Социометрические методы в педагогике

Социометрия.В педагогической диагностике широко распрост­ранены социометрические методы, основанные на опросе какой- либо группы с целью установления социально-психологических взаимоотношений в ней. Для этого косвенными вопросами выяс­няют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в груп­пе пользуется наибольшим, а кто — наименьшим уважением и авторитетом.

Задача социометрической шкалы — представить в виде опреде­ленного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим ее членам. Для этого у каждого члена группы вы­являют, кто ему наиболее симпатичен (несимпатичен). Чтобы вы­явить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, рабо­тать, готовиться к экзаменам и т. п.

К достоинствам социометрического метода относят сле­дующее:

-он наглядно раскрывает структуру внутри коллективных от­ношений;

- он позволяет сравнить формальный и истинный активы группы;

- он выявляет истинного лидера и критерии, которыми руко­водствуются учащиеся при оценке своих одноклассников;

-он позволяет сравнить отношения к одним и тем же учащим­ся со стороны одноклассников и учителей;

-он способствует налаживанию индивидуальной работы, осо­бенно с «отвергаемыми»;

- путем повторения социометрического обследования можно увидеть динамику развития коллектива.

Однако в использовании социометрического метода есть и сложности.

Во-первых, достаточно трудно определить, какие показате­ли следует взять для выяснения взаимоотношений и какие каче­ства личности при данных показателях оказываются решающими для выбора. Во-вторых, результаты социометрии информируют не только об имеющихся, но и о желаемых дружеских отношениях.

Рейтинг. Рейтинг — это близкий к социометрии метод оценки, определенных свойств, качеств человека или процесса компетентны­ми экспертами-специалистами.

Эксперты, проводящие рейтинг, должны обладать компетент­ностью, креативностью (наличием творческих способностей), положительным отношением к экспертизе, конструктивностью мышления, объективностью, аналитичностью и широтой мыш­ления, самокритичностью, у них должна отсутствовать склонность к конформизму (чрезмерному следованию авторитетам в профес­сии). Хотя в каждом конкретном случае при подборе экспертов не всегда удается в полной мере выдержать весь широкий спектр тре­бований, стремление к этому неизменно способствует повыше­нию качества экспертизы.

При рейтинге учителей используются следующие характерис­тики: личностные качества, профессиональная компетентность, педагогические умения, педагогические способности, характе­ристика знаний, умений и навыков в области учебной работы с учащимися; характеристика умений и навыков воспитательной работы с учащимися; результаты педагогической деятельности.

Главное требование к методу рейтинга — четкое определение ко­личества и качества оцениваемых характеристик и систематиза­ция оценочных эквивалентов.

Результаты рейтинга обрабатываются путем расчета среднеариф­метических показателей по каждому фактору (шкале). Затем все качества в каждой группе располагаются в определенной иерар­хии. Информация по всем сторонам деятельности представляется в сводной карте.

Шкалирование. Одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эм­пирических данных, получаемых посредством наблюдения, изу­чения документов, анкетного опроса, экспериментов или тести­рования, является метод шкалирования. Шкалирование — это ме­тод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Методы шкалирования служат особыми приемами трансформа­ции качественных характеристик в некую числовую переменную.

Метод полярных профилей. Данный метод основан на сопо­ставлении положительного проявления показателя (качества, свой­ства) с его же отрицательным проявлением.

Суть метода полярных профилей состоит в количественной оценке по определенной шкале проявлений каждого показателя. При этом оценивается не само качество или свойство, а то, на­сколько ярко оно выражено, как часто проявляется и т.п. В этом случае качественным оценкам приписывают количественные экви­валенты. Обычно они представляются в виде следующей шкалы:

5 баллов — положительное качество сформировано полностью, ярко выражено и проявляется всегда;

4 балла — преобладание положительного качества в большин­стве случаев;

3 балла — слабое проявление положительного качества;

2 балла — типичное проявление недостатка;

1 балл — наличие отрицательного качества.