Общие требования к диагностическим методам.

Критерии научности диагностических методов и методик

II. Сообщение темы, целей и плана занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте дорогие студенты! Сегодня занятие по педагогике буду вести у вас Я, студентка 5 курса. Меня зовут Лилия Валерьевна. Темой нашего занятия является «Диагностические методы и методики».

Тема: Диагностические методы и методики

Цель: ознакомить студентов с диагностической деятельностью педагога

План:

ü Критерии научности диагностических методов и методик

ü Наблюдение. Контент-анализ

ü Опыт и эксперимент

ü Методы опроса

ü Социометрические методы в педагогике

ü Тесты в педагогической диагностике

III. Изучение нового материала:

Критерий (от греч. kriterion — средство для суждения) — это признак, на осно­вании которого производится оценка, определение или класси­фикация чего-либо; мерило оценки. В диагностике критерием яв­ляется переменная величина, принимающая разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Критерии дают возможность судить о состоянии объекта диагностики.

Показатель (от позднелат. indicator— указатель) — это некото­рая величина или качество переменной (критерия), которое мо­жет проявляться у конкретного объекта, т.е. это мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта; это внешне хорошо различимый признак измеряемого критерия. Можно ска­зать, что показатель выполняет роль эмпирического индикатора критерия.

Под операционализацией понимается требование, согласно ко­торому при введении новых научных понятий обязательно необ­ходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно сущест­вует. Операционализация предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой диаг­ност, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение стату­са научного, обязательно должно пройти проверку на наличие методики экспериментальной диагностики описанного в нем яв­ления. Качество результатов диагностики при этом принято оце­нивать по общепринятым критериям объективности, надежности, валидности и др.

Объективность характеризуется корреляцией (совпадением или согласованностью) между результатами, полученными двумя оце­нивающими лицами. Необходимо, чтобы коэффициенты корре­ляции в этом случае были близки к единице (r= 1).

Объективность связана с чистотой измерения (испытания), она исключает субъективизм в оценке результатов диагностики в целом. Констатация и оценка или измерение и интерпретация должны быть максимально отделены друг от друга. С этой целью должны быть составлены точные инструкции проведения работы, исправления ошибок и оценки результатов.

Для большей объективности обработки данных рекомендуется в анкетировании, тестировании, наблюдении использовать кос­венные (в которых диагностируемые факты не называются, а пред­полагаются) и альтернативные (с несколькими вариантами отве­тов) вопросы. В целях обеспечения объективности проведение, обработка и интерпретация (оценка) результатов работы должны быть строго нормированы.

Стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения диагностического метода.

Стандартизированность в диагностике — это неизменность заданных вопросов и задач, точность соблюдения испытуемыми инструкции, а диагно­стами — способов вычисления и интерпретации полученных пок­азателей.

Стандартизация предусматривает унификацию инструкций ра­бочих бланков, способов регистрации результатов, условий про­ведения обследования. Унифицированные задания для всех испы­туемых, одинаковый отрезок времени диагностирования, четкое описание критериев оценки, равные условия взаимодействия ис­пытуемых с диагностом — основа объективности результатов ди­агностики.

Надежность диагностической методики. Надежность — один из критериев качества результата в диагностике, относящийся к степени точности и устойчивости показателей диагностируемого признака. Чем больше надежность методики, тем свободнее она от погрешностей измерения.

Существуют три основных приема для оценки на­дежности диагностической методики.

Прием ретеста, или повторной диагностики, позволяет обрабо­тать одни и те же задания, выполненные одними и теми же испытуе­мыми в разное время, и просчитать взаимосвязь результатов, выра­женную в коэффициенте самокорреляции.

Прием деления пополамподборка однажды выполненных за­даний делится пополам (например, в первый полутест входят за­дания с нечетным порядковым номером, а во второй полутест — с четным), затем устанавливаются результаты каждого испытуемого по обоим полутестам и вычисляется коэффициент корреляции меж­ду полученными результатами.

Прием параллельного тестадля измерения одних и тех же знаний конструируются два различных набора заданий, которые по своему содержанию напоминают близнецов; оба параллельных набора заданий предлагаются непосредственно друг за другом или при удобном случае.

В тестовой методике общепринято учитывать три коэффи­циента надежности:

- коэффициент стабильности, или постоянства, который яв­ляется показателем корреляции между результатами первого и по­вторного испытаний одним тестом одной и той же выборки ис­пытуемых;

- коэффициент эквивалентности, или коэффициент корреля­ции, результатов тестирования одного и того же контингента ис­пытуемых вариантами одного и того же теста, либо разными, но эквивалентными по форме и цели тестами;

-коэффициент внутреннего постоянства, или внутренней одно­родности, который соответствует корреляции результатов частей теста, показанных одними и теми же испытуемыми.

Валидность диагностического метода. Валидность (адекватность) диагностического метода показывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, характеристику), для оценки которого он предназначен. Валидность говорит о степени соответствия метода своему назначению. Чем ближе раскрывается в диагностике тот признак, для обнаружения и измерения которого предназначен данный метод, тем выше его валидность.

Понятие валидности относится не только к методу или мето­дике, но и к критерию оценки ее качества, критерию ва­лидности. Это основной признак, по которому можно практи­чески судить о том, является или не является данная методика или метод валидными. Такими критериями являются:

- поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях;

- достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и других;

-самоорганизация — данные, свидетельствующие о выполне­нии различных контрольных проб и заданий;

-данные, получаемые при помощи других методик, валидность или связь которых с проверяемой методикой считается достовер­но установленной.