Q Принципы
Ø Интеграция всех воспитывающих сил общества;
Ø Гуманизация
Ø Дифференциация и индивидуализация
Ø Демократизация
Субъекты образовательного процесса– педагог и учащийся.
Педагог как S – совокупность индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.
Структура субъективных свойств педагога:
v Специальные, субъективные (талант)
v Личностные (целеустремленность, трудолюбие, такт,
ораторские способности);
Обучающийся: представляя определенный возрастной период развития, как субъект учебной деятельности на каждой ступени образовательной деятельности характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности
Возраст:
Ø Определенная социальная ситуация развития
Ø Ведущий тип деятельности
Ø Основные психические образования
Ø Образование как система по Н.С. Розову:
Ø Социальный масштаб ( в мире, стране, обществе, регионе);
Ø Ступень образования (дошкольное, школьное и т.п.);
Ø Профиль образования
Тема 2: Психология учебной деятельности
Традиционное обучение
O Тенденции:
Ø представление о роли и месте человека в обществе, его функциях и обязанностях, характере его включенности в социум;
Ø уровень развития научного знания, достижения в технико-технологической сфере (НТР) где востребован был прежде всего интеллектуальный потенциал человека.
q Основная задача – передача ряда очевидных знаний.
q Репродуктивное обучение предполагает:
ü Передача информации в короткое время без обсуждений;
ü Умение преподавателя доступно изложить сложный материал;
ü Излагаем факты а не обобщения. Факты проще и понятнее!
ü Традиционное обучение (по Н.Ф. Талызиной) – контактное, сообщающее, основанное на принципе сознательности, целенаправленно не управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, вне контекстное.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:
O учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
O класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
O основной единицей занятий является урок;
O урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
O работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
O учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы
Недостатки традиционного обучения:
v Усредненный общий темп изучения материала
v Единый усредненный темп изучения материала
v Большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу учащегося по приобретению этих знаний
v Почти полное незнание учителем насколько усваиваются учащимися сообщаемые знания
v Преобладание словестных методов изложения материала создающие объективные предпосылки для рассеивания внимания
v Затрудненность самостоятельной работы учеников из-за недостаточной расчленённости материала
v Большая нагрузка на память
Проблемы обучения
O Время возникновения:1960-1970 гг.
O Авторы-разработчики: Дж. Брунер (США), В. Оконь (Польша), М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин (Россия).
O Суть: Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение может способствовать реализации :
O сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
O достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
O Недостотки:в меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков;
O требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Проблемная ситуация
O В процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося.
O Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
O В основе ее создания лежат положения:
Ø процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
Ø проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
Ø условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
Ø закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.
O Компоненты проблемной ситуации:
v необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
v неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
v возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.
v Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации
Программированное обучение
O Время появления:1954 г.
O Автор:Б. Скиннер
O Суть:Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).
O В основе 2 требования:
Ø уйти от контроля к самоконтролю;
Ø перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Ø
признаки ПО
наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;
Ø расчленённость учебной части на шаги, связанные в соответствии с дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;
Ø завершение каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить об успешности учащегося и предложение средств для коррекции;
Ø использование автоматического и полуавтоматического устройства (матрицы);
Ø индивидуализация обучения
Алгоритмизированное обучение
O Время происхождения: 1967 г.
O Автор: Л.Н. Ланда
O Суть:управление мыслительными процессами, для выработки правильного алгоритма умственных действий
O Алгоритм – предписание, которое на основе установленной системы правил задает последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решить задачи определенного класса.
O Преимущество: - возможность формализации и модельного представления процесса обучения.
Компьютеризация обучения
O - система обучения с помощью компьютера;
Используется для:
v Формирования у учащихся общеучебных и специальных ЗУН по конкретным предметам;
v Контроля, оценки и коррекции результатов обучения;
v Организация индивидуального и группового обучения;
v Управление процессом обучения.
Научение реактивным формам поведения
O Габитуация – (привыкание) - ослабление реакции на раздражитель при его многократном повторении;
O Сенсибилизация –усиление чувствительности при повторении стимула;
O Импринтинг– (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности к первому движущемуся объекту, который попадает в поле зрения новорожденного.
O Условно-рефлекторное научение –классическое обусловливание
Оперантное обусловливание
O Суть – имеет тенденцию повторятся то поведение, которое подкрепляется и вознаграждается.
O Авторы: Э.Торндайк, Б.Скиннер
O Научение методом проб и ошибок - Э. Торндайк
O Оперантное обусловливание = стимул-реакция-подкрепление – Б. Скиннер
O Научение путем наблюдения (подражание) – А. Бандура
Когнитивное научение
O Требует участия мыслительных процессов в обработке информации, после чего человек принимает решение.
