Тесты в педагогической диагностике
Общие требования к тестам. Тест — это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В отличие от оценки измерение представляет собой процедуру сопоставления изучаемого свойства с некоторым эталоном, принимаемым за единицу измерения.
Цель — получить численные эквиваленты измеряемого свойства или качества. За единицу измерения принимаются специально подобранные или составленные контрольные задания.
В педагогической практике тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом, называются тестами достижений. Тест в готовом виде представляет собой не просто совокупность, а систему заданий возрастающей трудности. Одно из важнейших назначений теста состоит в том, чтобы опросить всех обучаемых по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом ко всем без исключения одну и ту же, заранее разработанную шкалу оценок.
Содержание теста определяется структурой знания, которым должен обладать учащийся. Задания должны быть кратко сформулированны и не допускать двусмысленности. Все ответы в случае необходимости их выбора должны быть правдоподобными.
Тесты классифицируют по различным основаниям:
-по форме заданий — устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные тесты;
- по содержанию (предмету) диагностирования — тесты, изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.;
- по цели тестирования — тесты, предназначенные для самопознания, диагностирования специалистом или профессионального отбора;
- по задачам — вербальные и практические тесты;
- по формам процедуры обследования — индивидуальные и групповые тесты;
- по направленности — тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;
- по наличию или отсутствию временных ограничений на выполнение тестовых заданий — тесты, учитывающие скорость выполнения заданий и тесты результативности;
-по уровню стандартизации — высоко стандартизированные и слабо стандартизированные тесты.
С работой по составлению тестов начинается со структурирования учебного курса, выделения в нем таких содержательных блоков, которые являются более или менее подходящими для проверки знаний. Затем разрабатываются вопросы по каждой структурной единице и на этой основе — план теста.
Основу для составления педагогического теста составляют следующие четыре основные формы тестовых заданий.
1. Задания закрытой формы, когда испытуемому предлагается выбрать ответ на задание из нескольких (не менее 5) предложенных вариантов, причем только один из них является правильным). Все варианты ответа должны быть правдоподобными, чтобы испытуемый тщательно обдумывал свой выбор.
2. Задания открытой формы, когда в каком-либо утверждении делается пропуск смысловой единицы, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно строго однозначно. Как вариант может быть предложено задание на дополнение рисунка, текста, предложения.
3. Задания на соответствие, когда структурные единицы располагаются в двух столбцах: слева помещаются понятия, справа — их определения. Справа вариантов дается больше, чем слева, поскольку среди вариантов есть правильные и неправильные. Единицы в левом столбце нумеруются, а в правом — обозначаются буквами. Ответом является постановка рядом с номерным знаком структурной единицы соответствующего буквенного обозначения выбранного варианта ответа.
4. Задания на определение правильной последовательности, когда испытуемому предлагается установить последовательность каких- либо событий, действий, терминов и т.д. Вместо номерных знаков напротив каждой структурной единицы располагаются пустые клетки, в которых нужно расставить цифры, обозначающие номер места в устанавливаемой последовательности.
Тестирование может проводиться в бумажном варианте, когда каждому испытуемому выдается список заданий, или в автоматизированной форме с помощью компьютера. После окончания тестирования проводится математическая обработка полученных результатов.
Типы тестов в педагогической диагностике. В педагогической диагностике применяются различные группы тестов, получившие название в зависимости от их целевой направленности или методики получения информации.
Личностные тесты — это методы психодиагностики, с помощью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Обычно личностные тесты применяются в одной из форм, таких как шкалы и опросники и ситуационные тесты, или тесты действия, с перцептивными, когнитивными или оценочными задачами (определяется усвоение знаний), оценкой себя, своих личностных конструктов и пр.
Проективные тесты — это совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Составители проективных тестов исходят из предположения о том, что человек всегда преобразует (хотя бы в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия всегда обусловлен следами прошлых впечатлений.
Тесты интеллекта — это методики психодиагностики, ориентированные на выявление умственного потенциала индивида. Обычно в интеллектуальных тестах испытуемому предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Иногда в этих тестах ставятся задачи правильно составить рисунок, собрать геометрическую фигуру, сложить из представленных деталей изображение предмета и др.
Тесты креативности — это методики для изучения и оценки творческих способностей личности. Диагностика творческих способностей ведется в двух направлениях, к которым относятся: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности и анализ творческого мышления и его продуктов. Вопрос о креативности как о самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным.
Критериально-ориентированные тесты — это методики, направленные на выявление уровня владения знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий.
Результаты тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению этих результатов к статистической норме, а по отношению ко всей сумме тестовых задач.
Разработка теста — сложная теоретическая задача, предполагающая анализ содержания учебного предмета или индивидуально-личностного свойства, его моделирование, подбор разнотипных и разноуровневых заданий, их проверку и отбор наиболее ценных из них, разработку процедуры анализа и оценки. Все эти действия требуют специальной научно-теоретической работы, и поэтому разработкой тестов занимаются исследовательские коллективы, в которые входят ученые и учителя-экспериментаторы.