Тесты в педагогической диагностике

Общие требования к тестам. Тест — это кратковременное изме­рение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В отличие от оценки измерение представляет собой процедуру сопоставления изучаемого свойства с некото­рым эталоном, принимаемым за единицу измерения.

Цель — по­лучить численные эквиваленты измеряемого свойства или каче­ства. За единицу измерения принимаются специально подобран­ные или составленные контрольные задания.

В педагогической практике тесты и контрольные задания, ис­пользуемые преимущественно для оценки уровня овладения уча­щимися учебным материалом, называются тестами достижений. Тест в готовом виде представляет собой не просто совокупность, а систему заданий возрастающей трудности. Одно из важнейших назначений теста состоит в том, чтобы опросить всех обучаемых по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом ко всем без исключения одну и ту же, заранее разработанную шкалу оценок.

Содержание теста определяется структурой знания, ко­торым должен обладать учащийся. Задания должны быть кратко сформулированны и не допускать двусмысленности. Все ответы в случае необходимости их выбора должны быть правдоподобными.

Тесты классифицируют по различным основаниям:

-по форме заданий — устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные тесты;

- по содержанию (предмету) диагностирования — тесты, изу­чающие свойства интеллекта, способности, отдельные характе­ристики личности и т.д.;

- по цели тестирования — тесты, предназначенные для само­познания, диагностирования специалистом или профессиональ­ного отбора;

- по задачам — вербальные и практические тесты;

- по формам процедуры обследования — индивидуальные и групповые тесты;

- по направленности — тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;

- по наличию или отсутствию временных ограничений на вы­полнение тестовых заданий — тесты, учитывающие скорость вы­полнения заданий и тесты результативности;

-по уровню стандартизации — высоко стандартизированные и слабо стандартизированные тесты.

С работой по составлению тестов начинается со структурирования учебного курса, выделения в нем таких содержательных блоков, которые являются более или менее подходящими для проверки знаний. Затем разрабатываются вопросы по каждой структурной единице и на этой основе — план теста.

Основу для составления педагогического теста составляют сле­дующие четыре основные формы тестовых заданий.

1. Задания закрытой формы, когда испытуемому предлагается выбрать ответ на задание из нескольких (не менее 5) предложен­ных вариантов, причем только один из них является правильным). Все варианты ответа должны быть правдоподобными, чтобы ис­пытуемый тщательно обдумывал свой выбор.

2. Задания открытой формы, когда в каком-либо утверждении делается пропуск смысловой единицы, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно строго однозначно. Как вари­ант может быть предложено задание на дополнение рисунка, тек­ста, предложения.

3. Задания на соответствие, когда структурные единицы распо­лагаются в двух столбцах: слева помещаются понятия, справа — их определения. Справа вариантов дается больше, чем слева, по­скольку среди вариантов есть правильные и неправильные. Еди­ницы в левом столбце нумеруются, а в правом — обозначаются буквами. Ответом является постановка рядом с номерным знаком структурной единицы соответствующего буквенного обозначения выбранного варианта ответа.

4. Задания на определение правильной последовательности, когда испытуемому предлагается установить последовательность каких- либо событий, действий, терминов и т.д. Вместо номерных зна­ков напротив каждой структурной единицы располагаются пус­тые клетки, в которых нужно расставить цифры, обозначающие номер места в устанавливаемой последовательности.

Тестирование может проводиться в бумажном варианте, когда каждому испытуемому выдается список заданий, или в автомати­зированной форме с помощью компьютера. После окончания те­стирования проводится математическая обработка полученных ре­зультатов.

Типы тестов в педагогической диагностике. В педагогической диагностике применяются различные группы тестов, получившие название в зависимости от их целевой направленности или мето­дики получения информации.

Личностные тесты — это методы психодиагностики, с помо­щью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Обычно личностные тесты применяются в одной из форм, таких как шкалы и опросники и ситуационные тесты, или тесты дей­ствия, с перцептивными, когнитивными или оценочными зада­чами (определяется усвоение знаний), оценкой себя, своих личностных конструктов и пр.

Проективные тестыэто совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпре­тации результатов проекции. Составители проективных тестов ис­ходят из предположения о том, что человек всегда преобразует (хотя бы в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия всегда обусловлен следами прошлых впечатлений.

Тесты интеллектаэто методики психодиагностики, ориен­тированные на выявление умственного потенциала индивида. Обычно в интеллектуальных тестах испытуемому предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых со­ставлены задачи теста. Иногда в этих тестах ставятся задачи пра­вильно составить рисунок, собрать геометрическую фигуру, сло­жить из представленных деталей изображение предмета и др.

Тесты креативностиэто методики для изучения и оценки творческих способностей личности. Диагностика творческих спо­собностей ведется в двух направлениях, к которым относятся: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей твор­ческой личности и анализ творческого мышления и его продук­тов. Вопрос о креативности как о самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным.

Критериально-ориентированные тестыэто методики, на­правленные на выявление уровня владения знаниями и навы­ками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессио­нальных заданий.

Результаты тестирования, проведенного с помощью этих ме­тодик, оцениваются не по порядковому месту испытуемого в вы­борке и не по отношению этих результатов к статистической нор­ме, а по отношению ко всей сумме тестовых задач.

Разработка теста — сложная теоретическая задача, предпола­гающая анализ содержания учебного предмета или индивидуаль­но-личностного свойства, его моделирование, подбор разнотип­ных и разноуровневых заданий, их проверку и отбор наиболее ценных из них, разработку процедуры анализа и оценки. Все эти действия требуют специальной научно-теоретической ра­боты, и поэтому разработкой тестов занимаются исследователь­ские коллективы, в которые входят ученые и учителя-экспери­ментаторы.