Наблюдение. Контент-анализ
Наблюдение — это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.
Наблюдение чаще всего применяется в диагностической деятельности, направленной на выявление определенных закономерностей (устойчиво повторяющихся причинно-следственных связей) с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности.
При наблюдении явления и процессы воспринимаются непосредственно в целостности и динамике их изменения. Восприятие и наблюдение неравнозначны. Восприятие — это психический процесс, в то время как диагностическое наблюдение — это метод познания педагогических процессов. Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании педагога отображаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, его количественно-качественные и другие переменные.
Различают следующие виды наблюдений:
1) включенное, когда диагност сам является участником наблюдаемого процесса или членом группы испытуемых, и невключенное, осуществляемое диагностом со стороны;
2) непосредственное (прямое), когда между объектом и наблюдателем имеются прямые отношения (педагог — непосредственный свидетель педагогического процесса, организатор и исполнитель наблюдения), и опосредованное (косвенное), осуществляемое через представителей диагноста, работающих по его программе и заданию (сюда входит и самонаблюдение школьников по заданию педагога);
3) открытое, проводящееся с ведома испытуемых, и скрытое, когда испытуемые не знают о своей подконтрольности (наблюдение ведется непосредственно педагогом или при его отсутствии при помощи записывающих технических средств);
4) непрерывное (лонгитюдное), которое ведется от начала до конца педагогического процесса, и дискретное, когда предметом периодического наблюдения являются лишь отдельные характеристики процесса(например, поведение школьника в определенных ситуациях, воспитательные элементы в процессе обучения);
5) монографическое (полусвободное), охватывающее большое количество взаимосвязанных явлений, узкоспециальное (выборочное, формализованное) с чрезвычайно подробным выделением единиц наблюдения (эмпирических индикаторов), восприятие и фиксация которых свидетельствуют о наличии того или иного явления и его характеристик, предопределенных целью научного поиска (например, причины конфронтации между учащимися и педагогом);
6) наблюдение-поиск (сплошное наблюдение), проводящееся с целью «педагогической разведки» для обнаружения фактов, задающих корректировку темы изучения учащихся, на стадии диагностического эксперимента;
7) полевое, осуществляющееся в естественных для диагностируемых условиях, и лабораторное, осуществляющееся в искусственно организованных условиях, в том числе в значимых для испытуемых ситуациях (его, скорее, можно отнести к эксперименту).
Выделяют несколько организационных этапов наблюдения. К ним относятся:
- выбор объекта наблюдения (личностные характеристики, проявляющиеся в поведении и действиях человека; поступки, характеризующие какие-то закономерности в формировании личности; любые наблюдаемые предметы и явления) и установление контингента наблюдаемых лиц;
- составление плана наблюдения, для чего определяются параметры наблюдаемых объектов, время и место наблюдения;
- подготовка протокола наблюдения;
- проведение наблюдения и ведение протокола;
- оформление результатов наблюдения (группировка, классификация, подсчет полученных данных);
- обобщение результатов и формулирование выводов по ним.
Для того чтобы на основе наблюдения можно было сделать выводы и принять практические решения, результаты наблюдения должны отвечать требованиям надежности и обоснованности (валидности).
Надежным можно считать такое наблюдение, которое, будучи проведенным в тех же условиях и на том же объекте, даст такие же результаты, независимо от того, кем это наблюдение будет повторено. Обоснованным (валидным) можно считать такое наблюдение, единицы которого соответствуют изучаемому феномену, т.е. если фиксируемые единицы наблюдения соответствуют цели диагностики. Повышению достоверности результатов наблюдения способствует грамотное использование соответствующих средств.
К основным средствам фиксирования результатов наблюдения относится квалифицированноепротоколирование.Запись должна производиться на месте наблюдения или сразу после наблюдения. Протокол лучше оформлять в виде таблицы, куда отдельными столбцами вносятся наблюдаемые характеристики и частота их проявления.
Метод наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Главное его достоинство состоит в том, что педагог получает ценные факты непосредственно из жизни, из окружающей действительности (в процессе обучения, в ходе воспитательных мероприятий, родительских собраний и т.д.). Наблюдая за какой-то одной стороной, педагог в то же время видит другие стороны жизни и деятельности человека, которые могут объяснить получаемые факты, подвести к установлению связей, зависимостей и пр. В процессе наблюдения педагог ставит перед собой новые вопросы, рассуждает, строит предположения и т.д. В этом отношении метод наблюдения незаменим.
