История развития педагогической психологии
Q Представители когнитивной психологии
Q Формирующие методы
Направления в пед псих
q Внесли вклад в педагогическую психологию:
q Представители гештальтпсихологии:
Ø Макс Верегеймер
Ø Вольфганг Келер
Ø Курт Коффка
Ø Курт Левин
q Представители гуманистической психологии:
Ø Карл Роджерс
Ø Абрахам Маслоу
Ø Дон Норман
Ø Ульрих Найссер
И.А. Зимняя выделяет три этапа становления и развития педагогической психологии:
Ø Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим.
Ø Второй этап- с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.
Ø Третий этап- с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
Ø 1-ый этап –
середина XVII - конец XIX в.
O Суть: стала осознаваться необходимость «психологизировать» педагогику.
O Представители:
Ø Я.А. Коменский (1592-1670 гг.),
Ø Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.),
Ø И. Песталоцци (1746-1827 гг.),
Ø И.Гербарт (1776-1841 гг.),
Ø А. Дистерверг (1790-1866 гг.),
Ø К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.),
Ø П.Ф. Каптерев (1849-1932 гг.).
Ø С.Т. Шацкий (1878-1934 гг.).
ü Я. А. Коменский «Великая дидактика» - 1657 г.;
ü Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
ü П.Ф. Каптерев
«Педагогическая психология» 1877 г.;
«Дидактические очерки. Теория образования» 1885 г.;
ü И.Ф. Гербарт
«Психология, по-новому основанная на метафизике, опыте и математике» 1816 г;
«Учебник психологии» 1834 г.;
ü К.Д.Ушинский
«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» 1867 г.
O Дж. Сели «Очерки психологии детства»
O Второй этап - с конца XIX в.
до начала 50-х гг. XX в.
O Суть – оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль
O Представители:
O А.П. Нечаев, М. Оффнер, Э. Мейман, А. Бине, Б. Анри, Дж.М. Болдуин, Г. Эббингауз, Ж.Пиаже, А. Валлон, Дж. Уотсон, Э.Толмен, К. Бюллер, К. Халл, Б. Скиннер, Дж. Кеттелл, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Т. Симон, В. Штерн и др.
v Э. Мейман
Ø «Лекции по экспериментальной психологии»,
Ø «Журнал по педагогической психологии».
v Уильям Штерн
Ø «Личность и вещь» 1906—1924 г.г.
v Альфред Бине
Ø «Психология умозаключения»
Ø «Методика исследования умственного развития».
v Блонский П.П.
Ø «Память и мышление» 1935 г.
v Йозеф Лингарт
Ø «Процесс и структура человеческого учения».
Ø Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Ø Идея создания педологии принадлежит Стенли Холлу
Ø Представители:
Ø С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.
Ø В педологии комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.
Исследования
O В отечественной педагогической психологии с 30-х гг. были развернуты исследования процессуальных аспектов обучения и развития:
O взаимосвязи восприятия и мышления в познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн, С.Н. Шабалин);
O соотношения памяти и мышления (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др.);
O развития мышления и речи дошкольников и школьников (А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);
O механизмов и этапов овладения понятиями (Ж.И. Шиф, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк и др.);
O возникновения и развития познавательных интересов у детей (Н.Г. Морозова и др.).
O Третий этап - с середины XX в. до настоящего времени
O Суть: разработка теоретических основ педагогической психологии (психологических теорий обучения).
O Представители:
O Б.Скиннер, В. Оконь, М.И. Махмутов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.К. Маркова, А.А. Вербицкий, И. Лингарт, И.И. Ильясов, Д.Н. Богоявленская, Г.К. Лозанов, Г.А. Китайгородская, А.В. Петровский, Ш.А. Амоношвили и др.
O Основные теории
O 1954 г. Б.Ф. Скиннер - программированное обучение;
O 60-е гг. Л.Н. Ланда - теория алгоритмизации учебной деятельности;
O в 70-е-80-е гг. В. Оконь, М.И. Махмутов – система проблемного обучения;
O В 1957-1958 гг. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина - теория поэтапного формирования умственных действий;
O Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков - теория развивающего обучения;
O Г.К. Лозанов – суггестопедия , суггестология (60-70-е гг. прошлого столетия).
O Э. Толмен- латентное научение;
O Г.А. Китайгородская – метод активизации резервных возможностей человека
O Основные разработки
O психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению;
O содержание и организация начального образования (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.);
O психологические причины неуспеваемости школьников (Н.А. Менчинская);
O психолого-педагогические критерии эффективности обучения (И.С. Якиманская).
O С конца 70-х гг. ХХ в. - создание психологической службы в школе (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин и др.). :
O разработаны концептуальные подходы к деятельности психологической службы,
O оснащение ее диагностическими средствами,
O подготовка практических психологов.
O 4 Методологические подходы к образованию в современных условиях
O Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества, государства, сопровождающий констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.
O Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
O Соотношение образования и культуры:
O В рамках культурологической парадигмы педагогической системы
O Через формирование поликультурного образования
O В условиях культурно-образовательных центров
O Через анализ учебных дисциплин культурологической направленности
O Через анализ путей и способов развития культуры субъектов образования
O Через описание и прогнозирование культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи, раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека
O Через обобщение, сохранение и возрождение культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации.
O Система образования – это открытая, непрерывно развивающаяся и постоянно обновляющаяся система, ориентированная на будущее, по обучению и воспитанию человека.
O Общая цель образовательно процесса –сохранение и дальнейшее развитие общества.
q Тенденции современного образования по А.А. Вербицкому:
ü осознание каждого уровня образования как части системы непрерывного образования в стране;
ü индустриализация обучения;
ü переход от информационных к активным методам обучения;
ü стимуляция, развитие, организация творческой самостоятельной деятельности учащегося;
ü организация взаимодействия педагога и учащегося как коллективной деятельности.