Диагностика в структуре педагогического процесса

Диагностика в системе профессиональной деятельности педаго­га. Результаты диагностики используются при разработке планов и программ работы отдельного учителя, классного руководителя, детского объединения, образовательного учреждения.

В первом разделе плана работы классного руководителя дается характеристика класса, отражающая состояние классного коллек­тива, успеваемость и дисциплину учащихся, наличие у них таких свойств, как трудолюбие, организованность, общественная ак­тивность и др. Также выделяются ученики, требующие к себе осо­бого внимания. При подготовке этого раздела классные руководи­тели используют результаты изучения класса в целом и отдельных учащихся, выявления уровня их воспитанности. Особое внимание обращается на уровень развития в классе общественного мнения, на наличие градаций, интересов и стремления к самовоспитанию, гражданской зрелости классного коллектива и отдельных учащихся.

Для составления характеристики класса различными авторами предлагаются многочисленные программы изучения учащихся и классного коллектива, а также планы характеристик как форма диагностического заключения. Каждая такая рекомендация обладает своими достоинствами, но все они имеют один недостаток — боль­шое количество показателей, которые малополезны и не всегда понятны педагогу.

Разработка плана характеристики и диагностической програм­мы — творческое дело самого педагога, поскольку в этих доку­ментах отражаются его профессиональная позиция, особенности группы детей, с которыми он работает, и образовательного уч­реждения, в котором осуществляется их взаимодействие.

В работе многих педагогов полезной и эффективной оказалась методика, предложенная Ю. К. Бабанским. В модифицированном виде (с учетом предшествующих рассуждений) она сводится к следующему.

- В процессе предварительного наблюдения и бесед с другими педагогами учитель или классный руководитель отбирает группу (систему) критериев и показателей, на которые следует обратить первоочередное внимание в работе с данной группой детей.

Далее составляется таблица, в первом столбце которой — список учащихся класса, а в последующих — выделенные ранее критерии и показатели оценки их воспитанности (или обученности). Образец такой таблицы приведен ниже.

    Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3
№ п/п Фамилия, имя ученика Показатель 1.1 Показатель 1.2 Показатель 1.3 Показатель 2.1 Показатель 2.2 Показатель 2.3 показатель 3.1   Показатель 3.2     Показатель 3.3  
                     
                     
Абрамов Василий   - -   -   - - -
Борисова Светлана     -   -   -    
                   

 

Критериев и показате­лей по каждому из них должно быть не менее трех. Максимальное их количество на этом этапе можно не ограничивать.

Затем педагог систематизирует данные, полученные в про­цессе предварительных наблюдений и бесед с другими учителя­ми: если он не удовлетворён состоянием какого-либо критерия у конкретного ученика, то в соответствующей им клетке таблицы ставит знаки « - » или«+». Пройдя, таким образом, по каждой строке таблицы, педагог может выделить наиболее тревожащие его кри­терии и показатели по столбцам, в которых оказалось наибольшее количество отметок.

Данная таблица может стать основой для разработки плана первичных действий педагога, проведения малого педсовета или педагогического консилиума, детальной диагностики. В первую очередь для диагностики отбираются наиболее тревожащие пока­затели и критерии. Однако и те столбцы, в которых обнаружива­ются единичные отметки, заслуживают внимания педагога: воз­можно, именно этот ребенок оказывается отверженным в классе, если одноклассники в полной мере обладают свойством, которое не развито у него.

Обращаясь периодически к данной таблице, педагог может корректировать свои представления о классе и отдельных учащихся, а также прослеживать динамику происходящих изменений. По сути, эта таблица может стать основой самодиагностики результативно­сти деятельности учителя, цели которой — оказывать педагоги­ческую помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обу­чении, в принятии школьных правил, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональ­ным и этическим самоопределением.

Методика выработки педагогических целей и задач. Любая че­ловеческая деятельность начинается с постановки цели — предвосхищения в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В цели не только фиксируется образ желаемого результата деятельности, но и отражается мотивация этой деятельности.

Таким образом, цель служит оптимизации деятельности.Помнению В.Г.Максимова, обоснованный выбор приоритетных це­лей позволяет сконцентрировать усилия на направлении «главно­го удара», не распыляться, рационально и экономно расходовать время, силы и другие ресурсы.

С. Л. Соловейчик утверждал: «Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы незаметно для себя стараемся подвес­ти реального нашего ребеночка под этот идеальный образ». Осо­бенность подобной цели — недифференцированность, цельность. При этом человек рассматривается в целом, а не «растаскива­ется», не расчленяется по отдельным свойствам и качествам. Но педагогическая деятельность в этом случае строится стихий­но, методом проб и ошибок: «Получилось—не получилось», так как при детальном рассмотрении образ Идеального Ребенка — это конечное состояние объекта, а целью деятельности яв­ляется производимое в результате деятельности изменение в объекте. Таким образом, идеал — это еще не педагогическая цель.Поставить педагогическую цель означает определить предпо­лагаемые изменения в педагогической практике.

Ограничение педагогическим идеалом исключает необходимость диагностической деятельности, понимания конкретного ребенка с его порой неповторимыми проблемами развития. Если цель педагогической деятельности формируется при сопоставлении иде­ального образа с данными диагностики конкретного индивида, педагогу необходимо реализовать следующие этапы целепологания:

-детальное сформулирование идеала воспитанника, которого хотелось бы достичь (разработка модели конечного состояния си­стемы);

- сравнивание с помощью специальных методик конкретного ребенка с идеалом (т.е. проведение педагогической диагностики);

- выявление существенных расхождений полученной карти­ны с идеалом (иначе говоря, определение в процессе анализа проблемы);

-определение предполагаемых изменений за конкретный про­межуток времени (т.е. сформирование инструментальной и диаг­ностируемой педагогической цели, которая выражалась бы в кон­кретных критериях и показателях).

Таким образом, обнаруживается значимость диагностики и связанных с ней процедур в грамотной постановке педагоги­ческой цели. Собственно, вклад в решение реальных проблем индивидуально-личностного и профессионального становления и определяет гуманитарный характер педагогической деятель­ности.

Диагностичность целиэто степень определенности и точности описания ее параметров, чтобы можно было сделать одно­значное заключение не только о ее достижении, но и о степени ее реализации. Диагностично поставленная цель позволяет постро­ить педагогический процесс, гарантирующий ее достижение за определенное время в заданных условиях. Если требование диагностичности целей не выполнено, цели не могут стать системо­образующими для совершенствования педагогической практики.

Педагогическая цель, согласно В. П. Беспалько, поставлена диагностично, если соблюдены следующие условия:

-дано настолько точное и определенное описание формируе­мого свойства или качества, что его можно безошибочно отделить от любых других свойств или качеств;

- имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого свойства в процессе объективного контроля его сформированности;

-возможно измерение интенсивности диагностируемого свой­ства на основе данных контроля;

-существует шкала оценки свойства, опирающаяся на резуль­таты измерения.