Наблюдение позволяет фиксировать событие в момент его протекания, а также получить информацию о действиях индивида вне зависимости от его установок на «желательное», «одобряемое» поведение (что не исключается при опросе, лабораторном эксперименте).
К недостаткам наблюдения следует отнести его субъективизм. Сам факт знания исследуемыми, что за ними наблюдают, зачастую приводит к изменению поведения и сказывается на результатах наблюдения. Личностные особенности, установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние педагога и многое другое могут значительно повлиять на интерпретацию результатов исследования. В этом отношении результаты наблюдения содержат информацию не только об объекте изучения, но и о самом педагоге.
Контент-анализ. Одним из эффективных методов психолого- педагогической диагностики является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности.
Основные операции этого метода были разработаны в 20—30-е гг. XX в. американскими социологами Х.Лассуэлом и Б. Берельсоном в основном для изучения материалов средств массовой информации.
Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики человека, проявляющиеся в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества. При этом производится перевод массовой текстовой (или другого вида) информации в количественные показатели с последующей их статистической обработкой.
Факты общественной жизни (поступки, события, мнения) фиксируются различными способами — с помощью звукозаписи, изображения, письменного слова и т.д. В условиях работы школы источником информации могут служить протоколы собраний, планы работы, сочинения, письма, дневники, записки учеников друг другу. Полученные с их помощью данные вне зависимости от способа фиксации могут служить документом для диагностирования. В диагностике под документом понимается специально созданный человеком предмет, цель которого — передача или хранение информации.
Документы разделяют:
- по типу авторства на личные (составленные частным лицом по собственной инициативе) и общественные;
-по способу фиксирования на письменные, изобразительные, фонетические (т.е. звуковые);
-по отношению к источнику информации на первичные и вторичные;
-по статусу документального источника на официальные (документы и бумаги разных учреждений) и неофициальные (личные материалы);
- по способу получения на естественно существующие и целевые (созданные педагогом);
- по степени персонификации на личные (характеризующие личность) и безличные, или общественные (данные прессы, протоколы собраний и т.п.).
Различают личную и общественную документацию.
К личной документации относятся письма, автобиографии, мемуары, дневники, воспоминания, интервью и т.п. Автобиографии, мемуары, воспоминания изучаются для того, чтобы проследить эволюцию взглядов человека в зависимости от эволюции условий его социальной жизни.
Личная документация позволяет разобраться в характере общих социальных и узкопедагогических влияний, глубже проникнуть во внутренний мир ребенка, подростка, взрослого. Информация из личной документации является наиболее объективной.
К общественной документации относятся государственные законы, планы, инструкции и приказы, отчеты и балансы, статьи в периодической печати, фольклор. В педагогической деятельности общественными документами помимо названных являются учебные, календарно-тематические, поурочные планы, планы воспитательной работы, классные журналы, продукты деятельности учащихся, сводные ведомости, отчеты об успеваемости учащихся, сценарии воспитательных мероприятий и т.п.
По мнению А. В. Петровского, приступая к диагностическому анализу документов, педагогу необходимо знать следующее:
- с какой целью был составлен документ;
- кто был его автором и инициатором (если это групповой документ);
-был ли автор документа свидетелем зафиксированного события или рассказал о нем на основании сведений, полученных от других, и т.д.;
- контекст, в котором проходило составление документа (сам факт наличия решения в протоколе собрания ничего не говорит о том, в какой обстановке оно было принято, если в этом протоколе не зафиксированы реакции и поведение участников собрания);
- существует опасность субъективных оценок самого педагога при изучении и анализе документов.
Важной проблемой контент-анализа является выявление динамики исследуемого явления или процесса, изменения характера причинно-следственных связей.
Суть метода контент-анализа заключается в выделении в тексте определенных единиц содержания (терминов, оценок и т.д.) и их статистической обработке (подсчет объема и частоты употребления этих единиц, установлении пропорций между различными группами выделенных единиц, а также с общим объемом информации и т.д.). В этом плане многие методические требования к отбору единиц формализованного наблюдения, поиску эмпирических индикаторов этих единиц справедливы и для поиска смысловых единиц контент-анализа