Оффшорный бизнес и управление компаниями через оффшорные зоны

 

Создание предприятий в оффшорных зонах позволяет повысить эффективность их внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено системой льгот, которые они предоставляют иностранным инвесторам. Оффшорные зоны весьма разнообразны по видам и характеризуются индивидуальной системой льгот. При проведении операций по купле-продаже товаров через оффшорные зоны, как правило, предоставляются следующие льготы:

а) Налог на прибыль в оффшорных зонах отсутствует или составляет незначительный процент: 1-4%. Вместо налогов уплачивается ежегодный сбор, который не зависит от размера получаемых доходов. Величина его обычно составляет от 150 до 1000 долл. США в год.

б) Процедура регистрации значительно упрощена. Регистрация может быть проведена в достаточно короткие сроки. Однако надо иметь ввиду, что зарегистрировать компанию в течение трех дней практически невозможно.

в) Управление осуществляется через специализированные секретарские компании. Имя владельца компании сохраняется в тайне.

г) Отсутствуют ограничения на вывоз валюты. Фирмы могут осуществлять и получать платежи в любой валюте.

д) Простота финансовой отчетности: предоставляется только ежегодный отчет.

При выборе страны для размещения зарубежной фирмы и формы ее регистрации необходимо провести анализ и сопоставление налоговых условий стран, где планируется создание фирмы, оценить условия ввоза-вывоза капитала, разработать схемы международных деловых операций, обеспечивающие снижение налогов и других затрат и выработать механизм реинвестирования доходов.

Иностранные инвесторы открывают фирмы в оффшорных зонах с целью коммерческой, финансовой, управленческой, страховой деятельности и для управления судоходными компаниями.

Холдинговые компании создаются в оффшорных центрах для избежания высокого налогообложения в своей стране при переводе валютных потоков и дивидендов других торговых и производственных предприятий. Наибольшее количество холдингов создано в Лихтенштейне (около 20 тыс.), Швейцарии (около 10 тыс.) и Люксембурге (около 2 тыс.).

Инвестиционные компании учреждаются в оффшорых центрах профессиональными финансовыми организациями обычно в виде фондов ценных бумаг, они могут выпускать так же собственные акции. Преимущество создания инвестиционных фондов в этих центрах - в отсутствии налога на доходы от прироста капитала. Оффшорными зонами для создания инвестиционных компаний являются Нормандские о-ва, о-в Мэн.

Основная цель учреждения банков в налоговых гаванях - проведение операций на рынке евровалют при использовании льготных условий. Так, в Люксембурге нет требования об образовании банковских резервов, в Швейцарии отсутствует валютный контроль. Оффшорными центрами для учреждения банков являются также Гибралтар, о-в Мэн, Ирландия.

Страховые компании открываются преимущественно на Бермудских о-вах с целью получения льготного налогообложения при проведении различных операций страхования.

Судоходные компании создаются в оффшорных зонах (в Либерии, в Панаме) для использования "удобного флага".

 

Проблемные и дискуссионные вопросы, которые предлагается обсуждать на занятиях:

 

1. Обсудите особенности управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях (на конкретных примерах). При этом акцентируйте внимание на форме регистрации предприятия, его размере, виде деятельности.

2. Какие документы по внешнеторговым сделкам оформляют специалисты внешнеторговых отделов производственных предприятий?

3. Какие функции в области регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия выполняет отдел сбыта, отдел маркетинга?

4. Какова роль МИД, БелТПП в регулировании внешнеторговой деятельности предприятий Беларуси?

5. Как оценить эффективность текущей внешнеэкономической деятельности предприятия?

6. Какие источники информации используются для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия?

7. Какие показатели рассчитываются при проведении управленческого учета на предприятии?

8. Поведите примеры компаний – наиболее популярных брендов, работающих в Республике Беларусь?

9. Покажите на конкретном примере влияние бренда на эффективность внешнеторговой деятельности предприятия.

10. Обсудите вопрос регулирования работы компаний через оффшорные зоны в Республике Беларусь.