Дополнительные требования к диагностическим методикам.

Кро­ме описанных основных требований к методам диагностики су­ществует ряд дополнительных, которые обеспечивают досто­верность диагностических данных.

Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцени­ваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность диагностической методики в определен­ном смысле можно сравнивать с точностью технических измери­тельных инструментов.

Чем точнее диагностическая методика, тем совершеннее с ее по­мощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемо­го свойства. Однако в практической диагностике далеко не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. Ее необходи­мая практическая мера определяется задачей дифференциации, или разделения испытуемых на группы. Если, например, всю вы­борку испытуемых нужно разделить всего лишь на две подгруппы, то и точность применяемой методики должна соответствовать именно этому делению, не больше. Если нужно разделить испы­туемых на пять подгрупп, то достаточно применить методику, име­ющую измерительную шкалу, состоящую из пяти пунктов.

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степе­ни получаемые с ее помощью данные отражают изменения имен­но и только того свойства, для оценивания которого данная ме­тодика применяется.

Репрезентативность — это представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества. В психо­диагностике говорят о «репрезентативности тестовых норм» или о «тематической репрезентативности» диагностических заданий по отношению к «области валидности» методики.

Репрезентативность тестовых нормсоответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, аналогичным граничным точкам, которые мог­ли бы быть получены на множестве испытуемых, для которых предназначена методика. Обычно при получении кривой нормаль­ного распределения делается вывод о том, что тестовые нормы обладают репрезентативностью. Однако нормаль­ность не является необходимым условием репрезентативности. Репрезентативность тестовых норм может достигаться и в отсут­ствие нормального распределения.

Тематическая репрезентативностьэто мера представленно­сти в наборе диагностических заданий той предметной области, на которую направлена методика, т.е. области поведения в случае тестирования психологических свойств или области знания в слу­чае педагогической диагностики.

Диагностическая ценность методики определяется путем про­ведения предварительного опыта с так называемой «нейтральной группой», результаты которого в дальнейшей диагностической работе не используются. Например, в процессе обработки резуль­тата предварительной контрольной работы все полученные данные располагают в возрастающем порядке и определяют медиану, т.е. величину измерения, находящегося в середине ряда. Учащихся, которые получили оценку ниже медианы, считают «слабыми»; тех, кто получил оценку выше медианы, считают «сильными».