Q Принципы

Ø Интеграция всех воспитывающих сил общества;

Ø Гуманизация

Ø Дифференциация и индивидуализация

Ø Демократизация

Субъекты образовательного процесса– педагог и учащийся.

Педагог как S – совокупность индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

Структура субъективных свойств педагога:

v Специальные, субъективные (талант)

v Личностные (целеустремленность, трудолюбие, такт,

ораторские способности);

Обучающийся: представляя определенный возрастной период развития, как субъект учебной деятельности на каждой ступени образовательной деятельности характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности

Возраст:

Ø Определенная социальная ситуация развития

Ø Ведущий тип деятельности

Ø Основные психические образования

Ø Образование как система по Н.С. Розову:

Ø Социальный масштаб ( в мире, стране, обществе, регионе);

Ø Ступень образования (дошкольное, школьное и т.п.);

Ø Профиль образования

Тема 2: Психология учебной деятельности

Традиционное обучение

O Тенденции:

Ø представление о роли и месте человека в обществе, его функциях и обязанностях, характере его включенности в социум;

Ø уровень развития научного знания, достижения в технико-технологической сфере (НТР) где востребован был прежде всего интеллектуальный потенциал человека.

q Основная задача – передача ряда очевидных знаний.

q Репродуктивное обучение предполагает:

ü Передача информации в короткое время без обсуждений;

ü Умение преподавателя доступно изложить сложный материал;

ü Излагаем факты а не обобщения. Факты проще и понятнее!

ü Традиционное обучение (по Н.Ф. Талызиной) – контактное, сообщающее, основанное на принципе сознательности, целенаправленно не управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, вне контекстное.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

O учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

O класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

O основной единицей занятий является урок;

O урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

O работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

O учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы

Недостатки традиционного обучения:

v Усредненный общий темп изучения материала

v Единый усредненный темп изучения материала

v Большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу учащегося по приобретению этих знаний

v Почти полное незнание учителем насколько усваиваются учащимися сообщаемые знания

v Преобладание словестных методов изложения материала создающие объективные предпосылки для рассеивания внимания

v Затрудненность самостоятельной работы учеников из-за недостаточной расчленённости материала

v Большая нагрузка на память

Проблемы обучения

O Время возникновения:1960-1970 гг.

O Авторы-разработчики: Дж. Брунер (США), В. Оконь (Польша), М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин (Россия).

O Суть: Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение может способствовать реализации :

O сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

O достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

O Недостотки:в меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков;

O требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Проблемная ситуация

O В процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося.

O Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

O В основе ее создания лежат положения:

Ø процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

Ø проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

Ø условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

Ø закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

O Компоненты проблемной ситуации:

v необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

v неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

v возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

v Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации

Программированное обучение

O Время появления:1954 г.

O Автор:Б. Скиннер

O Суть:Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

O В основе 2 требования:

Ø уйти от контроля к самоконтролю;

Ø перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Ø

признаки ПО

наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;

Ø расчленённость учебной части на шаги, связанные в соответствии с дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;

Ø завершение каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить об успешности учащегося и предложение средств для коррекции;

Ø использование автоматического и полуавтоматического устройства (матрицы);

Ø индивидуализация обучения

Алгоритмизированное обучение

O Время происхождения: 1967 г.

O Автор: Л.Н. Ланда

O Суть:управление мыслительными процессами, для выработки правильного алгоритма умственных действий

O Алгоритм – предписание, которое на основе установленной системы правил задает последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решить задачи определенного класса.

O Преимущество: - возможность формализации и модельного представления процесса обучения.

 

Компьютеризация обучения

O - система обучения с помощью компьютера;

Используется для:

v Формирования у учащихся общеучебных и специальных ЗУН по конкретным предметам;

v Контроля, оценки и коррекции результатов обучения;

v Организация индивидуального и группового обучения;

v Управление процессом обучения.

Научение реактивным формам поведения

O Габитуация – (привыкание) - ослабление реакции на раздражитель при его многократном повторении;

O Сенсибилизация –усиление чувствительности при повторении стимула;

O Импринтинг– (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности к первому движущемуся объекту, который попадает в поле зрения новорожденного.

O Условно-рефлекторное научение –классическое обусловливание

Оперантное обусловливание

O Суть – имеет тенденцию повторятся то поведение, которое подкрепляется и вознаграждается.

O Авторы: Э.Торндайк, Б.Скиннер

O Научение методом проб и ошибок - Э. Торндайк

O Оперантное обусловливание = стимул-реакция-подкрепление – Б. Скиннер

O Научение путем наблюдения (подражание) – А. Бандура

 

Когнитивное научение

O Требует участия мыслительных процессов в обработке информации, после чего человек принимает решение.

