Функции пед деятельности

Понятие педагогической деятельности

Пед. деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное, деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (зимняя, маркова)

 

Структура пед деятельности (зимняя, митина):

1. Мотивация

2. Пед цели и задачи

3. Предмет пед деятельности

4. Пед средства и способы решения поставленных задач

5. Продукт и результат пед деятельности

Структура ПД (кузьмина), структурные компаненты:

1. Гностический к.

2. Конструктивный к.

3. Организатрский к.

4. Коммуникативный к.

5. Проектировчный к.

Структура митиной:

1. Пед цели и задачи

2. Пед средства и способы решения поставленных задач

3. Анализ и оценка пед действий учителя

Структура марковой:

1. Профессиональные педагогические умения

2. Профессиональные пед позиции и установки учителя

3. Личностные особенности, обеспечивающие владение профессиональными ЗУН (знания, умения, навыки)

Характеристика пед деятельности

Предмет пед детельности – организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками педметного социокультурного опыта, кака основы и условия развития

Средствами пед деятельности являются:

1. Научные (теоретические и эмпирические) знания

2. «носители» знаний – тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении

3. Вспомогательные средства – технические, компьютерные и графические…

Способы переждачи социального опыта в ПД:

1. Объяснение

2. Показ (иллюстрация)

3. Совместная работа

4. Практика обучающегося

5. Тренинги

Продукт ПД – индивидуальный опыт ученика

Результат ПД – развитие ребенка:

1. Его личностное совершенствование

2. Интеллектуальное совершенствование

3. Становление его как личности, как субъекта учебной деятельности

Функции ПД: целеполагающие и организационно-структурные

Целеполагающие функции:

1. Ориентационная

2. Развивающая

3. Мобилизующая

4. Информационная

Организационно-структурные функции:

1. Конструктивная

2. Организаторская

3. Коммуникативная

4. Гностическая

Конструктивная функция обеспечивает:

1. Отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися

2. Проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быт усвоена

3. Проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися

Организаторская функция реализуется через организацию:

1. Информации в процессе сообщения ее учащимися

2. Различные виды деятельности учащихся

3. Собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися

Коммуникативная функция предполагает:

1. Установление правильных взаимоотношений с учащимися

2. Нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

1. Содержания и способов воздействия на других людей

2. Возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей

3. Особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков

Профессионально-важные качества педагога:

1. Организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность)

2. Коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность)

3. Перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, гибкость, интеллектуальная активность)

4. Экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость)

5. Профессиональная работоспособность

6. Физическое и психическое здоровье

Уровни продуктивности педагогической деятельности

Кузьмина выделяет 5 уровней продуктивности ПД:

1. Продуктивный уровень

2. Адаптивный уровень

3. Локально моделирующий уровень

4. Уровень системно-моделирующий знания учащихся

5. Уровень системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся

Профессиональная Я-концепция учителя

Я-концепция – обоющенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности

Структура самостоятельного самосознния учителя:

1. Актуальное «Я» - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время

2. «ретроспективное Я» - то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы

3. «идеальное Я» - то, каким хотел бы быть или стать учитель

4. «рефлексивное Я» - то, как с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере

Самооценка педагога

В структуре самооценки выделяют аспекты:

1. Операционально-деятельностный аспект самооценки учителя связан с оценкой себя как субъекта деятельнсти

2. Личностный аспект профессиональной самооценки учителя выражается в оценке своих личностных качеств, всвязи с идеалом образа «Я-профессионального»

В структуре профессиональной самооценки также выделяют:

1. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями

2. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.

 

 

СЛАЙДЫ1!!!!