Структура и этапы педагогического диагностирования

Системность диагностической деятельности. Педагогические объекты относятся к типу целенаправленных и самоорганизующихся систем, поведение которых подчинено достижению определенной цели и которые способны в процессе функционирования изме­нять свою структуру. Системный анализ диагностики позволяет выделить в ней относительно самостоятельные этапы подготов­ки, планирования, сбора данных, их обработки и анализа, фор­мулирования выводов и рекомендаций.

В образовательной практике выделяют следующие виды пе­дагогической диагностики:

- начальную диагностику, проводящуюся с целью выявления наличного уровня развития исследуемого педагогического объекта;

- текущую диагностику, осуществляемую на различных этапах деятельности с целью получения информации о динамике разви­тия исследуемого педагогического объекта, а также факторов, положительно или отрицательно влияющих на этот процесс;

- обобщающую диагностику, осуществляемую при подведении итогов развития педагогического объекта за намеченный период времени.

По степени системности выделяют компонентную, структур­ную, системную диагностику и прогнозирование.

Подготовительный этап диагностики. Подготовительный этап диагностической деятельности включает в себя определение ее объекта, предмета, целей и задач. На основе предварительных наблюдений, знакомства с историей развития ребенка, проведения беседы с учителями, воспитателями, родителями вырабатывается рабочая гипотеза для ее последующей проверки в процессе диагностики.

Объект диагностики — это та часть действительности, которая исследуется в процессе диаг­ностики. Любая диагностическая программа направлена на рас­познавание и оценку состояния исследуемого объекта: школьни­ка, учителя, студента, педагогического коллектива, руководите­ля образовательного учреждения, педагогического процесса и т.д. При определении объекта диагностики необходимо сужение его границ, т.е. четкое определение времени и пространства, в рам­ках которых можно реально проводить диагностику. Например, объект диагностики — не просто школьники, а старшеклассники или подростки. К тому же объект должен поддаваться измерениям с помощью какой-либо из шкал (номинальной, ранговой, ин­тервальной шкал или шкалы отношений) и существовать в дей­ствительности, а не быть плодом воображения педагога.

Предмет диагностики — это та сторона (аспект), которая непосредственно диагностирует­ся в объекте, та его область, в которой ищутся закономерности и пр. Так, выбрав в качестве объекта диагностики старшеклассни­ков общеобразовательной школы, мы можем составить диагно­стические программы диагностики познавательных процессов, межличностных отношений, профессиональных склонностей и т.д.

Таким образом, один объект может иметь несколько предметом диагностики.

Большую важность представляет обоснование актуальности выбора именно данного предмета диагностики, которое склады­вается из ответов на следующие вопросы.

- Чем вызвана потребность в диагностике именно этого ас­пекта?

- Есть ли реальные возможности для его диагностического изу­чения?

- Какие негативные последствия могут произойти, если не по­лучить достаточных диагностических данных?

Выделение предмета диагностики — ответственный момент ее проектирования. Ведь если объект — это часть педагогической дей­ствительности, то предмет отражает угол зрения педагога на эту действительность, его позицию в профессиональной деятельности.

В определении предмета диагностики проявляется различное назначение рассмотренных выше моделей (моделей педагогиче­ского явления, условий и деятельности): для анализа, оценки, управления, мониторинга, контроля и т.д. Обоснование предмета также позволяет определиться в том, какие из моделей (или их сочетания) требуются для разработки оптимального проекта диагностической деятельности, разработки диагностической про­граммы.

Точно обозначенный предмет диагностики оптимизирует даль­нейшую деятельность. И наоборот, расплывчатая формулировка способна сделать деятельность безрезультатной. «Вначале собаку плохо назвали, а потом ее за это убили», — говорит английская пословица. Чтобы усилия не были бесплодными, следует четко сформулировать предмет диагностики.

Цель диагностической деятельности отражает то знание об объекте, которое предполагает получить педагог. К примеру, оп­ределив в качестве объекта старшеклассников, а предмета — их профессиональные интересы, педагог может задаться целью выя­вить зависимость этих интересов от содержания изучаемого пред­метного материала, логики его изучения, применяемых методов обучения, стиля взаимоотношений с учителями и т.п.

Задачи диагностики в своей совокупности конкретизируют ее цель и могут формулироваться в одном из двух вариантов: как последовательность шагов или как составляющие достижения цели.

