Психология педагогического общения
Педагогическое общение – э то специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Функции педагогического общения:
1. Информационная (обмен информацией)
2. Контактная (установление контактов)
3. Побудительная (стимуляция активности)
4. Амотивная (побуждение нужных эмоциональных переживаний)
2 модели ПО:
1. Учебно-дисциплинарная
2. Личностно-ориентированная
Учебно-дисциплинарная модель (характерен авторитарный стиль общения). Способы общения в этом стиле : наставления, запреты, разъяснения, требования, угрозы, наказания. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
Личностно-ориентированная модель (характерен демократический стиль общения). Способы общения в этом стиле : понимание, признание, принятие личности ребенка. Тактика общения : сотрудничество, активное обучение. Личностная позиция: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Стороны педагогического общения:
1. Перцептивная– взаимное восприятие и понимание людьми друг друга.
2. Коммуникативная – обмен информацией
3. Интерактивная – обмен действиями
Механизмы межличностного восприятия:
1. Проецирование– неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания и качества.
2. Децентрация– способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции (способность воспринимать чужую точку зрения)
3. Идентификация– неосознанное отождествление себя с другими, мысленная постановка себя на место другого.
4. Эмпатия- постижение эмоциональных состояний другого человека, в форме переживаний
5. Стереотипизация– наличие стереотипов
6 групп социально-перцептивных стереотипов:
1. Антропологические стереотипы ( проявляются в том, что оценка внутренних психологических качеств человека, его личности, зависит от особенностей его физиологического облика.
2. Этно-национальные стереотипы – проявляются если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе.
3. Социально-статусные стереотипы – состоят в зависимости оценки личности от ее социального статуса
4. Социально-ролевые стереотипы – проявляются в зависимости оценки личностных качеств от соц роли человека.
5. Вербально-поведенческие стереотипы – связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей.
6. Эспрессивно-эстетические стереотипы – зависимость оценки личности от внешней привлекательности
Барьеры педагогического общения:
1. Страха
2. Страдания
3. Плохого настроения
4. Презрения
5. Недостаточного понимания важности общения
6. Барьер речи
7. Барьеры неправильной установки сознания (стереотипы мышления, предвзятость, неправильное отношение друг к другу, отсутствие внимания и интереса к другому, пренебрежение фактами)
К основным этическим нормам педагога психолога относятся:
1. Препятствовать проведению работы некомпетентными лицами
2. Исходить из интересов детей
3. Деятельность должна быть в границах профессиональной компетенции
4. Хранить профессиональную тайну