История развития педагогической психологии

Q Представители когнитивной психологии

Q Формирующие методы

Направления в пед псих

q Внесли вклад в педагогическую психологию:

q Представители гештальтпсихологии:

Ø Макс Верегеймер

Ø Вольфганг Келер

Ø Курт Коффка

Ø Курт Левин

q Представители гуманистической психологии:

Ø Карл Роджерс

Ø Абрахам Маслоу

Ø Дон Норман

Ø Ульрих Найссер

 

И.А. Зимняя выделяет три этапа становления и развития педагогической психологии:

Ø Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим.

Ø Второй этап- с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.

Ø Третий этап- с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.

Ø 1-ый этап –
середина XVII - конец XIX в.

O Суть: стала осознаваться необходимость «психологизировать» педагогику.

O Представители:

Ø Я.А. Коменский (1592-1670 гг.),

Ø Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.),

Ø И. Песталоцци (1746-1827 гг.),

Ø И.Гербарт (1776-1841 гг.),

Ø А. Дистерверг (1790-1866 гг.),

Ø К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.),

Ø П.Ф. Каптерев (1849-1932 гг.).

Ø С.Т. Шацкий (1878-1934 гг.).

ü Я. А. Коменский «Великая дидактика» - 1657 г.;

ü Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»

ü П.Ф. Каптерев

«Педагогическая психология» 1877 г.;

«Дидактические очерки. Теория образования» 1885 г.;

ü И.Ф. Гербарт

«Психология, по-новому основанная на метафизике, опыте и математике» 1816 г;

«Учебник психологии» 1834 г.;

ü К.Д.Ушинский

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» 1867 г.

O Дж. Сели «Очерки психологии детства»

O Второй этап - с конца XIX в.
до начала 50-х гг. XX в.

O Сутьоформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль

O Представители:

O А.П. Нечаев, М. Оффнер, Э. Мейман, А. Бине, Б. Анри, Дж.М. Болдуин, Г. Эббингауз, Ж.Пиаже, А. Валлон, Дж. Уотсон, Э.Толмен, К. Бюллер, К. Халл, Б. Скиннер, Дж. Кеттелл, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Т. Симон, В. Штерн и др.

v Э. Мейман

Ø «Лекции по экспериментальной психологии»,

Ø «Журнал по педагогической психологии».

v Уильям Штерн

Ø «Личность и вещь» 1906—1924 г.г.

v Альфред Бине

Ø «Психология умозаключения»

Ø «Методика исследования умственного развития».

v Блонский П.П.

Ø «Память и мышление» 1935 г.

v Йозеф Лингарт

Ø «Процесс и структура человеческого учения».

Ø Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Ø Идея создания педологии принадлежит Стенли Холлу

Ø Представители:

Ø С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.

Ø В педологии комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.

Исследования

O В отечественной педагогической психологии с 30-х гг. были развернуты исследования процессуальных аспектов обучения и развития:

O взаимосвязи восприятия и мышления в познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн, С.Н. Шабалин);

O соотношения памяти и мышления (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др.);

O развития мышления и речи дошкольников и школьников (А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);

O механизмов и этапов овладения понятиями (Ж.И. Шиф, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк и др.);

O возникновения и развития познавательных интересов у детей (Н.Г. Морозова и др.).

O Третий этап - с середины XX в. до настоящего времени

O Суть: разработка теоретических основ педагогической психологии (психологических теорий обучения).

O Представители:

O Б.Скиннер, В. Оконь, М.И. Махмутов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.К. Маркова, А.А. Вербицкий, И. Лингарт, И.И. Ильясов, Д.Н. Богоявленская, Г.К. Лозанов, Г.А. Китайгородская, А.В. Петровский, Ш.А. Амоношвили и др.

O Основные теории

O 1954 г. Б.Ф. Скиннер - программированное обучение;

O 60-е гг. Л.Н. Ланда - теория алгоритмизации учебной деятельности;

O в 70-е-80-е гг. В. Оконь, М.И. Махмутов – система проблемного обучения;

O В 1957-1958 гг. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина - теория поэтапного формирования умственных действий;

O Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков - теория развивающего обучения;

O Г.К. Лозанов – суггестопедия , суггестология (60-70-е гг. прошлого столетия).

O Э. Толмен- латентное научение;

O Г.А. Китайгородская – метод активизации резервных возможностей человека

O Основные разработки

O психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению;

O содержание и организация начального образования (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.);

O психологические причины неуспеваемости школьников (Н.А. Менчинская);

O психолого-педагогические критерии эффективности обучения (И.С. Якиманская).

O С конца 70-х гг. ХХ в. - создание психологической службы в школе (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин и др.). :

O разработаны концептуальные подходы к деятельности психологической службы,

O оснащение ее диагностическими средствами,

O подготовка практических психологов.

O 4 Методологические подходы к образованию в современных условиях

O Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества, государства, сопровождающий констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

O Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

O Соотношение образования и культуры:

O В рамках культурологической парадигмы педагогической системы

O Через формирование поликультурного образования

O В условиях культурно-образовательных центров

O Через анализ учебных дисциплин культурологической направленности

O Через анализ путей и способов развития культуры субъектов образования

O Через описание и прогнозирование культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи, раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека

O Через обобщение, сохранение и возрождение культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации.

O Система образования – это открытая, непрерывно развивающаяся и постоянно обновляющаяся система, ориентированная на будущее, по обучению и воспитанию человека.

O Общая цель образовательно процесса –сохранение и дальнейшее развитие общества.

q Тенденции современного образования по А.А. Вербицкому:

ü осознание каждого уровня образования как части системы непрерывного образования в стране;

ü индустриализация обучения;

ü переход от информационных к активным методам обучения;

ü стимуляция, развитие, организация творческой самостоятельной деятельности учащегося;

ü организация взаимодействия педагога и учащегося как коллективной деятельности.