Гипотеза — это научно обоснованное предположение. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете диагностики, что педагог предполагает обнаружить и проверить в ходе диагностической дея­тельности. Она должна быть принципиально проверяемой доступ­ными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.

Диагностическая гипотеза — это научно обоснованное пред­положение о структуре диагностируемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функ­ционирования и развития. Она является своеобразным прогно­зом ожидаемого решения диагностической цели. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогно­стической.

• Описательная гипотеза это предположение или о существен­ных свойствах изучаемого объекта (классификационная гипоте­за), или о характере связей между элементами объекта (структур­ная гипотеза), или о степени взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего описательная гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности, которая затем про­веряется в диагностике.

Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тен­денции в функционировании и развитии изучаемого объекта.

Интерпретация понятий — это процедура истолкования, уточне­ния значения понятий, которые будут применяться в диагностике.

Выделяют несколько вариантов интерпретации, среди кото­рых:

теоретическая интерпретация — раскрытие содержания поня­тия через понятия меньшей общности;

эмпирическая интерпретация — выделение эмпирических (на­блюдаемых) признаков, конкретизирующих содержание основ­ного понятия;

операциональная интерпретация — дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению.

В подготовительный период выделению объекта диагностики может предшествовать формулирование проблемы, которая и бу­дет обоснованием актуальности диагностического исследования. Определение цели может предшествовать определению предмета, выделение и интерпретация основных понятий — высказыванию гипотезы, а задачи могут формулироваться после определения гипотезы как проект ее последующей проверки. Важно не упус­тить ни одного из этих существенных моментов подготовительно­го этапа и осознать логику их реализации, что позволит эффек­тивно распланировать диагностические процедуры.

Планирование диагностических действий. Планирование диаг­ностики включает в себя определение объема выборки, отбор методов сбора первичной информации, обоснование логической структуры их использования, принятие решения о предполагаемой методике обработки информации и визуализации данных. Также проводится подбор и подготовка используемых в диагнос­тике материалов, форм протоколов, отработка способов установ­ления контакта с ребенком, мотивировок, инструкций.

На этапе планирования диагностики требуется решить ряд прин­ципиальных вопросов, от которых зависит продуктивность диагно­стических действий: выявить критерии и показатели диагностируе­мого объекта, выделить стадии или уровни его становления (разви­тия, функционирования), определить оптимальный тип шкал, ко­торые будут использоваться для фиксирования диагностируемых показателей. Для этого необходимо провести теоретический анализ педагогической литературы, эмпирическое исследование и моде­лирование.

Сбор диагностических данных. Этот этап предполагает проведе­ние диагностических методик, протоколирование данных, коррек­цию применяемых методов с целью получения наиболее полной и точной информации о предмете диагностики, а также первичную обработку данных, их классификацию и предварительную интер­претацию.

Анализ диагностических данных. Анализ диагностических данных позволяет проникнуть глубже в сущность явлений и процессов.Дляэтого проводятся классификация, систематизация, количествен­ная и качественная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование педагоги­ческого диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, а также составление прогноза его дальнейшего развития.

Основное назначение аналитического этапа — дать содержа­тельную интерпретацию полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных за­ключений и рекомендаций.

Количественный и качественный анализ данных — это основ­ной материал для педагогических выводов. При этом важно не только то, какая информация получена и какие выводы на ее основе сделаны, но и то, чтобы полученная информация превращала педаго­гическую диагностику из инструмента познания в инструмент со­вершенствования педагогической практики.

Формулирование выводов и заключения. На этом этапе осущест­вляются выработка и формулировка педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние, прогноз тенденций развития объекта диагностики и разработка плана педагогических действий.

Итоги диагностического обследования могут быть представле­ны в форме характеристики, заключения, других вариантов обоб­щающих результатов. Целесообразно выделить при этом констати­рующую, аналитико-интерпретационную и рекомендательную части.

На этапе формулирования выводов и заключения педагогиче­ская диагностика может переходить в мониторинг, соединяясь с коррекцией диагностируемого объекта. Это осуществляется путем мотивирования педагогов на преодоление выявленных в процессе диагностики проблем и реализацию обнаруженных перспектив, а также через использование результатов диагностики для совер­шенствования практики образования.