Предмет и задачи педагогической психологии

O Термин "педагогическая психология" был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.

O Педагогическая психология– наука, которая выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в различных условиях учебно-воспитательной деятельности.

O Она тесно связана с педагогикой,

детской и дифференциальной

психологией, психофизиологией.

O Предметом педагогической психологииявляются психологические закономерности и особенности:

O овладения знаниями, умениями и навыками;

O изменений в психике, под влиянием обучения и воспитания;

O организации образовательного процесса и управления им;

O осуществления педагогического взаимодействия

задачи:

O раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

O определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

O определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

O определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

O изучение психологических основ деятельности педагога;

O определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

O определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;

O разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

O Структура педагогической психологии

O И.А. Зимняя в структуру ПП включила:

Ø Психологию образовательной деятельности

Ø Психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося

Ø Психология педагогической деятельности и ее субъекта – преподавателя

Ø Психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения

Ø 2 Методы исследования педагогической психологии

O Источники получения информации в научной практике:

v L-данные (Life record data) – источник информации, полученной путем регистрации жизни человека (наблюдение и экспертные оценки);

v Q-данные (Questionnaire data) – источник информации полученной на основании опросников и другие методы самооценок.

v T-данные (Objective test data) – данные объективных тестовых методик.

Классификация методов

q Не экспериментальные методы(наблюдение, анкетирование, беседа, архивный метод);

q Диагностические методы(тесты способностей, умений и навыков, на восприятие, опросники, мнения, эстетические, проективные, ситуационные, физиологические, физические, объективные, игровые)

q Экспериментальные методы(естественный, моделирующий, лабораторный)