O Стадии выработки психомоторных навыков:

O 1) когнитивная – внимание направлено на расшифровку.

O 2) ассоциативная – улучшение координации, интеграции элементов навыка

O 3) автономная – автоматизация навыка.

O Инсайт – решение приходит внезапно

Общая характеристика учебной деятельности

O Предмет УД– усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего ученик развивается.

O Средства обучения– интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), фоновые знания (индивидуальный опыт).

O Способы УД:

Ø Репродуктивные;

Ø Проблемно-творческие;

Ø Исследовательско-познавательные.

O Продукт УД– структурированное знание, новообразования в психике и поведении и индивидуальный опыт;

O Результат УД –потребность продолжать.

Структура учебной деятельности

O Внешняя структура:

Ø Учебная мотивация

Ø Учебные задачи

Ø Учебные действия

Ø Действия контроля

Ø Действия оценки

Учебная мотивация

O Познавательные:

v Широкие познавательные (ориентация учащихся на овладение ЗУН);

v Учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добычи знаний);

v Мотивы самообразования (направленность на самостоятельное совершенствование способов добычи знаний)

O Социальные:

v Широкие социальные мотивы (стремление получать знания чтобы быть полезным обществу, чувство ответственности и т.п.);

v Узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию, получить одобрение);

v Мотивы социального сотрудничества – ориентация на других людей

Учебные задачи

O По А.Н. Леонтьеву задача –это цель, данная в определенных условиях.

O Структура учебной задачи (А.Г. Балл):

q Предмет задачи в исходном состоянии;

q Модель требуемого состояния задачи

Психологические требования к задачам (Е.И. Машбиц):

ü Конструируется целый набор задач;

ü Задача должна обеспечивать достижение ближайших и отдаленных учебных целей

ü УЗ должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для успеха учебной деятельности.

ü Средства деятельности – должен быть продуктом обучения.

Учебные действия

ü восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);

ü наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;

ü сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;

ü предметно-практические действия;

ü устное или письменное изложение усвоенного материала;

ü языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;

ü подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;

ü выполнение различных задач и упражнений;

ü оценка качества действия, события, поведения.

O Действие оценки (самооценки) – позволяет определить в каокй степени усвоен материал.

O Действие оценки может быть выражено:

v В форме развернутого суждения (парциальная оценка);

v В свернутой форме – отметка.

Самоорганизация УД.
Личностно-деятелностный подход

O Самостоятельная работа – высший вид УД

O Приемы формирования положительного отношения к обучению по А.К. Марковой:

v Приемы культуры чтения и слушания, краткой рациональной записи;

v Приемы запоминания;

v Приемы сосредоточения внимания, поэтапной проверки своей работы;

v Приемы поиска дополнительной информации;

v Приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам и лабораторным работам;

v Приемы рациональной организации времени.

 

Тема 2: Основные направления современного обучения

Традиционное обучение

O Тенденции:

Ø представление о роли и месте человека в обществе, его функциях и обязанностях, характере его включенности в социум;

Ø уровень развития научного знания, достижения в технико-технологической сфере (НТР) где востребован был прежде всего интеллектуальный потенциал человека.

q Основная задача – передача ряда очевидных знаний.

q Репродуктивное обучение предполагает:

ü Передача информации в короткое время без обсуждений;

ü Умение преподавателя доступно изложить сложный материал;

ü Излагаем факты а не обобщения. Факты проще и понятнее!

ü Традиционное обучение (по Н.Ф. Талызиной) – контактное, сообщающее, основанное на принципе сознательности, целенаправленно не управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, вне контекстное.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

O учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

O класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

O основной единицей занятий является урок;

O урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

O работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

O учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы

Недостатки традиционного обучения:

v Усредненный общий темп изучения материала

v Единый усредненный темп изучения материала

v Большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу учащегося по приобретению этих знаний

v Почти полное незнание учителем насколько усваиваются учащимися сообщаемые знания

v Преобладание словестных методов изложения материала создающие объективные предпосылки для рассеивания внимания

v Затрудненность самостоятельной работы учеников из-за недостаточной расчленённости материала

v Большая нагрузка на память

Проблемное обучение

O Время возникновения:1960-1970 гг.

O Авторы-разработчики: Дж. Брунер (США), В. Оконь (Польша), М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин (Россия).

O Суть: Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение может способствовать реализации :

O сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

O достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

O Недостотки:в меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков;

O требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Проблемная ситуация

O В процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося.

O Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

O В основе ее создания лежат положения:

Ø процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

Ø проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

Ø условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

Ø закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

O Компоненты проблемной ситуации:

v необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

v неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

v возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

v Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации

Типы проблемных ситуаций

O несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями;

O при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы;

O когда ученики сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний;

O если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа;

O при решении технических задач, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.

O При противоречии в схемах между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

Правила создания проблемных ситуаций

O Задание должно открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

O Условия:

Ø задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

Ø неизвестное, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

Ø выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Ø Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

Ø Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

Ø В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.

O Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

 

Программированное обучение

O Время появления:1954 г.

O Автор:Б. Скиннер

O Суть:Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

O В основе 2 требования:

Ø уйти от контроля к самоконтролю;

Ø перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Признаки ПО

v наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;

v расчленённость учебной части на шаги, связанные в соответствии с дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;

v завершение каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить об успешности учащегося и предложение средств для коррекции;

v использование автоматического и полуавтоматического устройства (матрицы);

v индивидуализация обучения

обучающая программа

O Обучающая программа –специально созданное пособие, в котором программируется не только учебный материал, но и его усвоение, и контроль.

O Функции ОП:

Ø Служит источником информации

Ø Организует учебный процесс

Ø Контролирует степень усвоения материала

Ø Регулирует темп изучение предмета

Ø Дает необходимые разъяснения

Ø Предупреждает ошибки

Структура ОП:

ü Вступительная часть («завлекалочка», инструкция);

ü Основная часть (пошаговое выполнение заданий);

ü Заключительная часть (обобщение, систематизация, контроль).

Алгоритминизированное обучение

O Время происхождения: 1967 г.

O Автор: Л.Н. Ланда

O Суть:управление мыслительными процессами, для выработки правильного алгоритма умственных действий

O Алгоритм – предписание, которое на основе установленной системы правил задает последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решить задачи определенного класса.

O Преимущество: - возможность формализации и модельного представления процесса обучения.

Компьютеризация обучения

O - система обучения с помощью компьютера;

Используется для:

v Формирования у учащихся общеучебных и специальных ЗУН по конкретным предметам;

v Контроля, оценки и коррекции результатов обучения;

v Организация индивидуального и группового обучения;

v Управление процессом обучения.

Классификация комп программ

q Автоматизированные системы обучения

q Предметно-ориентированные среды

q Лабораторные практикумы

q Треножеры

q Контролирующие программы

q Справочные системы

q Компьютерные игры

O Гипнопедия – (hypnos – сон и paideia – обучение, воспитание) – обучение во время естестественного сна.

Авторы:

O А.М. Свядощ 1936 г. “Восприяте речи во время естественного сна”

O Л.А. Близнеченко 1940 г. - обучение иностранному языку во время сна

O Э. Браун 1947 г. Создал “домифон”

Тема 3: Психология учебной деятельности

O Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

O Виды научения:

q Научение реактивным формам поведения;

q Оперантное обусловливание

q Когнитивное научение

Научение реактивным формам поведения

O Габитуация – (привыкание) - ослабление реакции на раздражитель при его многократном повторении;

O Сенсибилизация –усиление чувствительности при повторении стимула;

O Импринтинг– (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности к первому движущемуся объекту, который попадает в поле зрения новорожденного.

O Условно-рефлекторное научение –классическое обусловливание

Оперантное обусловливание

O Суть – имеет тенденцию повторятся то поведение, которое подкрепляется и вознаграждается.

O Авторы: Э.Торндайк, Б.Скиннер

O Научение методом проб и ошибок - Э. Торндайк

O Оперантное обусловливание = стимул-реакция-подкрепление – Б. Скиннер

O Научение путем наблюдения (подражание) – А. Бандура

Когнитивное научение

O Требует участия мыслительных процессов в обработке информации, после чего человек принимает решение.

O Стадии выработки психомоторных навыков:

O 1) когнитивная – внимание направлено на расшифровку.

O 2) ассоциативная – улучшение координации, интеграции элементов навыка

O 3) автономная – автоматизация навыка.

O Инсайт – решение приходит внезапно

Общая характеристика учебной деятельности

O Предмет УД– усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего ученик развивается.

O Средства обучения– интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), фоновые знания (индивидуальный опыт).

O Способы УД:

Ø Репродуктивные;

Ø Проблемно-творческие;

Ø Исследовательско-познавательные.

O Продукт УД– структурированное знание, новообразования в психике и поведении и индивидуальный опыт;

O Результат УД –потребность продолжать.

