Планирование учебно-воспитательной работы по результатам педагогической диагностики.
Планирование — это составление плана развития чего-нибудь.
План — это заранее намеченная система действий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения. В практике образования сложились требования, которые предусматривают обязательное наличие в плане работы педагога четырех составляющих: характеристики исходного состояния, обоснования целей деятельности, описания системы предполагаемых действий и анализа достигнутых результатов.
Включение диагностики в систему профессиональной деятельности педагога накладывает определенные требования на другие ее компоненты. Обоснованность характеристики исходного состояния (воспитанности класса, его обученности и т.д.) и диагностичность формулируемых целей были рассмотрены выше. Обратимся к требованиям к отбору содержания педагогической деятельности.
Во-первых, с точки зрения диагностичности (а по сути — технологичности) план должен предусматривать выделение этапов его реализации. В этом отношении он приближается к программе, для которой этапность характерна. Причем этапы должны быть выделены в любом плане — будь то годовой план работы школы, план проведения урока или план проведения воспитательной беседы с учащимся.
Во-вторых, каждый этап должен предусматривать достижение вполне определенных диагностируемых изменений в конкретном объекте (учащихся, педагогическом процессе, системе обучения или воспитания) при конкретных обстоятельствах. В этом отношении план приближается к описанию педагогической технологии.
Педагогическая технология характеризуется наличием одновременно следующих признаков:
1) диагностично заданной конкретной цели;
2) критериев и методик диагностики и коррекции не только результата, но и хода самого процесса педагогического взаимодействия;
3) структурированности действий и отношений, основанной на объективных закономерностях;
4) взаимосвязи применяемых средств с условиями их продуктивности. Таким образом, именно диагностика, органично включенная в педагогическую деятельность, технологизирует педагогический процесс.
В-третьих, промежуточные результаты должны носить закономерный характер, соответствовать объективным причинно-следственным связям, которые возможно диагностировать. Прогностичность постановки целей и отбора средств их достижения делают план проектом. В работе некоторых педагогов план становится системой педагогических проектов.
Диагностика хода и результатов педагогического процесса. Поскольку диагностическая деятельность педагога должна быть составляющей его повседневной образовательной практики, это накладывает ограничения на отбор диагностических методов. Так, наиболее распространенным в работе педагогов является различного рода наблюдение.
В практике образования решить многие подобные проблемы помогают коллективные формы обсуждения результатов наблюдений, подобные малому педагогическому совету, или педагогическому консилиуму. В таких формах диагностической деятельности на основе знаний, опыта и итогов изучения учащихся разными педагогами возможно оптимальное решение проблем, связанных с выработкой цели, подбором педагогических средств и анализом достигнутых результатов.
Метод педагогического консилиума, разработанный Ю. К. Бабанским, предполагает:
-коллективное обсуждение результатов изучения школьников по определенной программе и единым признакам;
- коллективное оценивание тех или иных сторон деятельности, поведения и отношений учащихся;
- выявление причин возможных отклонений в сформированно тех или иных черт личности;
- коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.
При оценке тех или иных качеств отдельных школьников порой возникают расхождения во мнениях учителей. Но их наличие еще не является свидетельством невозможности правильно оценить воспитанность и уровень развития ученика. Чаще всего расхождения во мнениях отражают специфику деятельности учащихся по данному предмету.
Коллективная экспертиза одновременно служит как целям диагностики, так и целям коррекции педагогического процесса. В форме малого педсовета можно проводить и итоговый анализ педагогической деятельности. На него приглашается большая часть педагогов, работающих с классом, и он не продиктован какими-либо экстренными причинами (плановый). Малый педсовет, проводимый по случаю какой-либо проблемной ситуации в ограниченном составе специалистов', имеющих к ней непосредственное отношение (например, резкое снижение успеваемости в классе), чаще называют педагогическим консилиумом.
- Закрепление изученного материала
Педагог: Теперь для того чтобы проверить как вы усвоили сегодняшнюю тему, проведем блиц-опрос:
1. Сформулируйте определение модель?
2. Какие два основных критерия эффективности диагностической деятельности педагога выделяют?
3. Перечислите виды педагогической диагностики?
- Итог. Обобщение. Оценивание
Педагог: На этом наша работа на сегодня закончена. Спасибо за продуктивную совместную деятельность.
Методист__________________________________________________Логачева Л.Р.