Опыт и эксперимент
Изучение опыта. Еще один метод диагностической деятельности педагога, имеющий теоретическое и практическое значение, — изучение педагогического опыта. Опытная работа выражается в том, что педагог эмпирически (путем проб и ошибок) в собственной практике вырабатывает, проверяет или адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приемы работы, пособия, рекомендации и пр., целую методическую систему, анализирует их эффективность, применимость, посильность для учащихся или учителя. Опыт — основа поисковой исследовательской деятельности педагога-практика.
Обобщение педагогического опыта становится научным методом в том случае, если посредством его открывают нечто новое, имеющее объективное значение, и этому новому дается точная педагогическая характеристика (выясняются тенденции, затруднения, новинки, состояние решения какой-либо проблемы).
Изучение опыта будет плодотворным, если:
- изучение опыта начинается с выяснения того, какая ведущая идея и почему лежит в основе изучаемого опыта, как эта идея конкретизируется в целевых установках педагога, какова степень их осознанности, конкретности;
- оценивается актуальность опыта: насколько его ценностно-целевые ориентиры согласуются с образовательными стандартами и отвечают проблемам образовательно-воспитательной практики;
- выявляется механизм достижения результатов обучения и воспитания: соотношение применяемых средств, логика их последовательного применения, основные средства, определяющие неповторимость опыта и получаемых результатов, оптимальность опыта (соотношение получаемого результата и затраченных усилий).Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекает педагог;
применяемые средства соотносятся с известными в науке психолого-педагогическими закономерностями; особое внимание при этом обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам;
- анализируется технологический учебно-методический пакет и его составляющие (учебная программа или описание курса, учебное и методическое пособия, пакет тестов, раздаточных материалов и т.д.);
- определяется, насколько гарантируется в данном опыте получение конкретных результатов и каковы ограничения (возраст детей, материальные условия и т.д.) в использовании этого опыта.
Диагностический эксперимент. Диагностический эксперимент — это строго контролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в естественных или искусственно созданных и управляемых условиях, метод поиска способов решения педагогической проблемы.
Эксперимент как метод диагностики подразумевает:
- изучение объекта как в естественных, так и в специально созданных и контролируемых условиях;
- воспроизведение отдельных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях для изучения их без сопутствующих обстоятельств;
- научно-объективную и доказательную проверку правильности гипотезы исследования.
Эксперимент — это такой метод диагностической деятельности, при котором происходит активное целенаправленное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий или введения в него новых (экспериментальных) факторов для выявления причинно-следственных зависимостей.
Главные достоинства диагностического эксперимента заключаются в том, что он позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых; повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.
Эксперимент может служить для решения таких диагностических задач, как: /
- установление зависимости между определенным педагогическим воздействием (их системой) и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии школьников;
- выявление зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;
- определение зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;
-сравнение эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, затрачиваемое время, усилия, средства и т.д.);
- доказательство рациональности проверяемого метода или определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;
- выявление причинно-следственных связей и зависимостей между различными педагогическими явлениями и процессами.
Постановка эксперимента требует от его организаторов знания, учета и контроля условий его проведения и устранения всех незапланированных влияний, а также точной и объективной фиксации его хода и результатов. Недопустимо проводить такие эксперименты, которые могут нанести ущерб физическому и/или психическому здоровью детей, снизить результаты обучения и воспитания учащихся.
По условиям проведения выделяют следующие виды экспериментов:
естественный (полевой) эксперимент, который проводится таким образом, чтобы экспериментальные ситуации, создаваемые для анализа тех или иных педагогических явлений, не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов. Обычность, естественность условий при введении на их фоне экспериментальных переменных позволяет педагогу проследить действие этих переменных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление. Например, можно применить в одном или нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое- то время определить их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение не было введено;
лабораторный эксперимент, который проводится в специально созданных условиях. Экспериментатор работает с группой учащихся, проводит с ними научно разработанные занятия, проводит беседы, воспитательные мероприятия, наблюдает за их эффективностью.
По целевым установкам выделяют такие виды экспериментов, как:
поисковый эксперимент, проводящийся для обнаружения фактов, предопределяющих проблему исследования. Он охватывает обширное пространство педагогической действительности и позволяет проверить насыщенность этого пространства искомыми педагогическими фактами. Примером такого эксперимента может служить проверка большого числа ученических работ в разных школах с целью подтверждения наличия в них каких-то типичных ошибок. В качестве поискового эксперимента можно проводить наблюдение за поведением большого числа учащихся схожих или однотипных образовательных учреждений для обнаружения воспитательных проблем;
констатирующий эксперимент, который проводится для установления исходных данных, начального состояния исследуемого объекта. К примеру, чтобы установить начальное состояние знаний и умений учащихся, можно разработать для них контрольные задания, которые или подтвердят, или опровергнут наличие проблемы. Для подтверждения пробелов в воспитательном процессе можно провести анкетирование, беседу или интервью;
формирующий, или преобразующий, эксперимент — применение конкретных мер по решению исследуемой научной проблемы; создание психолого-пед'агогической ситуации для положительного преобразования исходного состояния педагогического пространства. Строго говоря, этот вид эксперимента не является диагностическим. Однако он немыслим без сопутствующей диагностики и мониторинга производимых преобразований;
контрольный эксперимент — проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике. Если выводы и обобщения исследования подтверждаются, они становятся теоретическим и методическим достоянием педагогической науки;
сравнительный эксперимент — сопоставительный анализ педагогических явлений или процессов в зависимости от различных внешних условий (или их системы), в которых они наблюдаются, или различных экспериментальных факторов. В широком понимании всякий эксперимент — это сравнение, сопоставление реального объекта с его теоретической моделью, которая сформулирована в гипотезе.
По масштабу выделяют:
глобальные эксперименты, охватывающие значительное число испытуемых, организаторами которых, как правило, выступают государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием.
локальные эксперименты, проводящиеся в рамках нескольких классов (групп) или образовательных учреждений (как правило, 1! рамках решения локальной педагогической или исследовательской задачи). Их проведением руководит научная лаборатория, инициативная группа или администрация образовательного учреждения;
микроэксперименты, проводящиеся с минимальным охватом их участников и организуемые отдельными педагогами с целью совершенствования собственной деятельности. Полученные в ходе такого эксперимента знания могут передаваться в процессе обмена опытом, через выступления и публикации самого педагога и тех, кто наблюдал (анализировал) его опыт.
Диагностический эксперимент невозможен без гипотезы — предполагаемого решения проблемной задачи. Основное назначение эксперимента — проверка научных предположений (гипотезы) и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами.
От простого предположения гипотеза отличается соответствием фактам, на основе которых она создана; проверяемостью; применимостью к широкому кругу явлений и максимальной простотой.
Эксперимент не просто направляется некоторой теоретической гипотезой, само проведение эксперимента становится возможным лишь тогда, когда педагог имеет некоторые представления о природе изучаемого процесса, о факторах, его детерминирующих.