Структура учебной деятельности

O Внешняя структура:

Ø Учебная мотивация

Ø Учебные задачи

Ø Учебные действия

Ø Действия контроля

Ø Действия оценки

Учебная мотивация

O Познавательные:

v Широкие познавательные (ориентация учащихся на овладение ЗУН);

v Учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добычи знаний);

v Мотивы самообразования (направленность на самостоятельное совершенствование способов добычи знаний)

O Социальные:

v Широкие социальные мотивы (стремление получать знания чтобы быть полезным обществу, чувство ответственности и т.п.);

v Узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию, получить одобрение);

v Мотивы социального сотрудничества – ориентация на других людей

Учебные задачи

O По А.Н. Леонтьеву задача –это цель, данная в определенных условиях.

O Структура учебной задачи (А.Г. Балл):

q Предмет задачи в исходном состоянии;

q Модель требуемого состояния задачи

Психологические требования к задачам (Е.И. Машбиц):

ü Конструируется целый набор задач;

ü Задача должна обеспечивать достижение ближайших и отдаленных учебных целей

ü УЗ должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для успеха учебной деятельности.

ü Средства деятельности – должен быть продуктом обучения.

Учебные действия

ü восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);

ü наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;

ü сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;

ü предметно-практические действия;

ü устное или письменное изложение усвоенного материала;

ü языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;

ü подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;

ü выполнение различных задач и упражнений;

ü оценка качества действия, события, поведения.

Действия контроля

O Контроль- соотнесение хода и результата деятельности;

O 3 звена действия контроля:

v Модель желаемого результата действия;

v Процесс сравнения этого образа и реального действия;

v Принятие решения о продолжении или коррекции.

Стадии самоконтроля (П.П. Блонский):

1 – отсутствие самоконтроля (еще не усвоил и не может контролировать);

2 – «полный самоконтроль» - (проверка полноты и правильности воспроизведения);

3 – выборочный самоконтроль – контроль над самым главным;

4 – отсутствие видимого самоконтроля - контроль на основе прошлого опыта.

Деййстивия оцеки

O Действие оценки (самооценки) – позволяет определить в какой степени усвоен материал.

O Действие оценки может быть выражено:

v В форме развернутого суждения (парциальная оценка);

v В свернутой форме – отметка.

Самоорганизация УД.
Личностно-деятелностный подход

O Самостоятельная работа – высший вид УД

O Приемы формирования положительного отношения к обучению по А.К. Марковой:

v Приемы культуры чтения и слушания, краткой рациональной записи;

v Приемы запоминания;

v Приемы сосредоточения внимания, поэтапной проверки своей работы;

v Приемы поиска дополнительной информации;

v Приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам и лабораторным работам;

v Приемы рациональной организации времени.

Тема 3: Психологические аспекты современных методов обучения

Традиционные методы обучения

O Метод – способ достижения цели, способ приобретения знаний.

O Метод обучения – это система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования.

O Традиционная классификация методов обучения:

Ø Практический (опыты, упражнения, учебно-производительный труд);

Ø Наглядный(иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся);

Ø Словесный(беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, диспут, инструктаж, дискуссия);

Ø Работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование);

Ø Видеометод (просмотр, упражнение под контролем «электронного учителя», контроль).

O Групповая деятельность – совместная деятельность в группах высшего уровня развития (в среднем 2-7 ч.).

O Группа может быть индивидуально-личностным признакам;

Ø Гомогенной;

Ø Гетерогенной

O При групповой форме организации могут решатся все дидактические задачи:

v Изучение нового материала;

v Закрепление старого;

v Повторение;

v Применение знаний на практике;

v Решение творческих задач.

O Суть интенсивный метод, существует взаимосвязь между уровнем развития группы и результативностью процесса обучения.

O Авторы: Г.А. Китайгородская, Г. Лозанов.

O Основные положения:

q Психолого-педагогические принципы организации УД (организация обучения через систему коллективных усилий);

q Психолого-методические принципы обучения:

Ø Двуплановость процесса обучения;

Ø Глобальное использование всех средств и каналов воздействия на психику учащегося;

Ø Сочетание осознаваемого и неосознаваемого;

Ø Индивидуальное обучение через групповое.

O Типы взаимодействия в группах:

Ø Кооперация (сотрудничество);

Ø Конфликт (соперничество);

Ø Соревнование.

Начало – создание конфликтной ситуации, активизирующей групповую работу.

Проблемная ситуация – интеллектуальное затруднение человека, не нахождение им объяснения какому-либо факту, явлению; конфликт между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новое явление.