Функции пед деятельности
Понятие педагогической деятельности
Пед. деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное, деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (зимняя, маркова)
Структура пед деятельности (зимняя, митина):
1. Мотивация
2. Пед цели и задачи
3. Предмет пед деятельности
4. Пед средства и способы решения поставленных задач
5. Продукт и результат пед деятельности
Структура ПД (кузьмина), структурные компаненты:
1. Гностический к.
2. Конструктивный к.
3. Организатрский к.
4. Коммуникативный к.
5. Проектировчный к.
Структура митиной:
1. Пед цели и задачи
2. Пед средства и способы решения поставленных задач
3. Анализ и оценка пед действий учителя
Структура марковой:
1. Профессиональные педагогические умения
2. Профессиональные пед позиции и установки учителя
3. Личностные особенности, обеспечивающие владение профессиональными ЗУН (знания, умения, навыки)
Характеристика пед деятельности
Предмет пед детельности – организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками педметного социокультурного опыта, кака основы и условия развития
Средствами пед деятельности являются:
1. Научные (теоретические и эмпирические) знания
2. «носители» знаний – тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении
3. Вспомогательные средства – технические, компьютерные и графические…
Способы переждачи социального опыта в ПД:
1. Объяснение
2. Показ (иллюстрация)
3. Совместная работа
4. Практика обучающегося
5. Тренинги
Продукт ПД – индивидуальный опыт ученика
Результат ПД – развитие ребенка:
1. Его личностное совершенствование
2. Интеллектуальное совершенствование
3. Становление его как личности, как субъекта учебной деятельности
Функции ПД: целеполагающие и организационно-структурные
Целеполагающие функции:
1. Ориентационная
2. Развивающая
3. Мобилизующая
4. Информационная
Организационно-структурные функции:
1. Конструктивная
2. Организаторская
3. Коммуникативная
4. Гностическая
Конструктивная функция обеспечивает:
1. Отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися
2. Проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быт усвоена
3. Проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися
Организаторская функция реализуется через организацию:
1. Информации в процессе сообщения ее учащимися
2. Различные виды деятельности учащихся
3. Собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися
Коммуникативная функция предполагает:
1. Установление правильных взаимоотношений с учащимися
2. Нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы
Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
1. Содержания и способов воздействия на других людей
2. Возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей
3. Особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков
Профессионально-важные качества педагога:
1. Организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность)
2. Коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность)
3. Перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, гибкость, интеллектуальная активность)
4. Экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость)
5. Профессиональная работоспособность
6. Физическое и психическое здоровье
Уровни продуктивности педагогической деятельности
Кузьмина выделяет 5 уровней продуктивности ПД:
1. Продуктивный уровень
2. Адаптивный уровень
3. Локально моделирующий уровень
4. Уровень системно-моделирующий знания учащихся
5. Уровень системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся
Профессиональная Я-концепция учителя
Я-концепция – обоющенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности
Структура самостоятельного самосознния учителя:
1. Актуальное «Я» - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время
2. «ретроспективное Я» - то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы
3. «идеальное Я» - то, каким хотел бы быть или стать учитель
4. «рефлексивное Я» - то, как с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере
Самооценка педагога
В структуре самооценки выделяют аспекты:
1. Операционально-деятельностный аспект самооценки учителя связан с оценкой себя как субъекта деятельнсти
2. Личностный аспект профессиональной самооценки учителя выражается в оценке своих личностных качеств, всвязи с идеалом образа «Я-профессионального»
В структуре профессиональной самооценки также выделяют:
1. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями
2. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.
СЛАЙДЫ1!!!!