Планирование учебно-воспитательной работы по результатам педагогической диагностики.

Планирование — это составление плана развития чего-нибудь.

План — это заранее намеченная си­стема действий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения. В практике образования сложились требо­вания, которые предусматривают обязательное наличие в плане работы педагога четырех составляющих: характеристики исходно­го состояния, обоснования целей деятельности, описания систе­мы предполагаемых действий и анализа достигнутых результатов.

Включение диагностики в систему профессиональной деятель­ности педагога накладывает определенные требования на другие ее компоненты. Обоснованность характеристики исходного состо­яния (воспитанности класса, его обученности и т.д.) и диагностичность формулируемых целей были рассмотрены выше. Обра­тимся к требованиям к отбору содержания педагогической дея­тельности.

Во-первых, с точки зрения диагностичности (а по сути — технологичности) план должен предусматривать выделение эта­пов его реализации. В этом отношении он приближается к про­грамме, для которой этапность характерна. Причем этапы должны быть выделены в любом плане — будь то годовой план работы школы, план проведения урока или план проведения воспита­тельной беседы с учащимся.

Во-вторых, каждый этап должен предусматривать достиже­ние вполне определенных диагностируемых изменений в конк­ретном объекте (учащихся, педагогическом процессе, системе обучения или воспитания) при конкретных обстоятельствах. В этом отношении план приближается к описанию педагогической тех­нологии.

Педагогическая технология характеризуется наличием одновре­менно следующих признаков:

1) диагностично заданной конк­ретной цели;

2) критериев и методик диагностики и коррекции не только результата, но и хода самого процесса педагогического взаимодействия;

3) структурированности действий и отношений, основанной на объективных закономерностях;

4) взаимосвязи применяемых средств с условиями их продуктивности. Таким об­разом, именно диагностика, органично включенная в педагоги­ческую деятельность, технологизирует педагогический процесс.

В-третьих, промежуточные результаты должны носить за­кономерный характер, соответствовать объективным причинно-следственным связям, которые возможно диагностировать. Прогностичность постановки целей и отбора средств их достижения делают план проектом. В работе некоторых педагогов план стано­вится системой педагогических проектов.

Диагностика хода и результатов педагогического процесса. По­скольку диагностическая деятельность педагога должна быть со­ставляющей его повседневной образовательной практики, это накладывает ограничения на отбор диагностических методов. Так, наиболее распространенным в работе педагогов является различ­ного рода наблюдение.

В практике образования решить многие подобные проблемы помогают коллективные формы обсуждения результатов наблю­дений, подобные малому педагогическому совету, или педагогиче­скому консилиуму. В таких формах диагностической деятельности на основе знаний, опыта и итогов изучения учащихся разными педагогами возможно оптимальное решение проблем, связанных с выработкой цели, подбором педагогических средств и анализом достигнутых результатов.

Метод педагогического консилиума, разработанный Ю. К. Бабанским, предполагает:

-коллективное обсуждение результатов изучения школьников по определенной программе и единым признакам;

- коллективное оценивание тех или иных сторон деятельно­сти, поведения и отношений учащихся;

- выявление причин возможных отклонений в сформирован­но тех или иных черт личности;

- коллективную выработку средств преодоления обнаруживае­мых недостатков.

При оценке тех или иных качеств отдельных школьников по­рой возникают расхождения во мнениях учителей. Но их наличие еще не является свидетельством невозможности правильно оце­нить воспитанность и уровень развития ученика. Чаще всего рас­хождения во мнениях отражают специфику деятельности учащихся по данному предмету.

Коллективная экспертиза одновременно служит как целям диаг­ностики, так и целям коррекции педагогического процесса. В форме малого педсовета можно проводить и итоговый анализ педагоги­ческой деятельности. На него приглашается большая часть педаго­гов, работающих с классом, и он не продиктован какими-либо экстренными причинами (плановый). Малый педсовет, проводи­мый по случаю какой-либо проблемной ситуации в ограничен­ном составе специалистов', имеющих к ней непосредственное от­ношение (например, резкое снижение успеваемости в классе), чаще называют педагогическим консилиумом.

 

 

  1. Закрепление изученного материала

Педагог: Теперь для того чтобы проверить как вы усвоили сегодняшнюю тему, проведем блиц-опрос:

1. Сформулируйте определение модель?

2. Какие два основных критерия эффективности диагностической деятельности педагога выделяют?

3. Перечислите виды педагогической диагностики?

 

  1. Итог. Обобщение. Оценивание

Педагог: На этом наша работа на сегодня закончена. Спасибо за продуктивную совместную деятельность.

 

 

Методист__________________________________________________Логачева Л.Р.