Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия
Система органов управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии
Предприятие – основное звено внешнеэкономического комплекса страны.
Предприятия, имеющие выход на внешний рынок, могут образовывать в своем составе внешнеторговые фирмы, управления внешнеэкономической деятельности или отделы внешних экономических связей, а так же отделы маркетинга. Их организационная структура зависит, прежде всего, от размера предприятия, объема и номенклатуры экспортируемой и импортируемой продукции, а так же от степени сложности продаваемой продукции, опыта внешнеэкономической деятельности, организационных форм сбыта продукции.
Основными задачами внешнеторговой фирмы являются:
· осуществление совместно с другими производственными подразделениями предприятия внешнеторговых сделок закрепленной номенклатуре;
· развитие экспорта товаров и услуг и улучшение его товарной и региональной структуры, расширение номенклатуры;
· повышение качества и конкурентоспособности экспортируемых товаров;
· повышение эффективности импортных закупок в соответствии со стратегией развития предприятия и обеспечение рационального расходования средств в иностранной валюте;
· изучение и анализ конъюнктуры мирового рынка по закрепленной за предприятием товарной номенклатуре, систематическое изучение деятельности важнейших отечественных и зарубежных конкурентов и разработка предложений по повышению эффективности экспорта и импорта;
· установление научно-технического и производственного сотрудничества с зарубежными странами;
· организация послепродажного сервиса за рубежом.
Понятие эффективности является весьма сложным и многосторонним. Современные международные представления об эффективности заключаются в том, что организация является эффективной в том случае, когда ее действия совпадают с ожиданиями всех участников ее деятельности. В современной практике понятие эффективности деятельности организации находит свое трактование для каждого субъекта, имеющего отношение к данному предприятию. Для собственника или руководителя предприятия это может быть объем прибыли, рентабельность и конкурентоспособность, для работника – рабочий климат, уровень заработной платы и качество решений, принимаемых высшим руководством, для потребителя – качество выпускаемой продукции, уровень сервиса, оказываемого клиентам. С позиции государства организация является эффективной, если соблюдает законы и правила, которые регулируют ее деятельность, если общество удовлетворено в целом деятельностью предприятия.
Экономическая концепция эффективности деятельности организации делает акцент на создание добавленной стоимости, что, без сомнения, является желаемой целью для всех компаний. Вместе с тем необходимо учитывать и другие аспекты эффективности: человеческий, социальный и др.
Для того, чтобы получить представление об эффективности работы организации полезно провести сравнение показателей деятельности анализируемого предприятия с показателями других компаний, работающих в той же бизнес-сфере.
Показатели эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия подразделяются на:
· текущие;
· стратегические.
Текущие показатели – это показатели внешнеэкономической деятельности, характеризующие предыдущую деятельность (за год, квартал, месяц).
К текущим количественным показателям относятся: объем экспорта в стоимостном выражении в сравнении с предыдущим периодом (по странам), объем экспорта в натуральном выражении, доля экспорта в общем объеме реализуемой продукции, объем валютных поступлений от экспорта и динамика их роста, объем импорта и доля импорта в стоимости конечной продукции.
Экономический эффект от экспорта в стоимостном выражении определяется следующим образом:
ЭЭэкс = О вф + Вр – Зэкс
где:
ЭЭэкс – показатель экономического эффекта экспорта, руб.;
О вф – рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый пересчетом валютной выручки (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству) в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб.;
Вр – валютная выручка от обязательной продажи части валюты государству, руб.;
Зэкс – полные затраты предприятия на экспорт, которые включают: затраты на производство и реализацию продукции (реклама, маркетинг, транспорт, страхование, пошлины, сборы и др.)
По экономическому содержанию показатель эффекта от экспорта соответствует понятию прибыли.
Показатель экономической эффективности экспорта рассчитывается следующим образом:
Ээкс = (Овф + Вр)/Зэкс
где:
Ээкс – показатель экономической эффективности экспорта, руб./руб.;
Экономический смысл показателя эффективности экспорта состоит в том, что он показывает, какое количество выгоды, выручки имеется на каждый рубль затрат. Необходимым условием эффективности экспорта является то, чтобы этот показатель был больше единицы.
Экономический эффект от импорта с целью продажи импортируемого товара на внутреннем рынке определяется следующим образом:
ЭЭимп = Цр.и. – Цп.и.
где:
ЭЭимп – показатель экономического эффекта импорта, руб.
Цр.и. – цена реализации импортных товаров за вычетом расходов, связанных с реализацией (реклама, маркетинг, транспорт и др.), руб.;
Цп.и. – цена покупки импортных товаров (импортером), включающая все расходы, связанные с их приобретением (цена контракта, пошлины, транспорт, страховка, оплата услуг посредников и др.), руб.;
Экономический смысл показателя эффекта от импорта товаров заключается в том, что он показывает, какую прибыль будет иметь импортер от закупки и реализации на внутреннем рынке импортных товаров.
Показатель экономической эффективности импорта от реализации товара на внутреннем рынке Эимп рассчитывается по формуле:
Эимп = Цр.и./Цп.и
Экономический смысл показателя эффективности импорта заключается в том, что он показывает, сколько рублей выручки получает импортер на каждый рубль затрат, связанных с импортом. Необходимым условием эффективного импорта является соотношение Эимп>1.
Основными показателями эффективности деятельности предприятия являются финансовые показатели – прибыльности (рентабельности), которые рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение прибыли к объему реализованной продукции. Как показывает зарубежная и отечественная практика, для анализа эффективности деятельности предприятия широко используются показатели: рентабельность по чистой прибыли (рентабельность активов) Ra и рентабельность продаж по чистой прибыли Rn. Данные показатели рассчитываются следующим образом:
Ra = ЧП/A Rn = ЧП/РП
где:
ЧП – чистая прибыль предприятия (или прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов), руб.;
А – активы (или имущество) предприятия, руб.;
РП – реализованная продукция, руб..
Рентабельность по чистой прибыли показывает прибыль, которую получает предприятие на один рубль имущества (активов) предприятия. Рентабельность продаж по чистой прибыли – один из индикаторов деятельности предприятия, который чутко реагирует как на внешние воздействия, в частности, через показатель объема реализованной продукции, так и на внутренние изменения.
Рентабельность продаж не показывает эффективности использования имущества предприятия, то есть его активов А. Показателем эффективности деятельности предприятия и критерием достаточности объема продаж при базовом уровне рентабельности может служить имущество предприятия, с помощью которого может быть определен показатель оборачиваемости активов О:
О = РП/А
Анализируя эффективность деятельности предприятия, нельзя ограничиваться лишь финансовыми показателями, следует проводить оценку всех параметров работы компании. Предприятие, делающее упор лишь на финансовую сторону своей работы, в долгосрочной перспективе может снижать эффективность своей работы.
Предприятия-экспортеры, безусловно, нуждаются в мониторинге эффективности внешнеэкономической деятельности. Основные резервы эффективности заложены в подразделениях предприятия, задействованных во внешнеэкономической деятельности, существенно зависят от связей с поставщиками и клиентами.
Низкие показатели в краткосрочном периоде, в частности, рентабельности не во всех случаях свидетельствуют о неэффективной работе предприятия. Так, они будут невысокими, если предприятие инвестирует значительные средства на приобретение новых технологий и оборудования.
Стратегические показатели – это качественные показатели, определяющие будущие достижения предприятия во внешнеэкономической деятельности. При этом система критериев оценки эффективности внешнеэкономической деятельности может включать.