O Стадии выработки психомоторных навыков:
O 1) когнитивная – внимание направлено на расшифровку.
O 2) ассоциативная – улучшение координации, интеграции элементов навыка
O 3) автономная – автоматизация навыка.
O Инсайт – решение приходит внезапно
Общая характеристика учебной деятельности
O Предмет УД– усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего ученик развивается.
O Средства обучения– интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), фоновые знания (индивидуальный опыт).
O Способы УД:
Ø Репродуктивные;
Ø Проблемно-творческие;
Ø Исследовательско-познавательные.
O Продукт УД– структурированное знание, новообразования в психике и поведении и индивидуальный опыт;
O Результат УД –потребность продолжать.
Структура учебной деятельности
O Внешняя структура:
Ø Учебная мотивация
Ø Учебные задачи
Ø Учебные действия
Ø Действия контроля
Ø Действия оценки
Учебная мотивация
O Познавательные:
v Широкие познавательные (ориентация учащихся на овладение ЗУН);
v Учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добычи знаний);
v Мотивы самообразования (направленность на самостоятельное совершенствование способов добычи знаний)
O Социальные:
v Широкие социальные мотивы (стремление получать знания чтобы быть полезным обществу, чувство ответственности и т.п.);
v Узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию, получить одобрение);
v Мотивы социального сотрудничества – ориентация на других людей
Учебные задачи
O По А.Н. Леонтьеву задача –это цель, данная в определенных условиях.
O Структура учебной задачи (А.Г. Балл):
q Предмет задачи в исходном состоянии;
q Модель требуемого состояния задачи
Психологические требования к задачам (Е.И. Машбиц):
ü Конструируется целый набор задач;
ü Задача должна обеспечивать достижение ближайших и отдаленных учебных целей
ü УЗ должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для успеха учебной деятельности.
ü Средства деятельности – должен быть продуктом обучения.
Учебные действия
ü восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
ü наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
ü сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
ü предметно-практические действия;
ü устное или письменное изложение усвоенного материала;
ü языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
ü подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
ü выполнение различных задач и упражнений;
ü оценка качества действия, события, поведения.
O Действие оценки (самооценки) – позволяет определить в каокй степени усвоен материал.
O Действие оценки может быть выражено:
v В форме развернутого суждения (парциальная оценка);
v В свернутой форме – отметка.
Самоорганизация УД.
Личностно-деятелностный подход
O Самостоятельная работа – высший вид УД
O Приемы формирования положительного отношения к обучению по А.К. Марковой:
v Приемы культуры чтения и слушания, краткой рациональной записи;
v Приемы запоминания;
v Приемы сосредоточения внимания, поэтапной проверки своей работы;
v Приемы поиска дополнительной информации;
v Приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам и лабораторным работам;
v Приемы рациональной организации времени.
Тема 2: Основные направления современного обучения
Традиционное обучение
O Тенденции:
Ø представление о роли и месте человека в обществе, его функциях и обязанностях, характере его включенности в социум;
Ø уровень развития научного знания, достижения в технико-технологической сфере (НТР) где востребован был прежде всего интеллектуальный потенциал человека.
q Основная задача – передача ряда очевидных знаний.
q Репродуктивное обучение предполагает:
ü Передача информации в короткое время без обсуждений;
ü Умение преподавателя доступно изложить сложный материал;
ü Излагаем факты а не обобщения. Факты проще и понятнее!
ü Традиционное обучение (по Н.Ф. Талызиной) – контактное, сообщающее, основанное на принципе сознательности, целенаправленно не управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, вне контекстное.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:
O учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
O класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
O основной единицей занятий является урок;
O урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
O работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
O учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы
Недостатки традиционного обучения:
v Усредненный общий темп изучения материала
v Единый усредненный темп изучения материала
v Большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу учащегося по приобретению этих знаний
v Почти полное незнание учителем насколько усваиваются учащимися сообщаемые знания
v Преобладание словестных методов изложения материала создающие объективные предпосылки для рассеивания внимания
v Затрудненность самостоятельной работы учеников из-за недостаточной расчленённости материала
v Большая нагрузка на память
Проблемное обучение
O Время возникновения:1960-1970 гг.
O Авторы-разработчики: Дж. Брунер (США), В. Оконь (Польша), М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин (Россия).
O Суть: Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение может способствовать реализации :
O сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
O достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
O Недостотки:в меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков;
O требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Проблемная ситуация
O В процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося.
O Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
O В основе ее создания лежат положения:
Ø процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
Ø проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
Ø условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
Ø закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.
O Компоненты проблемной ситуации:
v необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
v неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
v возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.
v Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации
Типы проблемных ситуаций
O несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями;
O при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы;
O когда ученики сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний;
O если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа;
O при решении технических задач, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.
O При противоречии в схемах между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.
Правила создания проблемных ситуаций
O Задание должно открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.
O Условия:
Ø задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
Ø неизвестное, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
Ø выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
Ø Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
Ø Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
Ø В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.
O Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Программированное обучение
O Время появления:1954 г.
O Автор:Б. Скиннер
O Суть:Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).
O В основе 2 требования:
Ø уйти от контроля к самоконтролю;
Ø перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Признаки ПО
v наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;
v расчленённость учебной части на шаги, связанные в соответствии с дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;
v завершение каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить об успешности учащегося и предложение средств для коррекции;
v использование автоматического и полуавтоматического устройства (матрицы);
v индивидуализация обучения
обучающая программа
O Обучающая программа –специально созданное пособие, в котором программируется не только учебный материал, но и его усвоение, и контроль.
O Функции ОП:
Ø Служит источником информации
Ø Организует учебный процесс
Ø Контролирует степень усвоения материала
Ø Регулирует темп изучение предмета
Ø Дает необходимые разъяснения
Ø Предупреждает ошибки
Структура ОП:
ü Вступительная часть («завлекалочка», инструкция);
ü Основная часть (пошаговое выполнение заданий);
ü Заключительная часть (обобщение, систематизация, контроль).
Алгоритминизированное обучение
O Время происхождения: 1967 г.
O Автор: Л.Н. Ланда
O Суть:управление мыслительными процессами, для выработки правильного алгоритма умственных действий
O Алгоритм – предписание, которое на основе установленной системы правил задает последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решить задачи определенного класса.
O Преимущество: - возможность формализации и модельного представления процесса обучения.
Компьютеризация обучения
O - система обучения с помощью компьютера;
Используется для:
v Формирования у учащихся общеучебных и специальных ЗУН по конкретным предметам;
v Контроля, оценки и коррекции результатов обучения;
v Организация индивидуального и группового обучения;
v Управление процессом обучения.
Классификация комп программ
q Автоматизированные системы обучения
q Предметно-ориентированные среды
q Лабораторные практикумы
q Треножеры
q Контролирующие программы
q Справочные системы
q Компьютерные игры
O Гипнопедия – (hypnos – сон и paideia – обучение, воспитание) – обучение во время естестественного сна.
Авторы:
O А.М. Свядощ 1936 г. “Восприяте речи во время естественного сна”
O Л.А. Близнеченко 1940 г. - обучение иностранному языку во время сна
O Э. Браун 1947 г. Создал “домифон”
Тема 3: Психология учебной деятельности
O Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
O Виды научения:
q Научение реактивным формам поведения;
q Оперантное обусловливание
q Когнитивное научение
Научение реактивным формам поведения
O Габитуация – (привыкание) - ослабление реакции на раздражитель при его многократном повторении;
O Сенсибилизация –усиление чувствительности при повторении стимула;
O Импринтинг– (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности к первому движущемуся объекту, который попадает в поле зрения новорожденного.
O Условно-рефлекторное научение –классическое обусловливание
Оперантное обусловливание
O Суть – имеет тенденцию повторятся то поведение, которое подкрепляется и вознаграждается.
O Авторы: Э.Торндайк, Б.Скиннер
O Научение методом проб и ошибок - Э. Торндайк
O Оперантное обусловливание = стимул-реакция-подкрепление – Б. Скиннер
O Научение путем наблюдения (подражание) – А. Бандура
Когнитивное научение
O Требует участия мыслительных процессов в обработке информации, после чего человек принимает решение.
O Стадии выработки психомоторных навыков:
O 1) когнитивная – внимание направлено на расшифровку.
O 2) ассоциативная – улучшение координации, интеграции элементов навыка
O 3) автономная – автоматизация навыка.
O Инсайт – решение приходит внезапно
Общая характеристика учебной деятельности
O Предмет УД– усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего ученик развивается.
O Средства обучения– интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), фоновые знания (индивидуальный опыт).
O Способы УД:
Ø Репродуктивные;
Ø Проблемно-творческие;
Ø Исследовательско-познавательные.
O Продукт УД– структурированное знание, новообразования в психике и поведении и индивидуальный опыт;
O Результат УД –потребность продолжать.
