Методы опроса
Общие требования к методам опроса. Методы опроса по частоте применения педагогами занимают второе, после наблюдения, место. Они помогают получить информацию о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т.д. Ее источником являются люди и их высказывания о своих настроениях, поступках, представлениях или о том, что их окружает. Выделяют разведочный (в начале комплексной диагностики) и уточняющий (в ее конце) опрос.
Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами).
Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривается в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом.
Опрос, проводимый в социально-психологических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов человека. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт наличия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает.
Опрос, проводимый в целях педагогической диагностики, используется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это и важная задача), но также для построения прогноза протекания процесса и самое главное — для выработки рекомендаций об оптимальном характере педагогической помощи обучаемому (воспитаннику) в его саморазвитии.
виды опросов:
групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, и индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;
очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опрашиваемым, и заочные опросы, когда интервьюер лично не контактирует с опрашиваемым;
устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, и письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;
целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, и свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в начале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипотезы;
специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) и массовые опросы (представителей различных категорий);
стандартизованные (формальные, массовые) опросы и нестандартизованные (творческие, свободные) опросы',
глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, и скрытые опросы, внешне выглядящие как свободный разговор людей, один из которых говорит, а другой терпеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон;
сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспитанники и т.д., и выборочные опросы, направленные на специальную выборку опрашиваемых.
По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, которые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, перевода в заранее разработанну шкалу;
закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы- меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;
полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.
По открытости вопросы могут быть прямыми (отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества) или косвенными (в ответах на которые не содержится прямых оценок, но по которым можно судить о наличии или отсутствии исследуемого свойства).
По цели вопросы разделяются на:
содержательные, направленные на сбор информации о содержании исследуемого явления;
функциональные, используемые для оптимизации, упорядочения течения опроса;
вопросы-фильтры, направленные на отсеивание некомпетентных в предмете опроса респондентов;
контрольные, использующиеся для проверки искренности ответов (так называемая «шкала лжи»);
буферные, использующиеся для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым.
Опрос включает следующие этапы:
- Этап адаптации, направленный на решение двух важных задач — создания у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройки его к участию в диагностике. Он состоит из обращения и нескольких вопросов. Обращение — завязка, начало опроса — момент весьма ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респондента к беседе.
- Этап достижения поставленной цели, на котором происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.
- Этап снятия психологического напряжения, которое может накапливаться в процессе опроса. Для этого рекомендуется в конце опроса задавать функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.
К опросным методам относятся беседа, интервьюирование и анкетирование, каждый из которых имеет свои особенности в проведении.
Диагностическая беседа. Беседа — это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым.
Он применяется с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.
Беседа может использоваться для достижения следующих задач:
- выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;
-установления его отношения к ним;
-выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;
- исследования методов и средств воспитания, которые применялись к испытуемому;
- установления причин его аномального поведения;
- изучения особенности среды, в которой находится испытуемый;
- выявления его нравственных позиций, ценностных ориентации, ближайших целей и т.д.;
- изучения его внутреннего состояния и факторов, повлиявших на него, и т.д.
Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.
На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы: с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора); как перейти к основной теме; как удержать инициативу; какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы; как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого использовать приемы общения; как правильно выйти из диалога.
На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.
Интервью в системе диагностики. Интервью — это разновидность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испытуемый отвечает.
Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Благодаря этой особенности полученные ответы легче обрабатывать: классифицировать, переводить в формализованный вид для математической и статистической обработки.
Интервью экономичнее по времени, в связи с чем можно опросить большее, чем при беседе, количество людей, а полученные данные использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, корректировать полученные данные с учетом параллельных наблюдений.
Главный отличительный признак интервью — строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в психоаналитической и клинической практике, например для выяснения факторов и условий формирования отношений, позиции, мотивации опрашиваемого, источников формирования девиаций.
Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше, если ответы респондентов не стенографируются на их глазах, а воспроизводятся позже по памяти интервьюера. Возможна запись ответов с помощью диктофона или видеокамеры с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербальной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы.
Интервью делится на несколько фаз.
Стартовая фаза интервью посвящается вхождению в контакт с интервьюируемыми. При явном интервью интервьюер сжато излагает цели и задачи диагностики, ее значение для теории и практики. Глубокое интервью требует более интимного контакта. Важно наладить дружеский тон, взаимопонимание, проявить интерес к респонденту, найти предмет его особого внимания (дети, книги, картины, охота и т.п.). Не следует отказываться и от угощения: это тоже сближает собеседников. Глубокое интервью всегда подчеркнуто индивидуально.
Средняя фаза интервью характеризуются тем, что беседа все более сосредоточивается вокруг интересующего педагога вопроса.
Заключительная фаза — продолжение разговора на тему, интересующую собеседника. Опытный интервьюер, уходя, уверен, что он всегда может вернуться к этим людям и они его примут
тепло.
Подготовка и проведение интервью включает в себя следующие действия.
1.Постановка цели. При помощи интервью решаются различные диагностические задачи, исходя из которых выбирается тот или иной вид интервью:
- поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуждающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;
- интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизованное интервью) — сравнение групповых и/или индивидуальных различий;
-интервью для сбора эмпирической информации, проводящееся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения;
- интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).
2.Предварительная подготовка. Она включает в себя сбор информации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач интервью, вопросов, определение оптимальной формы его проведения, состава и количества респондентов, выбор научного и технического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.
3.Интервьюирование. Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки кор- рекционных мер, для составления плана учебно-воспитательной работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нужно информировать интервьюируемых о том, как будут использоваться данные, получить у них письменное согласие на неограниченное цитирование их ответов и учесть любые противоречия или конфликты, которые могут возникнуть на протяжении интервью.
По мере разворачивания интервьюирования понимание педагогом изучаемого объекта может измениться; может открыться новое видение проблемы. Интервьюеру следует обращать внимание только на те данные, которые способствуют достижению поставленной цели, а не убодят от нее.
Этические вопросы планирования предполагают получение от испытуемого осознанного согласия участвовать в диагностике, обеспечение конфиденциальности и принятие во внимание возможных последствий участия в диагностике для данного человека.
4. Обработка данных интервью. При обработке полученных данных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработка завершается применением математических и статистических методов.
Анкетирование в диагностической деятельности. Анкетирование — это форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обобщений.
Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей). Общение диагностируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количественного анализа и удобен в обработке.
В педагогической диагностике применяются следующие виды анкет:
анкета-интервью — опросный лист, который вручается респонденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске);
почтовая анкета — рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся;
анкетирование в среде — распространение анкеты среди определенной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т. п. Аналогично проводится анкетирование во время классного часа, родительского собрания, педагогического совета;
стереоанкетирование — сравнение самооценки и оценки одного и того же лица. На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителями, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.
К анкете предъявляются следующие основные требования:
- во вступлении необходимо сформировать у респондента чувство удовлетворения от того, что выбор пал именно на него;
- вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изучаемое явление и задаваться в логичной последовательности;
- следует сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»);
- в начале анкеты необходимо задавать вопросы на определение компетентности респондента в теме опроса;
- вопросы должны располагаться по принципу: «подготовка- сложные вопросы — классификация»;
- на заполнение анкеты должно уходить как можно меньшее время (в зависимости от возраста школьников от 4 —5 до 15 — 20 мин).
В структуру анкеты входят: вступление (его цель — убедить респондента принять участие в опросе, дать короткую характеристику опроса); основная часть отвечает целям диагностики; реквизитная часть позволяет провести идентификацию респондентов для дальнейшей их группировки.