Опыт и эксперимент

Изучение опыта. Еще один метод диагностической деятельности педагога, имеющий теоретическое и практическое значение, — изучение педагогического опыта. Опытная работа выражается в том, что педагог эмпирически (путем проб и ошибок) в собственной практике вырабатывает, проверяет или адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приемы работы, пособия, реко­мендации и пр., целую методическую систему, анализирует их эффективность, применимость, посильность для учащихся или учителя. Опыт — основа поисковой исследовательской деятельно­сти педагога-практика.

Обобщение педагогического опыта становится научным мето­дом в том случае, если посредством его открывают нечто новое, имеющее объективное значение, и этому новому дается точная педагогическая характеристика (выясняются тенденции, затруд­нения, новинки, состояние решения какой-либо проблемы).

Изучение опыта будет плодотворным, если:

- изучение опыта начинается с выяснения того, какая ведущая идея и почему лежит в основе изучаемого опыта, как эта идея конкретизируется в целевых установках педагога, какова степень их осознанности, конкретности;

- оценивается актуальность опыта: насколько его ценностно-целевые ориентиры согласуются с образовательными стандарта­ми и отвечают проблемам образовательно-воспитательной прак­тики;

- выявляется механизм достижения результатов обучения и воспитания: соотношение применяемых средств, логика их по­следовательного применения, основные средства, определяющие неповторимость опыта и получаемых результатов, оптимальность опыта (соотношение получаемого результата и затраченных уси­лий).Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекает педагог;

применяемые средства соотносятся с известными в науке психолого-педагогическими закономерностями; особое внимание при этом обращается на факты, противоречащие господствую­щим теориям, устоявшимся канонам;

- анализируется технологический учебно-методический пакет и его составляющие (учебная программа или описание курса, учеб­ное и методическое пособия, пакет тестов, раздаточных материа­лов и т.д.);

- определяется, насколько гарантируется в данном опыте получение конкретных результатов и каковы ограничения (воз­раст детей, материальные условия и т.д.) в использовании этого опыта.

Диагностический эксперимент. Диагностический эксперимент — это строго контролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в естественных или искусственно созданных и управля­емых условиях, метод поиска способов решения педагогической про­блемы.

Эксперимент как метод диагностики подразумевает:

- изучение объекта как в естественных, так и в специально созданных и контролируемых условиях;

- воспроизведение отдельных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях для изучения их без сопутствую­щих обстоятельств;

- научно-объективную и доказательную проверку правильно­сти гипотезы исследования.

Эксперимент — это такой метод диагностической деятельности, при котором происходит активное целенаправленное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий или введения в него новых (экспериментальных) факторов для выяв­ления причинно-следственных зависимостей.

Главные достоинства диагностического эксперимента заклю­чаются в том, что он позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно подменять условия педаго­гического воздействия на испытуемых; повторять отдельные изу­чаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.

Эксперимент может служить для решения таких диагностиче­ских задач, как: /

- установление зависимости между определенным педагогиче­ским воздействием (их системой) и достигаемыми при этом ре­зультатами в обучении, воспитании, развитии школьников;

- выявление зависимости между определенным условием (си­стемой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;

- определение зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;

-сравнение эффективности двух или нескольких вариантов пе­дагогических воздействий или условий и выбора из них оптималь­ного варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, затрачиваемое время, усилия, средства и т.д.);

- доказательство рациональности проверяемого метода или определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;

- выявление причинно-следственных связей и зависимостей между различными педагогическими явлениями и процессами.

Постановка эксперимента требует от его организаторов зна­ния, учета и контроля условий его проведения и устранения всех незапланированных влияний, а также точной и объективной фик­сации его хода и результатов. Недопустимо проводить такие экс­перименты, которые могут нанести ущерб физическому и/или психическому здоровью детей, снизить результаты обучения и воспитания учащихся.

По условиям проведения выделяют следующие виды экспериментов:

естественный (полевой) эксперимент, который проводится та­ким образом, чтобы экспериментальные ситуации, создаваемые для анализа тех или иных педагогических явлений, не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов. Обычность, естественность условий при введении на их фоне эксперименталь­ных переменных позволяет педагогу проследить действие этих пе­ременных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление. Например, можно применить в одном или нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое- то время определить их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение не было введено;

лабораторный эксперимент, который проводится в специально созданных условиях. Экспериментатор работает с группой учащих­ся, проводит с ними научно разработанные занятия, проводит беседы, воспитательные мероприятия, наблюдает за их эффек­тивностью.

По целевым установкам выделяют такие виды экспе­риментов, как:

поисковый эксперимент, проводящийся для обнаружения фак­тов, предопределяющих проблему исследования. Он охватывает обширное пространство педагогической действительности и по­зволяет проверить насыщенность этого пространства искомыми педагогическими фактами. Примером такого эксперимента может служить проверка большого числа ученических работ в разных школах с целью подтверждения наличия в них каких-то типичных ошибок. В качестве поискового эксперимента можно проводить наблюдение за поведением большого числа учащихся схожих или однотипных образовательных учреждений для обнаружения вос­питательных проблем;

констатирующий эксперимент, который проводится для уста­новления исходных данных, начального состояния исследуемого объекта. К примеру, чтобы установить начальное состояние зна­ний и умений учащихся, можно разработать для них контрольные задания, которые или подтвердят, или опровергнут наличие про­блемы. Для подтверждения пробелов в воспитательном процессе можно провести анкетирование, беседу или интервью;

формирующий, или преобразующий, эксперимент — применение конкретных мер по решению исследуемой научной проблемы; создание психолого-пед'агогической ситуации для положительно­го преобразования исходного состояния педагогического простран­ства. Строго говоря, этот вид эксперимента не является диагно­стическим. Однако он немыслим без сопутствующей диагностики и мониторинга производимых преобразований;

контрольный эксперимент — проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике. Если выводы и обобщения исследования подтверждаются, они стано­вятся теоретическим и методическим достоянием педагогической науки;

сравнительный эксперимент — сопоставительный анализ педа­гогических явлений или процессов в зависимости от различных внешних условий (или их системы), в которых они наблюдаются, или различных экспериментальных факторов. В широком понима­нии всякий эксперимент — это сравнение, сопоставление реаль­ного объекта с его теоретической моделью, которая сформулиро­вана в гипотезе.

По масштабу выделяют:

глобальные эксперименты, охватывающие значительное число испытуемых, организаторами которых, как правило, выступают государственные, правительственные научные учреждения и орга­ны управления образованием.

локальные эксперименты, проводящиеся в рамках нескольких классов (групп) или образовательных учреждений (как правило, 1! рамках решения локальной педагогической или исследователь­ской задачи). Их проведением руководит научная лаборатория, инициативная группа или администрация образовательного уч­реждения;

микроэксперименты, проводящиеся с минимальным охватом их участников и организуемые отдельными педагогами с целью со­вершенствования собственной деятельности. Полученные в ходе такого эксперимента знания могут передаваться в процессе обме­на опытом, через выступления и публикации самого педагога и тех, кто наблюдал (анализировал) его опыт.

Диагностический эксперимент невозможен без гипотезы — предполагаемого решения проблемной задачи. Основное назначение эксперимента — проверка научных предположений (гипотезы) и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами.

От простого предположения гипотеза отличается соответствием фактам, на основе которых она создана; проверяемостью; при­менимостью к широкому кругу явлений и максимальной про­стотой.

Эксперимент не просто направляется некоторой теоретической гипотезой, само проведение эксперимента становится возможным лишь тогда, когда педагог имеет некоторые представления о при­роде изучаемого процесса, о факторах, его детерминирующих.