительного искусства. Мое имя написано на доске (показываю). У вас на партах должны быть альбомы, заточенные карандаши, ластик, краски, кисти, вода в стакане. все готовы к уроку? Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока « Городецкая роспись Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись. Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи. | |
Вступительная беседа о городецкой росписи 4 мин | Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. Вопрос: Есть ли на выставке предметы этих промыслов? Назовите их и покажите. Из чего они сделаны? Спасибо. Хорошо, что вы знаете эти промыслы. А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски. Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Глядя на эти изделия представляешь будто ты на ярмарке. Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба. Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной. | |
Объяснение нового материала 8 мин Педагогический рисунок Самостоятельная работа учащихся.( 20 минут) 7. Итог урока. 7.1. Выставка работ учащихся. 7.2. Обобщение материала, изученного на уроке. | Постановка художественной задачи.
А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.
Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).
Мы с вами сейчас разделимся на 3 группы-бригады. Для работ каждой бригады на ярмарке будет отведено свое место.
(Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогают карточки «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».)
Итак, посмотрите на доску, я буду показывать как изображаются основные элементы городецкой росписи.
Не берите много воды, т.к может все «поплыть». Старайтесь аккуратно выводить каждый узор. Компонуйте узоры так, чтобы они не были разбросаны по всей доске хаотично.
Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы.
И мое пожелание каждому из вас:
Ничего не бойся – Ты делаешь для всех. Мы на тебя надеемся И верим в твой успех. Получится, как надо, И даже сверх того. Доска лежит здесь рядом, Давай начнем с нее
Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни.
Учитель. На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие: Всё хотим вам показать И подробно описать.
Вопросы бригадам:
|