Диагностика в структуре педагогического процесса
Диагностика в системе профессиональной деятельности педагога. Результаты диагностики используются при разработке планов и программ работы отдельного учителя, классного руководителя, детского объединения, образовательного учреждения.
В первом разделе плана работы классного руководителя дается характеристика класса, отражающая состояние классного коллектива, успеваемость и дисциплину учащихся, наличие у них таких свойств, как трудолюбие, организованность, общественная активность и др. Также выделяются ученики, требующие к себе особого внимания. При подготовке этого раздела классные руководители используют результаты изучения класса в целом и отдельных учащихся, выявления уровня их воспитанности. Особое внимание обращается на уровень развития в классе общественного мнения, на наличие градаций, интересов и стремления к самовоспитанию, гражданской зрелости классного коллектива и отдельных учащихся.
Для составления характеристики класса различными авторами предлагаются многочисленные программы изучения учащихся и классного коллектива, а также планы характеристик как форма диагностического заключения. Каждая такая рекомендация обладает своими достоинствами, но все они имеют один недостаток — большое количество показателей, которые малополезны и не всегда понятны педагогу.
Разработка плана характеристики и диагностической программы — творческое дело самого педагога, поскольку в этих документах отражаются его профессиональная позиция, особенности группы детей, с которыми он работает, и образовательного учреждения, в котором осуществляется их взаимодействие.
В работе многих педагогов полезной и эффективной оказалась методика, предложенная Ю. К. Бабанским. В модифицированном виде (с учетом предшествующих рассуждений) она сводится к следующему.
- В процессе предварительного наблюдения и бесед с другими педагогами учитель или классный руководитель отбирает группу (систему) критериев и показателей, на которые следует обратить первоочередное внимание в работе с данной группой детей.
Далее составляется таблица, в первом столбце которой — список учащихся класса, а в последующих — выделенные ранее критерии и показатели оценки их воспитанности (или обученности). Образец такой таблицы приведен ниже.
Критерий 1 | Критерий 2 | Критерий 3 | ||||||||
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Показатель 1.1 | Показатель 1.2 | Показатель 1.3 | Показатель 2.1 | Показатель 2.2 | Показатель 2.3 | показатель 3.1 | Показатель 3.2 | Показатель 3.3 |
Абрамов Василий | - | - | - | - | - | - | ||||
Борисова Светлана | - | - | - | |||||||
Критериев и показателей по каждому из них должно быть не менее трех. Максимальное их количество на этом этапе можно не ограничивать.
Затем педагог систематизирует данные, полученные в процессе предварительных наблюдений и бесед с другими учителями: если он не удовлетворён состоянием какого-либо критерия у конкретного ученика, то в соответствующей им клетке таблицы ставит знаки « - » или«+». Пройдя, таким образом, по каждой строке таблицы, педагог может выделить наиболее тревожащие его критерии и показатели по столбцам, в которых оказалось наибольшее количество отметок.
Данная таблица может стать основой для разработки плана первичных действий педагога, проведения малого педсовета или педагогического консилиума, детальной диагностики. В первую очередь для диагностики отбираются наиболее тревожащие показатели и критерии. Однако и те столбцы, в которых обнаруживаются единичные отметки, заслуживают внимания педагога: возможно, именно этот ребенок оказывается отверженным в классе, если одноклассники в полной мере обладают свойством, которое не развито у него.
Обращаясь периодически к данной таблице, педагог может корректировать свои представления о классе и отдельных учащихся, а также прослеживать динамику происходящих изменений. По сути, эта таблица может стать основой самодиагностики результативности деятельности учителя, цели которой — оказывать педагогическую помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным и этическим самоопределением.
Методика выработки педагогических целей и задач. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели — предвосхищения в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В цели не только фиксируется образ желаемого результата деятельности, но и отражается мотивация этой деятельности.
Таким образом, цель служит оптимизации деятельности.Помнению В.Г.Максимова, обоснованный выбор приоритетных целей позволяет сконцентрировать усилия на направлении «главного удара», не распыляться, рационально и экономно расходовать время, силы и другие ресурсы.
С. Л. Соловейчик утверждал: «Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребеночка под этот идеальный образ». Особенность подобной цели — недифференцированность, цельность. При этом человек рассматривается в целом, а не «растаскивается», не расчленяется по отдельным свойствам и качествам. Но педагогическая деятельность в этом случае строится стихийно, методом проб и ошибок: «Получилось—не получилось», так как при детальном рассмотрении образ Идеального Ребенка — это конечное состояние объекта, а целью деятельности является производимое в результате деятельности изменение в объекте. Таким образом, идеал — это еще не педагогическая цель.Поставить педагогическую цель означает определить предполагаемые изменения в педагогической практике.
Ограничение педагогическим идеалом исключает необходимость диагностической деятельности, понимания конкретного ребенка с его порой неповторимыми проблемами развития. Если цель педагогической деятельности формируется при сопоставлении идеального образа с данными диагностики конкретного индивида, педагогу необходимо реализовать следующие этапы целепологания:
-детальное сформулирование идеала воспитанника, которого хотелось бы достичь (разработка модели конечного состояния системы);
- сравнивание с помощью специальных методик конкретного ребенка с идеалом (т.е. проведение педагогической диагностики);
- выявление существенных расхождений полученной картины с идеалом (иначе говоря, определение в процессе анализа проблемы);
-определение предполагаемых изменений за конкретный промежуток времени (т.е. сформирование инструментальной и диагностируемой педагогической цели, которая выражалась бы в конкретных критериях и показателях).
Таким образом, обнаруживается значимость диагностики и связанных с ней процедур в грамотной постановке педагогической цели. Собственно, вклад в решение реальных проблем индивидуально-личностного и профессионального становления и определяет гуманитарный характер педагогической деятельности.
Диагностичность цели — это степень определенности и точности описания ее параметров, чтобы можно было сделать однозначное заключение не только о ее достижении, но и о степени ее реализации. Диагностично поставленная цель позволяет построить педагогический процесс, гарантирующий ее достижение за определенное время в заданных условиях. Если требование диагностичности целей не выполнено, цели не могут стать системообразующими для совершенствования педагогической практики.
Педагогическая цель, согласно В. П. Беспалько, поставлена диагностично, если соблюдены следующие условия:
-дано настолько точное и определенное описание формируемого свойства или качества, что его можно безошибочно отделить от любых других свойств или качеств;
- имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого свойства в процессе объективного контроля его сформированности;
-возможно измерение интенсивности диагностируемого свойства на основе данных контроля;
-существует шкала оценки свойства, опирающаяся на результаты измерения.