Структура учебной деятельности
O Внешняя структура:
Ø Учебная мотивация
Ø Учебные задачи
Ø Учебные действия
Ø Действия контроля
Ø Действия оценки
Учебная мотивация
O Познавательные:
v Широкие познавательные (ориентация учащихся на овладение ЗУН);
v Учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добычи знаний);
v Мотивы самообразования (направленность на самостоятельное совершенствование способов добычи знаний)
O Социальные:
v Широкие социальные мотивы (стремление получать знания чтобы быть полезным обществу, чувство ответственности и т.п.);
v Узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию, получить одобрение);
v Мотивы социального сотрудничества – ориентация на других людей
Учебные задачи
O По А.Н. Леонтьеву задача –это цель, данная в определенных условиях.
O Структура учебной задачи (А.Г. Балл):
q Предмет задачи в исходном состоянии;
q Модель требуемого состояния задачи
Психологические требования к задачам (Е.И. Машбиц):
ü Конструируется целый набор задач;
ü Задача должна обеспечивать достижение ближайших и отдаленных учебных целей
ü УЗ должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для успеха учебной деятельности.
ü Средства деятельности – должен быть продуктом обучения.
Учебные действия
ü восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
ü наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
ü сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
ü предметно-практические действия;
ü устное или письменное изложение усвоенного материала;
ü языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
ü подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
ü выполнение различных задач и упражнений;
ü оценка качества действия, события, поведения.
Действия контроля
O Контроль- соотнесение хода и результата деятельности;
O 3 звена действия контроля:
v Модель желаемого результата действия;
v Процесс сравнения этого образа и реального действия;
v Принятие решения о продолжении или коррекции.
Стадии самоконтроля (П.П. Блонский):
1 – отсутствие самоконтроля (еще не усвоил и не может контролировать);
2 – «полный самоконтроль» - (проверка полноты и правильности воспроизведения);
3 – выборочный самоконтроль – контроль над самым главным;
4 – отсутствие видимого самоконтроля - контроль на основе прошлого опыта.
Деййстивия оцеки
O Действие оценки (самооценки) – позволяет определить в какой степени усвоен материал.
O Действие оценки может быть выражено:
v В форме развернутого суждения (парциальная оценка);
v В свернутой форме – отметка.
Самоорганизация УД.
Личностно-деятелностный подход
O Самостоятельная работа – высший вид УД
O Приемы формирования положительного отношения к обучению по А.К. Марковой:
v Приемы культуры чтения и слушания, краткой рациональной записи;
v Приемы запоминания;
v Приемы сосредоточения внимания, поэтапной проверки своей работы;
v Приемы поиска дополнительной информации;
v Приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам и лабораторным работам;
v Приемы рациональной организации времени.
Тема 3: Психологические аспекты современных методов обучения
Традиционные методы обучения
O Метод – способ достижения цели, способ приобретения знаний.
O Метод обучения – это система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования.
O Традиционная классификация методов обучения:
Ø Практический (опыты, упражнения, учебно-производительный труд);
Ø Наглядный(иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся);
Ø Словесный(беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, диспут, инструктаж, дискуссия);
Ø Работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование);
Ø Видеометод (просмотр, упражнение под контролем «электронного учителя», контроль).
O Групповая деятельность – совместная деятельность в группах высшего уровня развития (в среднем 2-7 ч.).
O Группа может быть индивидуально-личностным признакам;
Ø Гомогенной;
Ø Гетерогенной
O При групповой форме организации могут решатся все дидактические задачи:
v Изучение нового материала;
v Закрепление старого;
v Повторение;
v Применение знаний на практике;
v Решение творческих задач.
O Суть интенсивный метод, существует взаимосвязь между уровнем развития группы и результативностью процесса обучения.
O Авторы: Г.А. Китайгородская, Г. Лозанов.
O Основные положения:
q Психолого-педагогические принципы организации УД (организация обучения через систему коллективных усилий);
q Психолого-методические принципы обучения:
Ø Двуплановость процесса обучения;
Ø Глобальное использование всех средств и каналов воздействия на психику учащегося;
Ø Сочетание осознаваемого и неосознаваемого;
Ø Индивидуальное обучение через групповое.
O Типы взаимодействия в группах:
Ø Кооперация (сотрудничество);
Ø Конфликт (соперничество);
Ø Соревнование.
Начало – создание конфликтной ситуации, активизирующей групповую работу.
Проблемная ситуация – интеллектуальное затруднение человека, не нахождение им объяснения какому-либо факту, явлению; конфликт между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новое явление.