Предмет и задачи педагогической психологии
O Термин "педагогическая психология" был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.
O Педагогическая психология– наука, которая выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в различных условиях учебно-воспитательной деятельности.
O Она тесно связана с педагогикой,
детской и дифференциальной
психологией, психофизиологией.
O Предметом педагогической психологииявляются психологические закономерности и особенности:
O овладения знаниями, умениями и навыками;
O изменений в психике, под влиянием обучения и воспитания;
O организации образовательного процесса и управления им;
O осуществления педагогического взаимодействия
задачи:
O раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
O определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
O определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
O определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
O изучение психологических основ деятельности педагога;
O определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
O определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
O разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.
O Структура педагогической психологии
O И.А. Зимняя в структуру ПП включила:
Ø Психологию образовательной деятельности
Ø Психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося
Ø Психология педагогической деятельности и ее субъекта – преподавателя
Ø Психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения
Ø 2 Методы исследования педагогической психологии
O Источники получения информации в научной практике:
v L-данные (Life record data) – источник информации, полученной путем регистрации жизни человека (наблюдение и экспертные оценки);
v Q-данные (Questionnaire data) – источник информации полученной на основании опросников и другие методы самооценок.
v T-данные (Objective test data) – данные объективных тестовых методик.
Классификация методов
q Не экспериментальные методы(наблюдение, анкетирование, беседа, архивный метод);
q Диагностические методы(тесты способностей, умений и навыков, на восприятие, опросники, мнения, эстетические, проективные, ситуационные, физиологические, физические, объективные, игровые)
q Экспериментальные методы(естественный, моделирующий, лабораторный)